Учёт

Новый Налоговый кодекс - 2018 внесен в Парламент на рассмотрение

4087
20 сентября 2017 года в мажилисе прошло пленарное заседание, на котором депутаты рассмотрели ряд вопросов.

В частности Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан КАРАГУСОВА Гульжана Джанпеисовна  представила Мажилису Парламента Республики Казахстан:
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;
- Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;
- Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».

А 21 сентября, Министерство национальной экономики представил депутатам Мажилиса проект Кодекса Республики Казахстан «О налогах и обязательных платежах в бюджет».

     

   Налоговый кодекс 2018 

 текст, разъяснения, полезная информация
   
 

По словам Даленова, идеология будет направлена на защиту добросовестного налогоплательщика. Стимулы получат различные секторы экономики. Администрирование упростится и будет мотивировать самостоятельную уплату налогов.

"Идеология будет направлена на защиту интересов добросовестного бизнеса. Это не просто слова, мы подробно изложим, как будет претворяться данная защита. По сути, принцип следующий: добросовестный налогоплательщик всегда прав. Во-первых, все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Данный принцип позволит справедливо рассматривать налоговые споры", - сказал Даленов.

Он отметил, что такое нововведение на практике даст мобильность налоговым органам принимать решения, когда есть неясности и неточности законодательства. Потому как сегодня такие неточности трактуются в пользу бюджета.

Также проект предлагает не применять штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, и по которому впоследствии изменилась позиция.

"Не секрет, что бывают ситуации, когда налогоплательщик обратился с разъяснением, как не платить налоги, получил разъяснение. Действует так,как ему сказали, проходит 2-3 года, приходит налоговая проверка и говорят: "То разъяснение было неправильным, это другой сотрудник давал, мы не согласны". Таким образом, происходит доначисление налога, пени и штрафа. В этой связи мы предлагаем пеню и штраф в данном случае не применять. И это должно решаться на уровне апелляции. Требование к обоснованности к доначислениям будет усилено. Теперь в актах налоговых проверок должны быть соответствующие обоснования", - добавил он.

Министерстве национальной экономики признали, что прежние налоговые кодексы писались чиновниками в интересах чиновников, заявив, что новый кодекс позволит избежать подобных ошибок.

"Главным отличием написания данного проекта Налогового кодекса явилось то, что предыдущие кодексы писали чиновники для чиновников, по сути. В этот раз получилось так, что бизнес писал для бизнеса, поскольку в предыдущие годы НПП "Атамекен" не существовало. С самого начала мы решили, либо будем писать по-старинке и получим старый кодекс, либо послушаем, что скажет бизнес, и возьмем за основу и что-то переработаем, совместно обсудив", - заявил первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов.

Он отметил, что по новому проекту каждый тип налогоплательщика сможет осуществлять деятельность, прочитав только свою часть Налогового кодекса. "Сегодня в действующем законодательстве, к сожалению, есть такая фраза-бомбочка: "Если иное не предусмотрено в настоящем кодексе". То есть вроде бы прочитал всю главу, но эта фраза означает: "прочитай весь Налоговый кодекс, там, может быть, какая-то особенность существует". Мы постарались этого избежать", - добавил Даленов.

От НДС будут освобождены импорт комплектующих (сырья и материалов), а также оборот по реализации произведенных в СИК товаров.
 
По словам вице-министра национальной экономики Руслана Даленова, если проект будет одобрен депутатами, от НДС будут освобождены импорт комплектующих (сырья и материалов), а также оборот по реализации произведенных в СИК товаров.

Предлагается новый альтернативный режим. Режим фиксированного вычета. Это выгодно тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Он может вычитать без подтверждения 30% своей выручки.

"Предлагается новый альтернативный режим. Режим фиксированного вычета. Это выгодно тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Он может вычитать без подтверждения 30% своей выручки. А если начнет вести учет расходов, то получает премии (вычеты) за подтверждение расходов. Налогоплательщикам предоставляется право выбора режима", - сказал он.

Помимо этого, для режима по "упрощенной декларации" требование по размеру дохода станет одинаковым, что для физических лиц, что для юридических.

