Рынок труда и занятость
О ходе реализации Программы Дорожная карта занятости 2020
Во исполнение поручения Главы Государства постановлением Правительства от 19 июня 2013 года № 636 утверждена Дорожная карта занятости 2020 (далее – ДКЗ - 2020), которая является логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов и Программы занятости 2020.
Вновь принятая Программа включает в себя механизмы антикризисного реагирования, повышения эффективности регулирования рынка труда, в том числе прогнозирования и мониторинга рынка труда, вовлечения малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные меры содействия занятости.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
2. Создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел.
3. Содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя.
По данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 ноября т. г. подписаны социальные контракты с 94,6 тыс. желающих принять участие в Программе, в числе которых безработными являются – 59,6 тыс. человек (63,0%), самостоятельно занятыми – 28,5 тыс. человек (30,1%), малообеспеченными – 5,6 тыс. человек (5,9%) и 899 человек (0,9%) являются частично занятыми наемными работниками. При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет 53,8% , доля женщин– 48,2%.
В текущем году участниками Программы стали инвалиды (1045), воспитанники детских домов (163 детей-сирот) и лица, занятые на тяжелых работах, работах с вредными (особо) и (или) опасными условиями труда (1686 получателей государственных специальных пособий).
В рамках первого направления Программы в 2013 году предусмотрена реализация 1740 проектов, запланировано создание 23,3 тыс. рабочих мест.
На 1 ноября 2013 года на созданные рабочие места в проектах трудоустроено 19 174 человек, из которых 10 427 – участники Программы или 54,4% от трудоустроенных. На отчетную дату завершена реализация 922 проектов.
В рамках второго направления прошли обучение основам предпринимательства 8 841 человека. Микрокредиты получили 8559 человек, из которых 5962 человека открыли собственное дело.
По третьему направлению Программы профессиональным обучением охвачено 48 280 человек. На 1 ноября 2013 года завершили обучение 19 342 человек, из которых 13 042 трудоустроены. На социальные рабочие места трудоустроено 23 142 человек. Средний размер месячной заработной платы составил 45,7 тыс. тенге. На молодежную практику направлено 21 884 человек.
Повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя
На 1 ноября 2013 года завершено строительство 960 домов (3408 квартиры). Участниками Программы и членами их семей заселено 912 домов (3150 квартир) или 95% от введенных в эксплуатацию. На сегодня продолжается строительство 262 домов (1279 квартир) и по 94 домам (213 квартир) строительство/приобретение запланировано до конца т.г.
На реализацию направлений Дорожной карты занятости в 2013 году предусмотрено 104,9 млрд. тенге.
О ситуации на рынке труда
По данным Агентства РК по статистике уровень безработицы в стране составил 5,2 % в 3 квартале 2013 года (3 кв. 2012г. - 5,2%). При этом численность занятых соответственно увеличилась с 8 540,3 тыс. человек до 8 607,7 тыс. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 31,6% до 30,5%.
Реализация программ молодежной практики и создания социальных рабочих мест способствовали недопущению роста молодежной безработицы. Ее показатель в 3 квартале 2013 года сложился на уровне 3,9 %.
Регулирование миграционных процессов (по компетенции Министерства)
Привлечение в казахстанскую экономику иностранных специалистов остается одним из важных вопросов государственной политики в области трудовой миграции.
Согласно отчетным данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 октября 2013 года количество работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу (далее – ИРС), составило 3032 единиц. При этом, в данных организациях работает 398,1 тыс. казахстанских граждан и 24,9 тыс. или 5,9% иностранных граждан (6,2% в аналогичном периоде 2012 года).
В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан ежегодно устанавливается квота на привлечение в республику иностранных специалистов. В 2013 году квота установлена в размере 108,1 тыс. единиц или 1,2% к экономически активному населению республики.
В вопросах привлечения ИРС приоритет отдается высококвалифицированным работникам. По состоянию на 1 октября 2013 года действуют разрешения на привлечение 24 938 иностранных работников. Всего с начала года работодателям республики было выдано 19 884 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, из них 17 755 - работники I - III категории.
64,5% от общего количества ИРС в текущем году привлекалось для работы в строительстве и горнодобывающей промышленности.
Основными странами исхода трудовых мигрантов продолжают оставаться Китай (24,2%) и Турция (14,6%).
