За последнее время налоговыми органами были внедрены такие информационные системы и сервисы как портал Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, виртуальный «Кабинет налогоплательщика», система обработки налоговой отчетности (СОНО). Необходимость введения данных систем возникла в связи с активным развитием информационных технологий и расширением использования возможностей интернета. Их особенность в том, что ониупрощают механизм взаимодействия с налогоплательщиками через интернет. Пользуются ли доверием у налогоплательщиков электронные технологии, не возникает ли сбоев?
До 2009 года налоговые органы и налогоплательщики для представления разного вида налоговой отчетности использовали отдельные информационные системы: ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, ИС МОП. В качестве передачи электронных форм налоговой отчетности использовалась собственная разработка Налогового комитета МФ РК – система гарантированной доставки сообщений (СГДС). Эта система имела сложный интерфейс и требовала от налогоплательщиков специальной подготовки. Кроме того, в ходе эксплуатации данных систем для налогоплательщиков возникали определенные проблемы и неудобства.
В связи с этим, Налоговым комитетом МФ РК было принято решение о переходе на новую информационную систему, где были учтены все требования и пожелания налогоплательщиков. Так, в апреле 2009 года налоговыми органами была введена в эксплуатацию новая система по представлению форм налоговой отчетности в электронном виде СОНО (Система Обработки Налоговой Отчетности), которая заменила несколько старых информационных систем.
Данная система работает успешно уже 3-й год и позволяет налогоплательщикам представлять налоговую отчетность следующими альтернативными способами:
1. Заполнение и отправка налоговой отчетности посредством клиентского приложения СОНО для налогоплательщика;
2. Заполнение и отправка форм налоговой отчетности посредством Web-приложения СОНО «Кабинет налогоплательщика»;
3. Предоставление форм налоговой отчетности на бумажном носителе, распечатанных через клиентское приложение СОНО для налогоплательщика с Бар – кодом.
Основная цель создания системы обработки налоговой отчетности (СОНО) – увеличение доли налогоплательщиков, которые представляют налоговую отчетность в электронном виде. На сегодняшний день в по Казахстану посредством электронной связи представляется более 80% налоговой отчетности.
Скачать программное обеспечение СОНО можно на портале НК МФ РК по адресу: www.salyk.kz в разделе «Информационные системы».
Web – приложение «Кабинет налогоплательщика» - один из этапов в развитии сервисов электронного правительства. Данное web – приложение позволяет значительно повысить эффективность при исполнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Каждый налогоплательщик, имеющий доступ в интернет может получить для себя персональный защищенный от несанкционированного доступа раздел на портале Налогового комитета МФ РК.
Налогоплательщик подключается к своему виртуальному кабинету через интернет и в оперативном режиме получает доступ к хранящейся базе данных о себе и своих взаимоотношениях с налоговой службой. Кроме того, он имеет возможность заполнять и представлять формы налоговой отчетности в электронном виде для последующей обработки в налоговом органе.
Налогоплательщики могут в любое удобное для них время просматривать личные регистрационные данные, состояние лицевого счета, используя сервисы интегрированной информационной системы (ИНИС).
Web-приложение «Кабинет налогоплательщика» реализовано в целях расширения электронных услуг, предоставляемых налоговыми органами, и позволяет из любого удобного места для налогоплательщика, используя только интернет, получать такие услуги как:
- Подготовка и подача ФНО;
- Получение уведомлений;
- Просмотр статусов обработки;
- Поиск и просмотр поданных ранее ФНО;
- Подача налогового заявления на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней, штрафов;
- Подача налогового заявления для получения сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по ОПВ и СО;
- Получение информации о зарегистрированных объектах налогообложения;
- Получение уведомления по результатам камерального контроля;
- Подача заявления на получение патента и ряд других услуг.
Интерфейс «Кабинета налогоплательщика» имеет удобную систему помощи, включающую в себя подробные инструкции по использованию функционала, как в текстовом, так и в видео формате.
Для работы в «Кабинете налогоплательщика» необходимо наличие электронно-цифровой подписи, или, другими словами, криптографического ключа. Выдача электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в налоговых органах по месту нахождения или жительства налогоплательщика. На сегодняшний день посредством электронно-цифровой подписи, выданной налоговыми органами, налогоплательщик имеет доступ только к электронным услугам Налогового комитета МФ РК.
Вместо разных сайтов по отдельным проблемам внедрен единый портал – www.salyk.kz, который предназначен для интерактивного взаимодействия налогоплательщиков с Налоговым комитетом МФ РК по всем вопросам. Портал несложный, постоянно обновляемый, информационно насыщенный и актуальный по содержанию.
На портале www.salyk.kz налогоплательщик всегда может найти свежие новости в области налогообложения, интерактивные опросы налогоплательщиков, зайти на форум Налогового комитета МФ РК, где освещены все актуальные вопросы, ознакомиться с налоговыми справочниками, календарем налогоплательщика, интерактивной картой налоговых органов. Полезными являются информационные сервисы: расчет индивидуального подоходного налога, расчет пени, расчет налога на транспорт, ввод и печать квитанции, формы налоговой отчетности, обновление программного обеспечения по сдаче ФНО, формы налоговых заявлений, поиск налогоплательщиков по РНН и другим критериям, поиск и публикация сведений по плательщикам НДС, перечень лжепредприятий. Портал доступен круглосуточно семь дней в неделю.
Налоговыми органами ведется постоянная работа по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде. Для налогоплательщиков, не имеющих доступа к сети интернет, в Центрах приема и обработки информации налоговых органов установлено программное обеспечение «Терминал налогоплательщика», где всем желающим предоставлена возможность сдачи налоговой отчетности в электронном виде.
Сегодня налоговые органы продолжают работу по развитию электронного взаимодействия с налогоплательщиками, разрабатывая новые способы взаимодействия и совершенствуя уже имеющиеся. Хотелось бы отметить, что все новые информационные технологии направлены на улучшение взаимосвязи между налогоплательщиками и налоговыми службами, а также на повышение качества предоставления государственных услуг.
Евгений Мохов