"В патенте снижается ставка с 2% до 1%. Это делается для снижения налоговой нагрузки в связи с введением обязательного социального медицинского страхования и обязательных пенсионных взносов работодателей", - продолжил Даленов.

Для аграрного сектора также предлагаются стимулирующие меры. Плательщики ЕЗН (единый земельный налог) не будут являться плательщиками НДС независимо от оборота.

"Для снижения нагрузки на фонд оплаты труда предлагается отменить социальный налог за главу, членов и работников КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств). Будет разрешено осуществление прочих видов деятельности с раздельным учетом. С 2020 года в данном режиме налог будет определен с оборота в размере 0,5%", - сказал он.


В новом Налоговом Кодексе дисконт коллектора при передаче проблемных активов коллекторам будет облагаться по факту после отработки актива.

"Во-первых, будет обеспечен переход на новый стандарт отчетности – 39 стандарт на девятый. Естественно, провизии увеличиваются, из-за этого возникает положительная разница. Предлагается перейти на этот стандарт и уплата от прироста провизии не будет взиматься. Возникает положительная разница, так как новый стандарт направлен на формирование дополнительных провизий по неработающим кредитам", - сказал он.

А в целях стабилизации финансового рынка положительную разницу предлагается отнести на вычеты.

Помимо этого, будет исключено двоякое толкование налогообложения приобретенного имущества организации по управлению сомнительными активами.

"Сегодня банки свои "плохие" кредиты отдают в специальные компании по управлении стрессовыми активами. Но имущество залоговое они не могут отдать, потому что есть нечеткое написание, что в данном случае нужно будет заплатить налог. Это разное трактованные мы уточняем, что и кредит, и имущество, если передается в управляющую стрессовыми активами компанию, налога не возникает, пока эти активы находятся в проработке", - сказал Даленов.

По его словам, для физических лиц очень важно, что прорабатывается освобождение от подоходного налога при прощении задолженности перед банками.

"Сегодня, как известно, если банк захочет простить своему заемщику кредит то, он (банк – от авт.) должен мало того, что простить кредит, так еще должен удержать 10% с кредита и заплатить в бюджет, потому что заемщик получает условный доход. Естественно банк теряет свой кредит и еще должен за него заплатить налог. И поэтому этого не происходит. Предлагается на период в три года дать возможность банкам списывать населению кредиты, и при этом не платить подоходный налог за заемщика", - заключил вице-министр.




Отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли с переносом нагрузки на рентный налог на экспорт по углю.

«Учитывая мировую практику, предлагается отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли с переносом нагрузки на рентный налог на экспорт по углю. В мировой практике для горнорудной отрасли отсутствует такой налог. По сути, данный налог платили угледобывающие компании», - сказал он.


Министерство национальной экономики предлагает принять поправки в Налоговой Кодекс не позднее 1 июля и предоставить бизнесу больше времени для изучения изменений в законодательстве.

В проекте нового Налогового Кодекса появляется защита от многочисленных поправок в течение года. Все возникающие поправки предлагается вносить консолидированно, одним законопроектом. Это даст возможность бизнесу быть осведомленным о всех изменениях Налогового кодекса.

"На практике все мы знаем, что поправку в Налоговый Кодекс можно внести любым законопроектом на различных этапах. Эта инициатива, она есть, на практике претворяется, здесь юридически все правильно. Но с другой стороны бизнес может за ними не успевать. Поэтому предлагается все такие законодательные инициативы собирать в один консолидированный законопроект, вносить межведомственную комиссию, обсуждать с бизнесом, одобрять, и после этого одним аккордом вносить все поправки в Налоговый Кодекс. То есть через другие законопроекты этого предлагается не делать", - сказал Даленов.



Основные изменения, которые готовятся:

- сокращение налоговых проверок, оптимизация возврата НДС, введение режима фиксированного вычета, снижение ставки по патенту до 1%;

- отмена неэффективных льгот и преференций, упрощение налогового администрирования;

НДС, соцналог, налоговая отчетность, сроки вступления в силу.