Предприятиями, привлекающими иностранную рабочую силу в текущем году в рамках выполнения особых условий, возлагаемых при выдаче разрешений, создано для казахстанских граждан – 16417 дополнительных рабочих мест, переобучено 3640 человек, повышена квалификация - 11604 местных работников и прошли профессиональную подготовку – 2254 казахстанских работников.
Проводится политика по замене иностранных работников казахстанскими, так с начала года 278 иностранных специалиста были заменены казахстанскими кадрами.
Переселение оралманов. С 1991 года по 01 октября 2013 г. на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 250 803 семей или 933 386 этнических казахов, в т.ч. за 9 месяцев 2013 г. 10 219 семей или 21 949 этнических казахов. Лица трудоспособного возраста составляют 55,2% человек, дети до 18 лет – 40,3% и пенсионеры – 4,5% человек.
Трудовые отношения
В целях совершенствования трудовых отношений в 2012 году были приняты и продолжают реализовываться:
- Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов (ППРК от 12 декабря 2012 года № 1295 ДСП) (далее – План). В рамках Плана сегодня разработаны критерии и система показателей, позволяющих определить уровень напряженности в трудовых коллективах;
- План мероприятий по организации правового всеобуча граждан основам трудового законодательства в Республике Казахстан на 2013-2015 годы», предусматривающий комплекс мероприятий по проведению обучения, тренингов для трудовых коллективов организаций по основам трудового законодательства, регулирования трудовых конфликтов и навыков ведения переговоров для достижения консенсуса. (ППРК от 13 декабря 2012 г. № 1581);
- Совместный план работы по искоренению наихудших форм детского труда на 2012-2014 годы.
В целях регулирования трудовых отношений и защиты трудовых прав граждан принимаются меры по развитию системы социального партнерства. Действуют трехсторонние комиссии на всех уровнях, заключено Генеральное соглашение на 2012-2014 г.г., 22 отраслевых и более 200 региональных соглашений (на уровне области, города, района).
На 1 ноября 2013 года системой коллективных договоров охвачено 58,4 тыс. предприятий, или 35,7% из числа действующих предприятий. При этом из числа крупных и средних предприятий 87,7% предприятий имеют коллективные договора.
Проводится работа по улучшению условий производства (внедрение системы оценки рисков, международных стандартов по безопасности и охране труда, аттестация предприятий).
По состоянию на 1 ноября 2013 года пострадало на производстве 1596 человека, (в аналогичном периоде 2012 года - 1781 пострадавших). При этом число погибших в случае производственного травматизма со смертельным исходом составило 232 человек, в аналогичном периоде 2012 года – 217.
Министерством проводится еженедельный мониторинг задолженности по заработной плате и совместно с Генеральной прокуратурой, региональными антикризисными штабами принимаются меры по ее погашению. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года она уменьшилась с 1,1 млрд. тенге до 1,0 млрд. тенге.
Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется на основе системы оценки рисков (СОР), внедренной с начала 2010 года.
По состоянию на 1 ноября 2013 года госинспекторами труда осуществлено 11 064 проверок, в ходе которых было выявлено более 29,6 тыс. нарушений трудового законодательства.
По результатам выявленных нарушений в отношении юридических лиц и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено более 8,7 тыс. штрафов на общую сумму 387,6 млн. тенге (на 01.11.2012 г. – 396,2 млн. тенге).
Повышение уровня благосостояния
В реализацию закреплённых в Конституции страны социальных гарантий особое значение занимает политика доходов и организация социальной обеспечения населения.
Оплата труда. С 1 января 2013 года минимальный размер заработной платы (МРЗП) установлен в сумме 18 660 тенге, рост по отношению к 2012 году – 17 439 тенге, составил 7%.
Повышается уровень оплаты труда. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника по видам экономической деятельности за январь-сентябрь 2013 года составила 106 225 тенге и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 7,1 %. Индекс реальной заработной платы за январь-сентябрь 2013 года составил 100,9 % к соответствующему периоду 2012 года.
Социальное обеспечение и социальное страхование
В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, в основном соответствующая принципам рыночной экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на базовом, обязательном солидарном и добровольном уровнях.
По солидарной пенсионной системе
С 1 января 2013 года произведено повышение пенсионных выплат на 9 процентов.
Размер базовой пенсионной выплаты составляет 9330 тенге. С учетом базовой пенсионной выплаты, в 2013 году минимальный размер пенсионной выплаты составил 28 396 тенге, максимальный размер – 59 962 тенге. Средний размер - 41 583 тенге.
На 1 ноября 2013 года численность получателей пенсионных выплат составила свыше 1,8 млн. человек.
