О ходе реализации мероприятий по созданию «Электронного Правительства» в Министерстве финансов Республики Казахстан

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

О ходе реализации мероприятий по созданию «Электронного Правительства» в Министерстве финансов Республики Казахстан

Доклад Министр финансов РК, подготовленный к заседанию Правительства Республики Казахстан по вопросу «О ходе реализации «Электронного Правительства», состоявшийся 21.09.2010 г.

О ходе реализации мероприятий по созданию «Электронного Правительства» в Министерстве финансов Республики Казахстан

(Доклад, подготовленный к заседанию Правительства Республики Казахстан по вопросу «О ходе реализации «Электронного Правительства», состоявшийся 21.09.2010 г.)

В соответствии с программой «Электронного правительства» в Министерстве финансов были проведены следующие мероприятия:

Информационная система «Электронные государственные закупки»

Автоматизированная интегрированная информационная система «Электронные государственные закупки» (далее - Система) предназначена для проведения электронных государственных закупок в режиме реального времени. Для этого Система обеспечивает передачу информации о потребностях заказчиков на поставку товаров, работ, услуг, их консолидацию и проведение закупочных процедур.

В настоящее время на портале электронных государственных закупок на текущий момент зарегистрировано более 70 000 участников, из них около 46 000 поставщиков.

Посещаемость веб - портала превышает 300 000 посещений в неделю. Абсолютно уникальных посещений - более 30 000 в день.

Государственными заказчиками опубликовано на веб – портале порядка 18 000 годовых планов государственных закупок в электронном формате.

Опубликовано более 900 000 решений об итогах государственных закупок.

Для обеспечения высокой производительности портала в начале января Министерство финансов обеспечило эксплуатацию АИИС ЭГЗ на новом более мощном оборудовании.

Усилена служба технической поддержки пользователей АИИС ЭГЗ, для чего:

- в феврале увеличена емкость телефонных линий службы технической поддержки в 2,5 раза

Данной службой еженедельно оказываются около 4500 консультаций по телефону, электронной почте, на форуме на портале АИИС ЭГЗ, лично пользователям, пришедшим в ТОО Центр электронной коммерции и в виде писем на бумаге.

На протяжении всего периода внедрения электронных государственных закупок Министерством на постоянной основе проводятся семинары по электронным государственным закупкам, в том числе и с выездом в регионы.

В Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан проведены следующие мероприятия:

1. Информационная система «Интегрированная налоговая информационная система» (ИНИС-ЭКНА).

Назначение информационной системы:

Комплексная автоматизация деятельности налоговых органов Республики Казахстан.

Функционал информационной системы:

Реализованы и находятся в эксплуатации компоненты, модули и режимы, обеспечивающие следующие основные функции Системы:

- регистрация и ведение регистрационного учета налогоплательщиков Республики Казахстан, в том числе, индивидуальных предпринимателей; присвоение РНН и выдача Свидетельства налогоплательщика РК; регистрация и выдача патента и Свидетельства индивидуального предпринимателя;

- регистрация юридических лиц по принципу «одного окна» при взаимодействии с органами юстиции и статистики;

- прием и обработка платежей из Казначейства;

- прием и обработка платежей из ГЦВП;

- прием и обработка исчисленных из налоговой отчетности сумм на лицевые счета налогоплательщиков;

- формирование справки об отсутствии и(или) наличии задолженности перед бюджетом РК;

- ведение дела на налоговую проверку; автоматизации доначисления по результатам налоговой проверки;

- процедуры ведения обжалования, результатов налоговой проверки;

- прием и обработки данных камерального контроля налоговой отчетности;

- определения рейтинга налоговых инспекторов-аудиторов;

- мониторинг и анализ данных лицевых счетов и регистрационного учета;

- формирование аналитической, мониторинговой и статистической отчетности;

- ведение базы данных «Реестр налогоплательщиков РК»;

- ведение базы данных лицевых счетов налогоплательщиков РК;

- выставление инкассовых распоряжений на банковские счета налогоплательщиков;

- электронное взаимодействие с государственными органами по противодействию лжепредпринимательству;

- контроль над поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет посредством использования электронного взаимодействия с уполномоченными органами дистанционное направление налогоплательщикам уведомлений;

- автоматизированное взаимодействие с органами прокуратуры и финансовой полиции в части регистрации предписаний, передачи материалов налоговых проверок и получение результатов их рассмотрения;

- формирование электронных справок для участия в конкурсах по государственным закупкам;

- обеспечение конфиденциальности данных лицевых счетов и регистрационных данных налогоплательщиков.

