Учёт

О лжепредприятиях и мерах применяемых к их контрагентам

2636

Налоговым департаментом по г. Астана в целях возмещения нанесенного ущерба государству в результате деятельности налогоплательщиков, осуществляющих лжепредпринимательскую деятельность проводится работа по привлечению их контрагентов к уплате налогов, выявленных по результатам камерального контроля.

Противодействие лжепредпринимательству, как одному из источников теневого капитала является приоритетом, вытекающим из поручения главы государства.

Лжепредпринимательство представляет существенную угрозу национальной и экономической безопасности страны и наносит колоссальный ущерб государству. Основной схемой уклонения от уплаты налогов на сегодняшний день является наращивание расходов за счет якобы приобретенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг от субъектов «теневого» бизнеса. Вместе с тем, такой вид предприятий изначально создается без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, и их деятельность направлена исключительно на уклонение от уплаты налогов. Значительный ущерб бюджету в виде неуплаты налогов приносят, как правило, не сами лжепредприятия, а их контрагенты.

В Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) вопросу лжепредпринимательства уделено особое внимание.

Так, в соответствии с пп.1) п.3 статьи 257 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, отнесенных в зачет, по сделкам, признанным судом действительными. Корректировка сумм налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет, производится в том налоговом периоде, в котором наступил указанный случай.

Подпунктом 2) статьи 115 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, произведенные с даты начала преступной деятельности, установленной судом, за исключением расходов по сделкам, признанным судом действительными.

В целях прозрачности проводимой работы по привлечению контрагентов лжепредприятий к уплате налогов, с 1 октября 2012 года Налоговым комитетом Министерства финансов осуществлен переход от «ручного» камерального контроля к запускам автоматизированного камерального контроля. Таким образом, уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, направляются контрагентам лжепредприятий посредством информационной системы Единое хранилище данных, что позволило автоматизировать и упростить работу в данном направлении, а также снизило человеческий фактор.
В случае, если налогоплательщик по истечении 30 рабочих дней самостоятельно не устранил нарушения и не предоставил дополнительные формы налоговой отчетности в соответствии с вышеуказанным уведомлением, данный налогоплательщик подлежит налоговой проверке.
По всем возвращенным уведомлениям производится снятие налогоплательщиков с регистрационного учета по НДС, в связи с отсутствием по местонахождению, указанному в регистрационных данных. Для этого проводится налоговое обследование в соответствии со статьями 558-559 Налогового кодекса для подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика по юридическому адресу, указанному им в регистрационных данных ИС ИНИС, по результатам которого составляется акт. В связи с вышеизложенным, призываем всех налогоплательщиков, имевших взаиморасчеты с лжепредприятиями и получивших уведомления об устранении нарушений, добросовестно отнестись к исполнению налоговых обязательств, в противном случае взыскание налогов будет произведено налоговыми органами с начислением штрафных санкций и передачей актов налоговых проверок в Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью г.Астана для возбуждения уголовного дела в соответствии со статье 222 УК РК по факту уклонения от уплаты налогов.
В заключении хочется отметить, что борьба с коррупцией является одним из основных приоритетов государственной политики. Эта непростая проблема остается актуальной и для органов налоговой службы, при проведении работы по сторнированию неуплаченных сумм налогов контрагентами лжепредприятий.

Главный специалист

УРН НД по г.Астана