Учёт

В Порядок осуществления государственного контроля в ведении бизнеса внесены изменения

1391

Законом от 6 апреля 2024 года № 71-VІIІ  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» введены изменения и дополнения в некоторые Законы и Кодексы Республики Казахстан, сообщает  Учет.kz

Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением отдельных пунктов, которые вводятся в действие с 01 января 2025 года. 

Так, в Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», Закон РК «О регулировании торговой деятельности», Закон РК «О государственной статистике» внесены изменения и дополнения в части осуществления Государственного контроля в области ведения бизнеса.

Сравнительная таблица по введенным изменениям в некоторые Законы РК

Структурный элемент правового акта

Действующая редакция

Новая редакция

Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»

Статья 20-1.

 Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется в форме проверки и иных формах.

      2. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

1. Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется в форме проверки, проводимой на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

2. Проверки, проводимые на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.»;

пункт 7 статьи 21 

7. Руководитель профессиональной организации избирается на срок не более четырех лет и не может быть переизбран на два срока подряд.

7. Руководителем профессиональной организации не должно быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость.

Руководитель профессиональной организации избирается на срок не более четырех лет и не может быть переизбран на два срока подряд.»

Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»:

статья 5-1

пункт 2 исключить;

Государственный контроль в сфере электронного документа и электронной цифровой подписи

 1. Государственный контроль в сфере электронного документа и электронной цифровой подписи осуществляется в форме проверки и иных формах.

      2. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

 «1. Государственный контроль в сфере электронного документа и электронной цифровой подписи осуществляется в форме внеплановой проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

В отношении государственных органов осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи в соответствии с настоящим Законом.

Требование настоящего пункта не распространяется на Национальный Банк Республики Казахстан и организации, входящие в его структуру, и юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, а также специальные государственные органы Республики Казахстан.»;

дополнен статьей 5-4

отсутствует

 «Статья 5-4. Порядок проведения государственного контроля в отношении государственных органов за соблюдением законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи

1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи в отношении государственных органов (далее – субъекты контроля) проводится уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности в форме проверок.

Проверки делятся на периодические и внеплановые.

Периодические проверки в отношении субъектов контроля осуществляются согласно следующим источникам информации:

1) результатам предыдущих проверок;

2) результатам мониторинга отчетности и сведений;

3) результатам анализа интернет-ресурсов государственных органов;

4) сведениям оператора информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства».

2. Периодические проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в год в соответствии с планом проведения периодических проверок, утвержденным первым руководителем уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности.

Уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности не позднее 1 декабря года, предшествующего году проверок, утверждает план проведения периодических проверок.

План проведения периодических проверок размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности не позднее 20 декабря года, предшествующего году проверок.

План проведения периодических проверок включает:

1) номер и дату утверждения плана;

2) наименование государственного органа;

3) наименование субъекта контроля;

4) место нахождения субъекта (объекта) контроля;

5) сроки проведения проверки;

6) предмет проверки;

7) подпись лица, уполномоченного подписывать план.

Внесение изменений и дополнений в план проведения периодических проверок осуществляется в случаях ликвидации, реорганизации субъекта контроля, изменения его наименования или перераспределения полномочий между субъектами контроля.

3. Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности, в случаях:

1) наличия подтвержденных обращений на субъект контроля, поступивших от физических и юридических лиц, о нарушении требований законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи;

2) обращения физических и юридических лиц, права и законные интересы которых нарушены;

3) требования прокурора по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства;

4) обращения государственных органов по конкретным фактам причинения вреда правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, неустранение которых влечет причинение вреда правам и законным интересам физических и юридических лиц;

5) поручения органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

6) необходимости проведения контроля исполнения акта о результатах проверки.

4. Должностные лица уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности при проведении проверки имеют право:

1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с предметом проверки при предъявлении документов, указанных в пункте 8 настоящей статьи;

2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки;

3) осуществлять аудио-, фото- и видеосъемку;

4) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов, подведомственных и иных организаций.

5. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении проверки вправе:

1) не допускать к проверке должностных лиц уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности, прибывших для проведения проверки, в случаях:

превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки сроков (дополнительном акте о продлении срока при его наличии), не соответствующих срокам, установленным настоящей статьей;

отсутствия документов, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи;

2) обжаловать акт о результатах проверки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

6. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении проверки обязаны:

1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности на территорию и в помещения субъекта (объекта) контроля;

2) представлять должностным лицам уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки;

3) сделать отметку на втором экземпляре акта о назначении проверки и акта о результатах проверки в день ее окончания.

7. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки.

В акте о назначении проверки указываются:

1) дата и номер акта;

2) наименование государственного органа;

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;

4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлекаемых для проведения проверки;

5) наименование субъекта контроля, его место нахождения.

В случае проверки структурного подразделения государственного органа в акте о назначении проверки указываются его наименование и место нахождения;

6) предмет проверки;

7) вид проверки;

8) срок проведения проверки;

9) основания проведения проверки;

10) проверяемый период;

11) права и обязанности субъекта контроля;

12) подпись руководителя субъекта контроля либо его уполномоченного лица о получении или об отказе в получении акта;

13) подпись лица, уполномоченного подписывать акт.

При проведении проверки уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности обязан известить субъект контроля о начале проведения проверки не менее чем за сутки до ее начала с указанием предмета проведения проверки.

Началом проведения проверки считается дата вручения субъекту контроля акта о назначении проверки.

8. Должностные лица уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности, прибывшие на объект для проверки, обязаны предъявить субъекту контроля:

1) акт о назначении проверки;

2) служебное удостоверение либо идентификационную карту;

3) при необходимости – разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов.

9. Срок проведения проверки устанавливается с учетом предмета проверки, а также объема предстоящих работ и не должен превышать десять рабочих дней.

Срок проведения проверки может быть продлен только один раз не более чем на пятнадцать рабочих дней. Продление осуществляется решением руководителя уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности.

Продление сроков проведения проверки оформляется дополнительным актом о продлении сроков проверки с уведомлением субъекта контроля, в котором указываются дата и номер приказа предыдущего акта о назначении проверки и причины продления.

Уведомление о продлении сроков проверки вручается субъекту контроля уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности за один рабочий день до продления с уведомлением о вручении.

10. По результатам проверки должностными лицами уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности, осуществляющими проверку, составляется акт о результатах проверки.

Первый экземпляр акта о результатах проверки в электронной форме сдается в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта контроля, на бумажном носителе под роспись или в электронной форме вручается субъекту контроля (руководителю либо его уполномоченному лицу) для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий, третий экземпляр остается у уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности.

11. В акте о результатах проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование государственного органа;

3) номер и дата акта о назначении проверки (дополнительного акта о продлении срока при его наличии);

4) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;

5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлекаемых для проведения проверки;

6) наименование субъекта контроля, его место нахождения;

7) предмет проверки;

8) вид проверки;

9) срок и период проведения проверки;

10) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях и их характере;

11) требования об устранении выявленных нарушений требований законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи с указанием срока их исполнения;

12) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом руководителя субъекта контроля либо его уполномоченного лица, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи;

13) подпись должностных лиц, проводивших проверку.

К акту о результатах проверки прилагаются документы, связанные с результатами проверки (при их наличии), и их копии.

12. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки субъект контроля излагает их в письменном виде. Замечания и (или) возражения прилагаются к акту о результатах проверки, о чем делается соответствующая отметка.

Уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности должен рассмотреть замечания и (или) возражения субъекта контроля к акту о результатах проверки и в течение пятнадцати рабочих дней дать мотивированный ответ.

В случае отказа от принятия акта о результатах проверки составляется акт, который подписывается должностными лицами, осуществляющими проверку, и руководителем субъекта контроля либо его уполномоченным представителем.

Субъект контроля вправе отказаться от подписания акта, дав письменное объяснение о причине отказа.

13. Завершением срока проверки считается день вручения субъекту контроля акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки или дополнительном акте о продлении сроков проверки.

14. Сроки исполнения акта о результатах проверки определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее десяти календарных дней со дня вручения акта о результатах проверки.

15. При определении сроков исполнения акта о результатах проверки учитываются:

1) наличие у субъекта контроля организационных, технических возможностей по устранению нарушений;

2) сроки получения в государственных органах обязательных заключений, согласований и других документов, установленных законами Республики Казахстан.

16. По истечении срока устранения выявленных нарушений, установленного в акте о результатах проверки, субъект контроля обязан в течение срока, установленного в акте о результатах проверки, предоставить в уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности информацию об устранении выявленных нарушений с подтверждающими документами.