- дистанционный прием заявлений на зачет (возврат) сумм налогов и платежей;

- дистанционный прием заявлений на обжалование результатов налоговых проверок;

- обеспечение удаленного доступа к лицевым счетам по всем видам налогов;

- дистанционное изменение персональных регистрационных данных налогоплательщика;

Достигнутые результаты:

Автоматизирована деятельность налоговых органов РК.

В ИНИС по состоянию на 01.07.2010г. зарегистрировано 353 693 юридических лиц, 18 429 251 физических лиц, в том числе 1 021 066 ИП, по всем ним ведутся лицевые счета по видам налогов.

С 01.01.2005 года по 01.07.2010 год проведено налоговыми органами 843 112 налоговых проверок, по которым доначислено 1 737 106,2 млн. тг.

Только за последние 3 года (2007-2009гг.) автоматизировано в ИНИС выдано 895 815 справок об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, 913 172 выписок из лицевого счета, 787 738 проведено зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени.

2. Сервисы обработки налоговой отчетности (СОНО)

Назначение информационной системы:

Автоматизация процессов приема и обработка налоговой отчетности; налогового администрирования в части возврата НДС; процедур регистрации плательщиков НДС; регистрация участников электронного обмена.

Достигнутые результаты:

Автоматизирована деятельность налоговых органов и налогоплательщиков РК.

Так, по состоянию на 27 августа 2010 года в СОНО было обработано 7 547 835 деклараций, в том числе за 1 квартал 2010 года - 1 083 253 декларации, из них 76% в электронном виде, за 2 квартал 2010 года - 919 630 деклараций, из них 85% в электронном виде. Прирост представленных ФНО в электронном виде во 2 квартале по отношению к 1 кварталу текущего года составил 9 %.

3. Web- приложение «Кабинет налогоплательщика» (Кабинет НП)

Назначение информационной системы:

Предоставление электронных услуг Налогового комитета посредством персонифицированного и защищенного доступа для налогоплательщиков РК Реализованы и находятся в эксплуатации компоненты, модули и режимы

Достигнутые результаты:

Автоматизированы основные бизнес-процессы по взаимодействию налогоплательщиков с налоговыми органами Республики, в том числе по предоставлению форм налоговой отчётности, направлению различного рода заявлений, получение налоговых уведомлений и справок и т.д.

Так, за период представления налоговой отчётности за 2 квартал 2010 года (с 01.07.2010 по 16.08.2010) общее количество подключений к web-приложению «Кабинет налогоплательщика» составило – 3 782 162 сессий; количество авторизаций, с использованием криптографических ключей составило – 1 644 469 сессий. Кабинетом НП воспользовались – 252 088 налогоплательщиков для предоставления – 369 556 форм налоговой отчётности и создания 3 971 375 обращений к электронным услугам Налогового комитета.

4. Web-портал НК МФ РК (www.salyk.kz)

Назначение информационной системы:

Формирование единой информационной среды НК МФ РК, направленной на:

- совершенствование форм и методов обслуживания налогоплательщиков РК;

- расширение сферы предоставляемых налогоплательщикам интерактивных online услуг для упрощения процедуры исполения налоговых обязательств;

- повышение правовой налоговой грамотности и информированности налогоплательщиков;

- повышение эффективности, инфорамционной открытости и прозрачности механизмов налогового администрирования

Достигнутые результаты:

В целом за время работы Web-портала НК МФ РК в 2009 году была зафиксирована следующая статистика:

По Web-порталу:

Всего посетителей за год 1 947 270;

В среднем посетителей в день 5 936;

Всего просмотров страниц 16 744 314;

Всего хитов (обращений пользователей к страницам и ресурсам) 81 028 942;

По Форуму:

Всего посетителей за год 276 787;

В среднем посетителей в день 758;

Всего просмотров страниц 1 605 209;

Всего хитов (обращений пользователей к страницам и ресурсам) 3 906 224;

5. Информационная система «Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения» (РНиОН)

Назначение информационной системы:

Создание реестра налогоплательщиков и объектов налогообложения.

Функционал информационной системы:

Взаимодействие с государственными уполномоченными органами;

- Регистрация юридических лиц в рамках ГБД ЮЛ;

- Взаимодействие с системами НК МФ РК;

- Формирование реестра налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- Обеспечение поиска и отображения информации о налогоплательщиках и объектах налогообложение через программное обеспечение «Рабочее место налогового инспектора»;

- Расчет налогов на имущество, землю, транспорт;

- Формирование и распечатка Уведомлений о сумме налогов, исчисленных налоговым органом (по земельному налогу и налогу на имущество с физических лиц);

- Формирование отчетов.