С 1 января 2014 года размеры всех пенсионных выплат будут повышены на 9 процентов, размер базовой пенсионной выплаты составит 9 983 тенге, минимальная пенсия (для назначаемых в 2014 году) – 20 782 тенге.
Максимальный доход, учитываемый для исчисления размеров вновь назначенных пенсий, будет составлять в 2014 году 72 228 тенге (39 МРП), максимальный размер вновь назначаемых пенсий с 1 января 2014 года – 54 171 тенге (75% от 39 МРП).
В республиканском бюджете соответствующие расходы на эти цели предусмотрены.
По накопительной пенсионной системе
На сегодняшний день на рынке пенсионных услуг республики осуществляют свою деятельность 8 накопительных пенсионных фондов.
По состоянию на 1 октября 2013 года объем пенсионных накоплений составил около 3,5 трлн. тенге. Количество индивидуальных пенсионных счетов за счет обязательных пенсионных взносов составило 8,5 млн. ед.
Переводы пенсионных накоплений получателей в страховые организации в соответствии с договором пенсионного аннуитета с начала года осуществлены 7,1 тыс. получателями на общую сумму 20,7 млрд. тенге.
Объем государственных гарантий сохранности обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на 1 октября 2013 года составил 4,9 млрд. тенге.
По социальному обеспечению
По состоянию на 1 ноября 2013 года по республике 37,5 тыс. получателей государственных специальных пособий по спискам № 1 и № 2. Размеры пособий в 2013 году составляют 15 579 тенге и 13 848 тенге, соответственно. На их выплату направлено 5,8 млрд. тенге.
В 2013 году размеры государственных социальных пособий (ГСП) повышены на 7 процентов. На 1 ноября 2013 года, всего в республике 648,7 тыс. получателей ГСП, в том числе инвалидов – 480,4 тыс. чел., семей, потерявших кормильца – 157,8 тыс. чел, по возрасту – 10,5 тыс. чел. Средний размер ГСП по состоянию на 1 ноября 2013 года составил по инвалидности – 18 933 тенге, по утере кормильца – 18 309 тенге, по возрасту – 9 330 тенге.
По социальному страхованию
За 9 месяцев 2013 года были произведены социальные выплаты 462 тыс. получателям в сумме 66,9 млрд. тенге, что на 5,4% больше, чем за аналогичный период 2012 года.
С введением с 2005 года обязательного социального страхования, работники формального сектора приобрели дополнительную форму социальной защиты при наступлении 5 социальных рисков.
Средний размер социальной выплаты из ГФСС по утрате трудоспособности за 9 месяцев т.г. составляет 8191 тенге, по потере кормильца – 10833 тенге.
Социальная поддержка материнства и детства
В соответствии с законодательством семьям, имеющим детей, выплачиваются 4 вида государственных пособий.
По состоянию на 1 ноября 2013 года, оказаны следующие меры поддержки семьям, имеющим детей:
- пособие на рождение (независимо от доходов) получили 318,3 тыс. человек, что на 1,4 % меньше аналогичного периода 2012 года. При этом расходы на выплату пособия составили 17,9 млрд. тенге;
- пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года (независимо от доходов) охвачено в среднем 153,6 тыс. человек, что выше на 3,9% аналогичного периода прошлого года. При этом расходы на выплату пособия составили 22,5 млрд. тенге;
- пособием на детей до 18 лет из малообеспеченных семей по состоянию на 1 ноября т.г. охвачено 554,8 тыс. детей, что меньше аналогичного показателя прошлого года на 6,5%, при этом сумма назначений составила 7,0 млрд. тенге;
- пособие лицам, воспитывающим ребенка-инвалида (независимо от доходов) получили в среднем 61,4 тыс. человек, на общую сумму 11,9 млрд. тенге.
Социальная поддержка уязвимых категорий населения.
Доля населения с доходами ниже ПМ во II квартале 2013 года составила 3,2% (городская местность – 1,3%, сельская местность – 5,5%) и уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 0,9 процентных пункта (4,1%).
Специальное государственное пособие
На 1 ноября 2013 года специальным государственным пособием охвачено в среднем 1 298,0 тыс. человек, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года больше на 0,7 %.
Адресная социальная помощь (АСП)
По состоянию на 1 ноября 2013 года АСП назначена 58,8 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности. Сумма назначений за данный период составила 1155,4 млн. тенге.