В случае непредоставления информации об устранении выявленных нарушений уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности вправе назначить внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 6) пункта 3 настоящей статьи.

17. В случае нарушения прав и законных интересов субъекта контроля при осуществлении проверки субъект контроля вправе обжаловать решения, действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;

Закон РК «О регулировании торговой деятельности»

Статья 33-2 п.4.

Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности

4. Государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары осуществляется уполномоченным органом и его должностными лицами на основании решений местных исполнительных органов об установлении таких цен на социально значимые продовольственные товары.

«4. Государственный контроль за соблюдением размера предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары осуществляется уполномоченным органом и его должностными лицами на основании утвержденного списка субъектов государственного контроля, в отношении которых будет проводиться государственный контроль за соблюдением размера предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары.»;

Закон РК «О государственной статистике»

статья 12-2

Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов

      1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов осуществляется в форме профилактического контроля без посещения респондентов.

      2. Профилактический контроль без посещения респондентов осуществляется в виде выявления непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, а также представления ими недостоверных первичных статистических данных.

      3. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения респондентов оформляется заключение, которое направляется респонденту в срок не позднее двух рабочих дней со дня выявления нарушений.

      4. Заключение вручается респонденту лично под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или электронному адресу, полученному из официальных источников, либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.

      5. Заключение, адресованное респонденту, направляется по месту регистрации респондента.

      6. Заключение признается надлежащим образом доставленным в случаях:

      1) наличия подписи респондента о получении заключения;

      2) направления заключения заказным письмом, которое вручается респонденту (физическому лицу) лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под роспись на подлежащем возврату отправителю уведомлении о вручении.

      Заключение, адресованное юридическому лицу, вручается руководителю либо его уполномоченному лицу, который расписывается в получении заключения на уведомлении о вручении с указанием своей фамилии, инициалов и должности;

      3) направления заключения заказным письмом по адресу регистрации респондента, но не врученного по причине отсутствия респондента (не проживает, не находится) по указанному адресу;

      4) направления заключения в виде текстового сообщения по абонентскому номеру сотовой связи или электронному адресу, которые респондент указал в ранее представленной статистической форме, подписанной респондентом или его представителем.

      7. При отказе респондента принять заключение лицо, доставляющее или вручающее его, делает соответствующую отметку на уведомлении, которое возвращается в орган (должностному лицу).

      8. Отказ респондента от принятия заключения не является препятствием к совершению дальнейших процессуальных действий.

      9. Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, должно быть исполнено в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения.

      10. Респондент в случае несогласия с нарушениями, указанными в заключении, вправе направить в уполномоченный орган или Национальный Банк Республики Казахстан, направивший заключение, возражение с доставлением его в уполномоченный орган или Национальный Банк Республики Казахстан в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем вручения заключения.

      11. Неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, предоставляет уполномоченному органу или Национальному Банку Республики Казахстан право возбудить административное производство.

      12. Профилактический контроль без посещения респондента проводится в сроки, установленные в статистической форме.

Статья 12-2. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов

1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов осуществляется соответствующими органами государственной статистики без посещения респондентов в соответствии с настоящим Законом.

2. Государственный контроль без посещения респондентов осуществляется в виде выявления непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, а также представления ими недостоверных первичных статистических данных.

3. Государственный контроль без посещения респондента проводится в сроки, установленные в статистической форме путем анализа:

1)  статистических форм, представляемых респондентами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

2)  информации, полученной по запросу территориальных подразделений уполномоченного органа в области государственной статистики, в пределах своей компетенции – при производстве официальной статистической информации для подтверждения достоверности первичных статистических данных.

4. При выявлении представления респондентами недостоверных первичных статистических данных органы государственной статистики, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, извещают респондента по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес), о необходимости внесения исправлений в статистические формы, содержащие первичные статистические данные, путем повторного представления статистической формы либо предоставления дополнительной информации, подтверждающей достоверность представленных первичных статистических данных, в течение одного рабочего дня.

При наличии достаточных оснований, указывающих на представление респондентами недостоверных первичных статистических данных, органы государственной статистики возбуждают производство по делу об административном правонарушении в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

5. При выявлении непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, органы государственной статистики возбуждают производство по делу об административном правонарушении и требуют от респондента представления соответствующих статистических форм с первичными статистическими данными путем направления сообщения по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах, или на контактные данные, полученные из официальных источников (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес).».