Достигнутые результаты:

- Централизованный сбор и хранение информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения.

- Централизованный контроль за правильностью исчисления сумм налогов.

- Автоматизация передачи в ИНИС начислений для разноски на лицевые счета налогоплательщиков.

- Автоматизация передачи информации об объектах налогообложения, зарегистрированных на налогоплательщика по данным уполномоченных органов и уведомлений о сумме налогов, исчисленных налоговым органом (по земельному налогу и налогу на имущество с физических лиц) в Web-приложение «Кабинет налогоплательщика», где налогоплательщик может просмотреть информацию.

Кроме того в НК МФ РК реализованы и внедрены ряд следующих информационных систем:

- Интеграционная шина НК МФ РК (ИШ) -Обеспечение передачи данных и документов при автоматизации бизнес-процессы и взаимодействия с налогоплательщиками

- Единое хранилище данных НК МФ РК (ЕХД) - Обеспечение сбора, согласованного и централизованного хранения информации оперативных ИС НК МФ РК и ИС уполномоченных государственных органов с соблюдением историчности данных;

- ИС «Комплексный многомерный анализ данных на основе технологии SAS» - обеспечение технической и информационной платформы поддержки принятия решений это повышение эффективности функционирования системы налогового администрирования;

- ИС «Контроль над производством и оборотом алкогольной продукции с использованием учетно-контрольных марок с голографическим защитным элементом» (ИС УКМ);

- Информационная система «Контроль за производством и оборотом подакцизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов» (ИС Акциз)

Информационная система «Неплатежеспособность и банкротство» (ИС Банкрот) - Выявление неплатежеспособных организаций и принятие решения о целесообразности применения процедуры реабилитации к неплатежеспособным организациям с целью восстановления их платежеспособности или применения процедуры банкротства.

- Информационная система Мультимедийный центр по разъяснению налогового законодательства (Call-center)

В Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан проведены следующие мероприятия:

В рамках Программы развития «электронного правительства», КТК ведется работа по развитию информационной системы «Электронная таможня»:

1. В рамках создания ИС «Электронная таможня», как компоненты «Электронного Правительства» разработан и введен в опытную эксплуатацию компонента «Web-Портал и шлюз таможенных органов РК» (http://e.customs.kz).

В рамках создания Системы были проведены работы, направленные на:

- предоставление пользователям широких возможностей информационно-справочного характера;

- интеграцию Системы с существующими общесистемными сервисами (такими как службы безопасности, электронная почта, ведомственные справочники и каталоги);

- организацию коллективной работы пользователей;

- интеграцию в Систему (портлетизация) приложения Web-декларант.

- проведение обследования информационных систем КТК и базовых компонент «электронного правительства» для дальнейшей интеграции с «Web-портал и шлюз таможенных органов Республики Казахстан»,

- интеграцию с Системой существующих и разрабатываемых ведомственных информационных систем, а также с базовыми компонентами е-правительства;

- развитие имеющихся функциональных возможностей, создания новых, композитных сервисов на основе существующих компонентов, и разработки новых приложений и сервисов,

- проведение разделения доступа к информации в разрезе Департамента таможенного контроля по некоторых разделов портала,

- реализацию поддержки интерфейса пользователей на государственном, русском и английском языках на портале,

- приведение структуры портала в соответствие с требованиями Постановления Правительства Республики Казахстан № 891 от 03 октября 2007 года.

На сегодняшний день веб-портал е-правительства в части вопросов и разъяснений таможенного законодательства актуален, отражен весь перечень самых необходимых документов, а также функционируют все ссылки на официальный веб-сайт КТК: www.customs.kz.

Достигнутые результаты:

Внешний портал:

− Количество визитов за день – 366 (сегодняшний день);

− Количество визитов за неделю – 6585 (за прошедшую неделю);

− Количество визитов за месяц – 30577 (за июнь месяц);

− Количество визитов за год – 489716 (за текущий год).

Внутренний портал:

− Количество визитов за день – 138 (сегодняшний день);

− Количество визитов за неделю – 856 (за прошедшую неделю);

− Количество визитов за месяц – 2539 (за июнь месяц);

− Количество визитов за год – 12508 (за текущий год).

Количество скаченной информации внешними пользователями портала за месяц составляет – 126.13 МБ (23.62 КБ/Визит).

2. Разработан и введен в опытную эксплуатацию программный комплекс электронного декларирования «Web-декларант», который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности на бесплатной основе формировать электронные копии таможенных документов и направлять на адрес любого таможенного органа через сеть Интернет.

