О переходе полномочий по взиманию косвенных налогов при импорте от таможенных органов к налоговым органам

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

О переходе полномочий по взиманию косвенных налогов при импорте от таможенных органов к налоговым органам

Формирование Таможенного союза в составе трех государств, это новый прорывной этап интеграции наших стран, который диктуется реальными экономическими потребностями, отражает общую мировую тенденцию к усилению роли и влияния регионального сотрудничества.

О переходе полномочий по взиманию косвенных налогов при импорте от таможенных органов к налоговым органам

27 ноября 2009 года Президенты Казахстана, России и Беларуси подписали в Минске документы о создании Таможенного союза, которые вступили в силу 1 января 2010 года. Инициатива ускорить создание ТС исходила от главы нашего государства.

Формирование Таможенного союза в составе трех государств, это новый прорывной этап интеграции наших стран, который диктуется реальными экономическими потребностями, отражает общую мировую тенденцию к усилению роли и влияния регионального сотрудничества. Данный интеграционный процесс затрагивает интересы всех, и государственных органов, и предпринимателей, и импортеров, и экспортеров, и, в конечном счете, всех потребителей, то есть интересы каждого гражданина стран входящих в Таможенный Союз. Одна из основных целей Таможенного союза - создание Единого экономического пространства. В настоящее время в соответствии с политическим решением глав трех государств идет активная работа по выбранной модели интеграции трех государств в двух направлениях:

1-е запуск в работу Таможенного Союза с поэтапным созданием единой таможенной территории;

2-е- создание правовой базы Единого Экономического Пространства .

Формирование единой таможенной территории предполагает отмену таможенных границ между странами Таможенного союза и перенос всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на таможенную границу союза. На белорусско-российской границе таможенный контроль будет отменен с 1 июля 2010 года, а на казахстанской – с 1 июля 2011 года.

Правительством вносится проект Таможенного Кодекса Таможенного союза на рассмотрение в парламент. Планируется, что документ вступит в действие с 1 июля 2010 года. До этой даты участникам Таможенного союза – Казахстану, России и Белоруссии предстоит привести внутреннее законодательство в соответствие с новым Таможенным Кодексом. Введение Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашений по косвенным налогам: устранит административные барьеры при транзите товаров внутри таможенного союза; обеспечит свободный доступ товаров при ведении взаимной торговли внутри таможенного союза.

Стоит отметить, что 80% Кодекса Таможенного союза будет базироваться на основе нашего Казахстанского.

С 1 июля 2010 года полномочия по взиманию косвенных налогов (НДС и акцизов) при импорте товаров на территорию РК полностью переходят от таможенных органов в ведение налоговых органов.

До этой даты участникам Таможенного союза (ТС) – Казахстану, России и Беларуси – предстоит привести внутреннее законодательство в соответствие с новым Таможенным Кодексом.

В действующее налоговое законодательство, будут внесены изменения, в связи с вступлением в Таможенный союз, в котором будут проработаны уточняющие моменты в переходных положениях Налогового кодекса, которые внесены для обсуждения и утверждения в Мажилис парламента Республики Казахстан.

Таможенный союз это единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Создание Таможенного союза (ТС) открывает значительные перспективы для отечественного бизнеса благодаря отмене таможенных границ, внушительному расширению рынка который увеличится с 16 млн. человек до 170 млн., взаимовыгодным льготам и преференциям. Партнерский союз так же будет привлекать инвесторов.

Кроме того, у Казахстана с Россией, Беларусью и другими странами СНГ действует режим свободной торговли, что означает беспошлинное движение товаров между нашими странами.

ТС предполагает в дополнение к этому еще и применение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Он включает следующие компоненты: общий таможенный тариф, единые меры нетарифного регулирования и унифицированное таможенное законодательство.

Плюс таможенной территории в том, что Казахстан превратится в одно из ведущих транзитных государств, связующих Европу и Азию, Север и Юг. Более развитые страны будут заинтересованы в открытии производства в Казахстане, в целях экспортирования свои продукции в другие страны по льготной цене, т. к по правилам международной торговли, товары из развитых государств облагаются более высокими таможенными пошлинами, нежели из развивающихся.

Следует отметить, что сниженные ставки налогообложения в Казахстане наших экспортеров ставят в более благоприятные условия, чем белорусских и российских. Так как, базовые ставки по корпоративному подоходному налогу в Казахстане и в России составляют 20%, в Белоруссии 24 %, по индивидуальному подоходному налогу в РК -10%, в РБ- 12%, в РФ -13%. Налог на добавленную стоимость в РК -12%, в РБ и РФ -18%. Таким образом, при импорте и реализации товаров на территории РК наши налогоплательщики уплачивают НДС на одну треть меньше, соответственно, у них отвлекаются меньше оборотных средств. Акцизы имеют также сниженные ставки, но вопрос их уравнивания с российскими и белорусскими ставками сейчас решается.

При ввозе казахстанскими налогоплательщиками товаров из России и Белоруссии таможенное оформление производиться не будет, не будут взиматься различные сборы. На единой таможенной территории исключаются все издержки, связанные с таможенным оформлением товаров (оплата услуг брокеров, складов временного хранения, и получения ряда лицензий, потери от ожидания машин на границе).

С введением Таможенного союз соответственно изменится порядок взимания косвенных налогов при импорте и экспорте.

До образования Таможенного союза взимание сумм косвенных налогов при импорте производилось таможенными органами, строго, согласно сведениям, отраженным в Грузовой Таможенной Декларации (ГТД), которая представлялась в момент таможенного оформления. Соответственно выпуск товаров в свободное обращение не мог осуществляться без ГТД.

В рамках Таможенного Союза с 01.07.2010 года взимания налогов будет осуществляться налоговыми органами в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе и Налогового Кодекса.

Импортер самостоятельно будет уплачивать налоги, и представлять декларации в налоговые органы до 20 числа месяца следующего за месяцем поставки, в связи с чем, на уплату косвенных налогов предоставляется «отсрочка» до 45 дней. Одновременно с декларацией так же представляется пакет документов в предусмотренных Протоколом, подтверждающих импорт или экспорт.

Налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. При расчете налоговой базы включаются сопутствующие расходы (транспортные расходы, страховка груза, расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и т.д.) до пункта назначения в РК.

В то время как в России и Беларуси налоговая база будет определяться на основе контрактной стоимости.

При ТС документом, подтверждающим ввоз и вывоз товаров, является заявление о ввозе (вывозе) товаров и уплате косвенных налогов.

В случаях неуплаты, или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, выявления фактов непредставления налоговых деклараций, или представления их с нарушением срока, несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств — членов таможенного союза, Налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные налоговым законодательством этого государства.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку