Учёт

Оптимизация налоговых льгот и повышение их эффективности

1857
Правительством совместно с бизнес-сообществом, с учетом рекомендаций Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета завершена работа по ревизии действующих налоговых льгот и оценке их эффективности, - сообщил вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов на круглом столе в Сенате.

Из всех 281 действующих налоговых льгот 118 являются стандартными и 163 – нестандартными, - подчеркнул 1-ый Вице-министр.

163 нестандартных налоговых льгот были классифицированы на группы:

1) Социальные – предоставляющие дополнительную поддержку отдельным группам населения (инвалиды, многодетные семьи, дети-сироты и т.д.), количество таких льгот 64 или 39% от всех нестандартных льгот;

2) Экономические – стимулирующие развитие и модернизацию производства, приоритетных отраслей экономики, внедрение высокотехнологичных производств, таких льгот 67 или 41%;

3) Внешнеэкономические – направленные на развитие импортно-экспортного потенциала страны, 16 льгот или 10%;

4) Инвестиционные – для привлечения инвестиций в экономику, также 16 льгот или 10%.

На основании использования вышеизложенных критериев были определены льготы, подлежащие сокращению в первую очередь, это:

1) временные;

2) индивидуальные;

3) противоречащие требованиям вступления в ВТО.

Более того, проведен анализ влияния льгот на сектора экономики, по результатам проведенной ревизии сделаны следующие выводы по влиянию налоговых льгот:

1) на приток прямых иностранных инвестиций

2) на малый и средний бизнес

3) на развитие сельского хозяйства

В Казахстане, за последние 4 года привлечено почти 50% от валового притока прямых иностранных инвестиций за все годы независимости, а за годы Государственной программы индустриально-инновационного развития в обрабатывающий сектор привлечено столько же прямых иностранных инвестиций, сколько за все 16 лет до него.

Марат Кусаинов также сообщил, что инвесторы, реализующие инвестиционные проекты будут освобождены от уплаты земельного, имущественного и корпоративного подоходного налога. В связи с этим, действующие налоговые льготы, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности подлежат сохранению и являются обоснованными и эффективными.

Вице-министр отметил, что в течение последних 6 лет Казахстан сегодня повысил свою позицию в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка, характеризующем степень легкости ведения бизнеса с 80-го до 50-го места из 189 стран, при этом по показателю налогообложение занимает 18 место. Следует вывод о том, что действующие в настоящее время налоговые льготы, направленные на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса, являются обоснованными и эффективными, - подчеркнул он.

В 2014 году в Парламент РК внесен законопроект по вопросам налогообложения, где предусмотрены поправки в Налоговый кодекс, направленные на кардинальную поддержку субъектов агробизнеса.

По результатам проведенной ревизии налоговых льгот в законопроекте по налогообложению предлагается исключить льготы на сумму более 200 млрд. тенге, такие как:

1) уменьшение на 70% налога на землю в рамках специальных налоговых режимов для сельхозтоваропроизводителей;

2) освобождение от налогов на имущество и землю для стратегических инвестиционных проектов;

3) льгота при передаче неработающих активов Банком развития Казахстана в Инвестиционный фонд Казахстана;

4) льготы по налогообложению дивидендов;

5) освобождение от КПН вознаграждения по финансовому лизингу;

6) временные льготы с конкретным сроком их завершения.

В заключении Марат Кусаинов подчеркнул что, продолжается работа по выстраиванию гибкой налоговой политики, направленной на поддержку бизнеса, кардинальное улучшение бизнес среды, улучшение условий для инвесторов, дальнейшую диверсификацию и индустриализацию экономики, а также усиление конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в ЕврАзЭС, и в свете вступления Казахстана в ВТО.

Пресс-служба Министерства национальной экономики РК