Достигнутые результаты:

Количество зарегистрированных пользователей КЭД «Web-декларант» (по состоянию на 20 сентября 2010 г.) – 1516.

Количество оформленных таможенных документов участниками ВЭД через Веб-декларант – 81 618.

3. В рамках внедрения автоматизированной системы управления рисками в таможенных органах в 2009 году была принята в промышленную эксплуатацию компонента «Селективный контроль и управление рисками» информационной системы «Электронная таможня», в части модулей предназначенных для проведения оценки рисков при производстве таможенного оформления, а также проведено пилотного тестирования модуля «Пост-таможенный анализ риска», предназначенного для отбора участников ВЭД на основе критериев оценки риска, по которым необходимо проведение проверок и ведение результатов проверок.

В настоящее время проводится тиражирование модулей принятых в промышленную эксплуатацию на всех территориальных органах и внедрение в опытную эксплуатацию модуля «Пост-таможенного анализа рисков» с последующей передачей в промышленную среду, а также разработка модуля «Правовое управление рисками» (предназначенного для автоматизации процессов выдачи решений по перевозчикам, Уполномоченным экономическим операторам и т.д.) и «Стратегическое управление рисками» (предназначенного для анализа результатов работы системы во всех направлениях и подготовки планов и прогнозов)

Достигнутые результаты:

В ходе испытаний системы в опытной зоне в период ноябрь-декабрь 2009 года оценка рисков была проведена по 7 705 грузовым таможенным декларациям, из них 455 по красному коридору, 6 078 по желтому коридору и 1 272 по зеленому коридору.

За указанный период испытаний 455 раз система показала, что сработали профили рисков с выдачей рекомендаций по проведению проверок по системе красного коридора, 123 раза по таблице баллов система показала, что уровень риска по товарам высокий и 83 раза по методу случайного отбора по ранее установленным параметрам система выдала соответственно красный коридор.

Время проведения оценки рисков и определения мер таможенного контроля с учетом всех установленных заранее параметров, таких как профили рисков, таблица баллов (автоматическое определение уровня риска по товару) и методом случайного отбора занимает в среднем по одной таможенной декларации 2-3 секунды.

Время проведения оценки рисков и определения мер таможенного контроля должностным лицом самостоятельно без применения автоматизированной системы по заранее установленным профилям рисков не включая таблицы баллов и метода случайного отбора в среднем по одной таможенной декларации 1 час времени.

В итоге при применении автоматизированной системы управления рисками сокращается время оценки рисков и определения мер таможенного контроля по одной таможенной декларации в среднем на 99 %.

4. В целях формирования статистики внешней торговли разработана и внедрена ИС «Статистика, анализ и предоставление доступа к данным статистики внешней торговли». Основными целями создания ИС является:

- Подготовка и формирование публикаций статистики внешней торговли РК;

- Проведение анализа статистики внешней торговли РК, для обработки и предоставления информации по запросам поступающим от государственных органов и международных организаций;

- Сопоставительный анализ данных статистики внешней торговли Республики Казахстан и стран-контрагентов.

На сегодняшний день в ИС реализовано более 250 отчетных форм на казахском и русском языках, которые используются для формирования и публикации сборников статистики внешней торговли РК. Сборники статистики внешней торговли РК рассылаются в различные государственные органы РК, а также международные организации, такие как Статистический комитет СНГ, Евростат и д.р. (на сегодняшний день около 150 пользователям производится ежемесячная рассылка).

Сборники статистики внешней торговли также доступны на WEB-портале КТК МФ РК для широкого круга пользователей.

Создание ИС "Статистика, анализ и организация доступа к данным статистики внешней торговли", позволило значительно увеличить производительность труда сотрудников КТК МФ РК, а также обеспечить все заинтересованные государственные учреждения РК и международные организации сведениями о статистики внешней торговли РК. Также ИС позволяет осуществлять оперативный анализ данных таможенного декларирования, анализ динамики и тенденций внешней торговли Республики Казахстан.

В Комитете госимущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан проведены следующие мероприятия:

Разработана и внедрена ИС «Реестр государственной собственности» (далее – Система), назначением которой является обеспечение полного, системного и достоверного учета объектов государственной собственности

В 2006 году перед Правительством Главой государства была поставлена задача по составлению Единого реестра государственной собственности. Эта задача была решена путем включения в Реестр информации по коммунальной собственности и предоставлению доступа к нему местным исполнительным органам, для непосредственной работы с его базами данных.