Жилищная помощь
На втором квартале 2013 года жилищная помощь назначена 108,1 тыс. семьям, что на 2,4% больше по сравнению с 1 ноябрем 2012 года. При этом сумма назначений составила 2,1 млрд. тенге. Средний размер жилищной помощи составил 2138,4 тенге.
Предоставление специальных социальных услуг
В соответствии с Законом РК «О специальных социальных услугах» проводится модернизация системы социального обслуживания услуг, поэтапно внедряются стандарты предоставления специальных социальных услуг.
Объем затрат за 2009-2012 годы из республиканского бюджета на реализацию 1 этапа реформы составил более 19,2 млрд. тенге.
По состоянию на начало года системой социального обслуживания было охвачено:
– свыше 20 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей – инвалидов в 103 медико-социальных учреждениях стационарного типа;
– 8 тыс. человек в 51 организациях полустационарного типа;
– 52,8 тыс. человек в 506 отделениях социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов, в том числе детей – инвалидов;
– 5,4 тыс. человек в 22 Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства.
В 2012 году социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг был реализован в 12 регионах среди 47 НПО с охватом более 2,7 тыс. человек.
На реализацию Стандартов из средств республиканского бюджета в 2013 году направлено 2383,2 млн. тенге, в том числе на:
- введение стандартов в медико-социальных учреждениях – 1308,3 млн. тенге;
- размещение государственного социального заказа среди НПО – 653,4 тыс. тенге;
- развитие сети отделений дневного пребывания – 421,5 млн. тенге
О социальной защите инвалидов
В настоящее время в Казахстане ведется работа по созданию условий к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Завершается реализация первого этапа (2012-2013 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы, утвержденного постановлением Правительства РК от 16.01.2012г. №64:
1) Начата работа по разработке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав инвалидов» (далее – законопроект). Концепция законопроекта рассмотрена и одобрена Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве РК.
2) Проводится оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов путем паспортизации объектов социальной и транспортной инфраструктуры. За первое полугодие т.г. проведена инвентаризация 16,5 тыс. объектов, из которых 12,7 тыс. объектов определены, как нуждающиеся в адаптации. Также Министерством направлены местным исполнительным органам:
- разработанные Методические рекомендации по проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры;
- 250 сборников нормативных правовых актов и государственных нормативов по вопросам обеспечения доступности объектов в основных сферах жизнедеятельности инвалидов при поддержке ПРООН в рамках совместного проекта.
3) Выстроена системная и целенаправленная работа по формированию позитивного отношения общества к проблемам инвалидности:
- ведется разработка специальной рубрики на собственном интернет - ресурсе «Конвенция о правах инвалидов»;
- реализуется Медиа-план на 2013 год, принятый совместным приказом министерства труда и социальной защиты населения, культуры и информации. В результате его реализации в средствах массовых информаций опубликованы 1626 фоторепортажей, статей, размещено 218 видеороликов на телеканалах, состоялось 311 выступлений на телевидении, проведены 529 круглых столов, семинаров, размещено на веб-сайтах 346 публикаций.
Итоги реализации первого этапа Плана мероприятий заслушаны на заседании Координационного совета в области социальной защиты инвалидов 24 мая т.г. и на заседании Правительства Республики Казахстан 28 мая т.г.
В т.г. с 7 июня по 25 октября во всех регионах страны стартовал республиканский конкурс «РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ» и охватил около 6 тыс. человек.
Участниками конкурса стали люди с ограниченными возможностями в возрасте от 6 до 45 лет, молодежные общественные объединения и организации, созданные инвалидами, которые приняли участие в 10 номинациях.
Финальный тур прошел с 23 по 24 октября т.г. в г. Астане и 25 октября 2013 года состоялся гала-концерт с награждением победителей.
Также 25 октября прошла республиканская практическая конференция «Выставка лучших социальных проектов, реализуемых в Казахстане», на которой представители 17 региональных неправительственных организаций, рекомендованные областными акиматами, гг. Алматы, Астана, презентовали свои лучшие социальные проекты перед широкой аудиторией. Принимающие в работе конференции представители Администрации Президента Республики Казахстан, депутаты Сената и Мажилиса Республики Казахстан, представители Гражданского Альянса, социальные партнёры, международные организации высоко оценили деятельность неправительственного сектора в вопросах социальной защиты нуждающихся категорий населения и единогласно признали социальную значимость проектов. Так, АО «Фонд национального благосостояния Самрук-Казына» поддержало 7 проектов, финансовая поддержка других проектов рассматривается.
Министерство труда и
социальной защиты населения РК