Учёт

Недопущение (предупреждение) фактов преднамеренного и ложного банкротства

1409

В целях обеспечения полноты поступления налогов и снижения рисков противоправных действий Налоговым департаментом по ВКО на сегодняшний день усилен контроль за обеспечением качественной отработки результатов камерального контроля по признакам преднамеренного ложного банкротства по всем должникам.

При инициировании процедуры банкротства в отношении налогоплательщиков, не исполняющих длительное время налоговые обязательства, налоговые органы руководствуются Налоговым кодексом РК, Гражданским кодексом РК, Законом РК «О банкротстве» и другими законодательными актами о банкротстве.

В частности, в Законе РК «О банкротстве» установлены основные требования, предъявляемые к должнику при рассмотрении вопроса о возможности признания такового банкротом.

Так, в соответствии с п. 4 ст.3 Закона РК «О банкротстве» дела о банкротстве рассматриваются судом, если требования кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, а также иных кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. В 2013 году указанная сумма составляет 259650 тенге.

Также в ст. 4 Закона РК «О банкротстве» определен срок признания должника неплатежеспособным – три месяца неисполнения обязательства, с момента наступления срока его исполнения. По истечении указанного срока должник признается неплатежеспособным, что дает право кредиторам обратиться в суд о признании его банкротом.

Как показал проведенный анализ, налоговые органы являются одними из основных инициаторов обращения в суды с целью применения процедуры банкротства.

По состоянию на 01.10.2013 года, с учетом требований законодательства о банкротстве, налоговыми управлениями Восточно-Казахстанской области инициированы процедуры банкротства в отношении 139 налогоплательщиков на сумму налоговой задолженности 7 261,1млн.тенге, в том числе недоимки на сумму 3 487,6млн.тенге, из них признаны банкротом 134 налогоплательщика на сумму налоговой задолженности 5 778,3млн.тенге, в т.ч. была снижена недоимка на сумму 3 449,3млн.тенге.

Из общего количества предприятий в рамках Республиканской бюджетной программы 003 признаны банкротами 109 должников на сумму налоговой задолженности 4 467,9 млн.тенге, в т.ч. недоимки – 2 680,7млн. тенге. По 1 должнику с суммой задолженности 23,1млн.тенге, в том числе основной долг 13,8млн.тенге дело находится на рассмотрении в суде.

По графику инициирования процедур банкротства имеющих активы в 2013 году признаны банкротами 9 должников с задолженностью 751,6млн.тенге, основной долг 423,8млн.тенге, по 2 должникам на сумму задолженности 50 млн. тенге, материалы находятся на рассмотрении в суде.

Самостоятельное инициирование процедур банкротства в 2013 г. признаны банкротами 16 должников с задолженностью 570,2 млн. тенге, основной долг 344,7 млн. тенге.

В разрезе налоговых управлений основная доля признанных банкротов приходится на город Усть-Каменогорск – это 73 предприятия с общей суммой задолженности 4 496,4млн.тенге (77,8%), в том числе недоимка – 2 979,3 тыс. тенге (86,3%) и НУ по г.Семей - 37 предприятия на общую сумму 454,2 млн.тенге (7,9%), в том числе недоимка 290,5 млн. тенге (8,4%).

Актуальным вопросом на сегодняшний день при инициировании налоговыми органами процедуры банкротства является недопущение (предупреждение) фактов преднамеренного и ложного банкротства.

Следует отметить, что 1 квартале 2013 года подписан совместный приказ между Агентством по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями РК и Министерством финансов РК «Об утверждении Правил взаимодействия государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преднамеренного, ложного банкротства и неправомерных действий при банкротстве и реабилитации» № 144 от 26 марта 2013 года и №40 от 8 апреля 2013 года (далее – Совместный приказ).

Налоговым департаментом по ВКО проведен анализ текущего состояния конкурсных производств и определены наиболее характерные операции, которые с большей долей вероятности указывают на наличие в действиях должника признаков преднамеренного и ложного банкротства.

По итогам проведенного анализа установлено, что из 110 предприятий, признанных банкротами в рамках Республиканской бюджетной программы 003, в действиях 59,1% (65 банкротов) должников присутствуют признаки преднамеренного и ложного банкротства по следующим показателям:
-взаиморасчеты со лжепредприятиями;
-реорганизация юридических лиц;
-расхождения по результатам камерального контроля налоговых органов;
-наличные расчеты с контрагентами;
-наличие банковских счетов со сроком действия от 1 до 5 рабочих дней;
-участие в государственных закупках;
-внешнеэкономическая деятельность;
-выписка счетов-фактур после признания должников банкротами.

На сегодняшний день по 65 должникам проводится детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности и хода конкурсного производства.

При установлении фактов преднамеренного и ложного банкротства в соответствии с Совместным приказом материалы будут переданы в Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью для принятия соответствующего процессуального решения. Необходимо отметить, что конкурсными управляющими в ходе конкурсного проводится производства аналогичная работа по выявлению признаков преднамеренного и ложного банкротства. Кроме того, согласно Закона РК «О банкротстве» при выявлении сомнительных сделок приведших к ухудшению финансово-экономического состояния предприятия-банкрота, а также при обнаружении вывода активов в течении 3-х лет до возбуждения дела о банкротстве, конкурсным управляющим проводятся мероприятия по признанию вышеуказанных сделок недействительными.

Статья 5 Закона РК «О банкротстве» предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества должника, учредителей, должностных лиц перед кредиторами за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности.

Таким образом, процедура банкротства должна быть самым последним шагом и применяться только при невозможности восстановления деятельности предприятия.

Налоговый департамент по ВКО