Учёт

О расширенном совещании Комитета финансового контроля Министерства финансов РК

2757

2 февраля 2011 года состоялось расширенное совещание Комитета финансового контроля с участием территориальных подразделений. На расширенном совещании были подведены итоги работы Комитета и его территориальных подразделений за 2010 год и поставлены задачи на 2011 год. Подведена рейтинговая оценка деятельности инспекций финансового контроля.

Тезисы из выступления Председателя Комитета финансового контроля Бейсембаева М. Т. на Коллегии Министерства финансов РК с участием Премьер–Министра Республики Казахстан Масимова К. К. 2 февраля 2011 года.

Деятельность Комитета в 2010 году была сосредоточена на выполнении задач, поставленных Министерством, и на достижении целей и показателей Стратегического Плана.

Во исполнение поручения Правительства в постоянном режиме проводился контроль и мониторинг за использованием средств Стратегии региональной занятости или «Дорожной карты». Проверены 2 376 инвестиционных проектов, а это почти 82% от общей суммы выделенных средств. Крупных фактов нецелевого использования средств или хищений не установлено. Однако есть отдельные факты нарушений бюджетной дисциплины и законодательства о госзакупках. По ним приняты меры реагирования и виновные должностные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

Итоги этой работы обсуждались в Министерстве труда и социальной защиты с участием акиматов. Проводились выездные семинары-совещания по вопросам использования бюджетных денег, направленных на создание рабочих мест, трудоустройство безработных, переподготовку кадров.

В рамках созданных Комитетов мониторинга, контроля и анализа в АО «Самрук-Казына» и «КазАгро» проводился контроль использования средств Нацфонда по всем пяти направлениям антикризисной программы. Их результаты рассматривались на заседаниях советов директоров и по ним направлялись информации в Администрацию Президента и Правительство.

Контрольная деятельность также была направлена на оценку исполнения таких государственных и отраслевых программ, как развитие транспортной отрасли, реформирование здравоохранения, образования, питьевая вода, реабилитация инвалидов, строительство 100 школ, 100 больниц и др.

При контроле государственных закупок особое внимание уделялось за обеспечением казахстанского содержания при госзакупках. Проводились тематические проверки по данному вопросу. По итогам были направлены рекомендации и разъяснения направленные на правильное применение законодательства. Новая поправка в АдмКодекс, предусматривающая ответственность за нарушения норм о казсодержании, также дала более действенные инструменты воздействия на организаторов госзакупок. За подобные нарушения к ответственности привлечено 26 лиц на сумму 1,6 млн.тенге. В этой связи следует отметить, что доля казсодержания при госзакупках в 2010 году составила половину закупаемых товаров, а по работам и услугам превысила 85%.

По всем выявленным фактам нарушений Комитетом приняты предусмотренные законами меры реагирования. Отмечается тенденция роста исполнения объектами рекомендаций и представлений Комитета (2009 - 95,0%, 2010 г. – 97,5%).

Должен сказать, что Комитет занимался не только выявлением нарушений, но и совершенствованием своей деятельности. Так, в целях повышения эффективности контроля и снижения нагрузок на объекты, были изменены подходы к планированию проверок. В частности, была разработана и внедрена Система управления рисками при отборе объектов контроля (первыми из всех органов, входящих в систему ГФК). За счет такого точечного подхода при снижении количества проверок (на 15%), восстановлено и возвращено в госказну средств в 2,5 раза больше, чем в 2009 году (66,4 млрд.тенге). Объекты, подлежащие проверке в 2011 году, также отобраны с учетом применения этой системы рисков.

Для обеспечения перехода организаций публичного интереса на международные стандарты аккредитовано 10 организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, 20-ти юридическим лицам выданы лицензии на аудиторскую деятельность, проводился мониторинг таких организаций по вопросам своевременности и достоверности представляемой в Депозитарий финансовой отчетности и ее соответствия МСФО. Принимались меры административного воздействия к организациям, не представившим финотчетность в Депозитарий. Внедрена система «Е-лицензирование», которая обеспечивает эффективный и прозрачный механизм информационного взаимодействия между госорганом-лицензиаром и бизнес-структурами. В итоге, 97% организаций с участием государства и 100% аудиторских организаций (152) перешли на международные стандарты.

В реализацию Указа Главы государства «О системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов» Комитет принимал участие в оценке по управлению бюджетными средствами по 3-м пилотным госорганам (Акимат Акмолинской области, Агентство по регулированию естественных монополий и Министерство труда и социальной защиты населения).В настоящее время разработаны мероприятия по организации данной работы в 2011 году (создана рабочая группа, разработаны Типовая программа и методика контроля отчетных показателей). По рекомендации Администрации Президента План контрольной деятельности Комитета на 2011 год сформирован с учетом утвержденного Графика оценки.

В текущем году наряду с вопросами, которые постоянно находятся в поле зрения Комитета финансового контроля, будут приняты меры по повышению эффективности внутреннего государственного финансового контроля, в том числе, посредством тесного взаимодействия со Службами внутреннего контроля госорганов, улучшения методологической поддержки и координации их деятельности.

В сфере государственных закупок деятельность Комитета будет направлена на контроль правомерности выбора способов их осуществления и соблюдения требований по поддержке отечественных предпринимателей.

Одной из основных задач, поставленных Правительством – это проведение в 2011 году оценки эффективного управления бюджетными средствами в центральных и местных исполнительных органах.

Источник: Пресс-служба Министерства Финансов РК