Критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций
2) результаты проверок уполномоченного органа и (или) профессионального совета;
3) несоблюдение Кодекса этики;
4) наличие обращений (жалоб);
5) имеется информация, полученная из государственных органов и (или) других источников, о нарушениях требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности.
№ п/п |
Формулировка оценки |
Оценка |
1. |
Деятельность аудиторской организации достаточна для обеспечения качества аудита на должном уровне и направлена на соблюдение требований Международных стандартов аудита и Кодекса этики |
5 |
2. |
Аудиторская организация во всех существенных аспектах соблюдает требования Международных стандартов аудита и Кодекса этики |
4 |
3. |
Аудиторской организации, в связи с наличием выявленных недостатков, необходимо провести серьезные организационные реформы для обеспечения качества аудиторских услуг. Выявленные недостатки позволяют говорить о неполном соблюдении требований Международных стандартов аудита и Кодекса этики |
3 |
4. |
Аудиторская организация нарушила требования Международных стандартов аудита и Кодекса этики |
2 |
Сроки проведения планового и (или) внепланового внешнего контроля качества по каждой аудиторской организации определяются комитетом по контролю качества и (или) соответствующей профессиональной организацией в соответствии с утвержденным внутренним планом. При этом сроки проведения внешнего контроля качества комитетом по контролю качества и профессиональной организации не превышают более 10 (десяти) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества – не более 2 (двух) месяцев. В случае запроса уполномоченного органа сроки проведения внешнего контроля качества не превышают более 7 (семи) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества – не более 15 (пятнадцати) рабочих дней.
Внешний контроль качества – контроль качества за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности и осуществляется на основе риск-ориентированного подхода, осуществляемый комитетом по контролю качества в отношении объектов внешнего контроля качества профессионального совета и (или) профессиональными организациями в отношении аудиторских организаций, которые не являются объектами внешнего контроля качества профессионального совета.
Внешний контроль качества делится на следующие виды:
2) внеплановый.
Внеплановый внешний контроль качества проводится:
1) в случае получения профессиональным советом или профессиональной организацией обращения на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций;
2) в случае несогласия с результатами работы аудиторов и (или) аудиторских организаций;
3) по инициативе объектов внешнего контроля качества профессионального совета;
4) по инициативе уполномоченного органа согласно поступившим обращениям, связанным с деятельностью аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций.
Решение о проведении внепланового внешнего контроля качества по обращению на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций выносится в течение 2 (двух) рабочих дней после рассмотрения фактических данных, изложенных в обращении.
Порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций включает:
2) основания отвода (самоотвода) контролера либо других лиц, участвующих в процедуре внешнего контроля качества;
3) программу и этапы проведения внешнего контроля качества;
4) перечень документов аудиторской организации, подлежащих внешнему контролю качества, который включает учредительные и правоустанавливающие документы, лицензии, квалификационные свидетельства аудиторов, документы по повышению квалификации аудиторов, документы по кадровому составу, внутрифирменные документы по контролю качества аудита, рабочую документацию по выполненным аудиторским заданиям;
5) критерии отбора проектов по аудиту, подвергающихся внешнему контролю качества, а также отбора контролеров, исключающие конфликт интересов (обеспечение независимости);
6) достаточности ресурсов, направленных аудиторской организацией на выполнение договора оказания аудиторских услуг;
7) вопросы проверки системы внутреннего контроля качества аудиторской организации, соблюдения требований Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 926 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21300), а также соблюдения требований законодательства об аудиторской деятельности;
8) вопросы внешнего контроля качества отдельных аудиторских заданий;
9) меры по обеспечению защиты информации, доступ к которой получен комитетом по контролю качества и профессиональной организацией в ходе проведения внешнего контроля качества;
10) отчетность контролеров и оформление результатов прохождения аудиторской организацией внешнего контроля качества;
11) меры по реализации аудиторской организацией результатов прохождения внешнего контроля качества.
2) представление аудиторской организацией в профессиональную организацию письменных мотивированных возражений по сроку проведения внешнего контроля качества работы, кандидатурам контролеров;
3) получение аудиторской организацией в течение 10 (десяти) рабочих дней после завершения внешнего контроля качества предварительного заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации о результатах проверки;
4) представление аудиторской организацией письменных комментариев к выявленным недостаткам по предварительному заключению о результатах проверки;
5) получение аудиторской организацией в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после завершения внешнего контроля качества заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации о результатах проверки;
6) обжалование аудиторской организацией заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации в судебном порядке либо в апелляционной комиссии профессионального совета по аудиторской деятельности;
7) создание аудиторской организацией условий контролерам для своевременного и полного проведения внешнего контроля качества услуг по аудиту;
8) назначение аудиторской организацией на время проведения внешнего контроля качества ответственного сотрудника аудиторской организации (аудитора), в целях оказания контролерам комитета по контролю качества и профессиональной организации всестороннего содействия в своевременном предоставлении в полном объеме необходимой документации и информации (для аудитора – присутствовать во время проведения внешнего контроля качества);
9) представление аудиторской организацией в полном объеме документации и информации, необходимых для осуществления внешнего контроля качества работы, в случае необходимости представления по устным и письменным запросам контролеров комитета по контролю качества и профессиональной организации исчерпывающих пояснений и комментариев;
10) предоставление аудиторской организацией в комитет по контролю качества и (или) профессиональную организацию плана мероприятий по устранению недостатков, а также отчетов по его исполнению в случае получения аудиторской организацией по результатам проведенного внешнего контроля качества оценки меньше чем «4» в течение 2 (двух) месяцев.