Вместе с тем стояла задача обеспечения информацией, включенной в Реестр, центральных и местных исполнительных органов в отношении их подведомственных организаций.

В связи с чем, в Плане мероприятий по реализации Программы развития «электронного правительства» РК на 2008-2010 годы, утвержденном постановлением Правительства РК от 30 ноября 2007 года №1155-1 (пункт 1.5) были предусмотрены мероприятия по развитию Системы.

Так, в 2007 году было осуществлено финансирование в размере 47337 тыс.тенге на следующие мероприятия:

1. В целях развития Системы модернизирована существующая информационная система «Реестр государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале (далее – Реестр), путем перевода клиентских частей Реестра на веб-интерфейс, и в настоящее время у пользователей центральных исполнительных государственных органов имеется возможность прямого и непосредственного доступа к Реестру, в режиме «on-line» через Интернет.

2. Приобретено оборудование для обеспечения функционирования Реестра, закрепленное на балансах Комитета государственного имущества и приватизации и его территориальных подразделений на 27 336,5 тыс.тенге.

В 2008 году в целях развития и расширения функциональности Системы, было осуществлено финансирование в размере 20 000 тыс.тенге и обеспечено следующее:

- возможность доступа к данным Реестра субъектам права областной и районной коммунальной государственной собственности в режиме «on-line» посредством Интернет с использованием веб-технологий;

- возможность доступа через Интернет к информации о государственном имуществе, переданном в оперативное управление или хозяйственное ведение государственным предприятиям, не закрепленному, бесхозяйному имуществу;

- возможность доступа через Интернет к «электронному досье» государственных предприятий на праве хозяйственного ведения и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, которое будет включать в электронном виде (отсканированные) по данной организации документы (решения о создании, реорганизации, ликвидации и т.д.). В настоящее время в «электронное досье» включены 96 612 документов.

При этом, разграничены права конечных пользователей по уровням доступа к различным подразделам Реестра и по их компетенции.

В 2009 году в целях развития и расширения функциональности Системы, выделено финансирование в размере 25 000 тыс.тенге на модернизацию Системы в целях обеспечения возможности учета государственного имущества (недвижимости), находящегося за рубежом.

В результате выполненных работ:

- разработан блок ИС по учету государственного имущества (недвижимости), находящегося за рубежом включающей информацию о 131 объектах недвижимости, предоставленной 4 государственными органами по 30 подведомственным им государственным юридическим лицам;

- проведена работа по модернизации Реестра, в результате которой обеспечена возможность прямого и непосредственного доступа пользователей государственных органов через Интернет к дополнительному подразделу Реестра, предназначенного для учета государственного имущества (недвижимости), находящегося за рубежом;

- разработана и утверждена приказом Комитета госимуществе и приватизации инструкция по учету в ГосРеестре объектов государственной собственности (недвижимости), находящихся за рубежом.

Согласно данной инструкции, в целях полноты и актуальности данных Реестра по имуществу ежегодно направляется государственным организациям перечень имущества, зарегистрированного в Реестре, для проведения сверки с результатами проведенной ими инвентаризации имущества.

При этом внесение информации по имуществу за рубежом (по результатам сверки) осуществляется пользователем через веб-портал Реестра (через интернет), посредством регистрации и сохранения приказа на изменение или внесение новых данных.

В настоящее время стоит задача по расширению объектов учета Реестра, которыми Законопроектом «О государственном имуществе» определяются:

государственный материальный резерв;

объекты интеллектуальной собственности принадлежащие государству;

объекты национального культурного достояния;

земельные участки, находящиеся в землепользовании, а также иные виды (категории) государственного имущества, предусмотренные в правилах ведения реестра государственного имущества, утверждаемых Правительством РК, учет которых автоматизирован.

Перспективы развития

В Министерстве завершены мероприятия по подготовке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта по созданию «Интегрированной автоматизированной информационной системы «е-Минфин» (далее-ИАИС «е-Минфин»).

Целью Проекта является дальнейшее расширение и развитие «Электронного правительства» - создание нового составляющего его компонента ИАИС «е-Минфин», предназначенного для комплексной автоматизации административных процедур (бизнес-процессов) по исполнению Министерством и его структурными подразделениями государственных функций и предоставлению государственных услуг.

Основной задачей проекта ИАИС «е-Минфин», является автоматизация системы управления государственными финансами, предусматривающая интеграцию всех бизнес-процессов, касающихся финансов, консолидации финансовой отчетности, контроля исполнения бюджета, управления доходами, обязательствами, наличностью, внутренним и внешним долгом, рисками, обеспечения финансового аудита, активами государства, а также других функций.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку