В последнее время широко распространилась практика, когда предприятия преднамеренно банкротируются, выводя активы с целью личного обогащения, сокрытия следов экономических преступлений.
В этой связи созданным специальным управлением при Налоговом департаменте совместно с правоохранительными органами разрабатываются и совершенствуются методы выявления и пресечения фактов ложного и преднамеренного банкротства.
В первую очередь, в отношении каждого должника, признанного банкротом, и имеющего признаки лжепредпринимательской деятельности, инициируются налоговые проверки, нацеленные на выявление фиктивных сделок, мнимых, искусственно созданных требований кредиторов, и других схем уклонения от уплаты налогов. Например, нередки случаи, когда несколько потенциальных лжепредприятий путем реорганизации сливаются в одну компанию, которая затем ликвидируется путем признания банкротом.
Вот один пример из практики. У компании «А» к 27.12.2010г. образовалась задолженность. И уже в январе 2011г. учредители данной компании, снимая с себя ответственность за доведение предприятия до банкротства, оформляют мнимый договор купли-продажи на физическое лицо – назначая его учредителем и директором компании «А» в одном лице. После чего в отношении данной компании начинается процедура банкротства.
Проведенный налоговыми органами анализ финансово-хозяйственной деятельности компании «А» в добанкротный период выявил нарушения налогового законодательства и нанесенный ущерб государству компанией «А» в виде недоплаченных налогов составил более 1,6 млрд.тенге.
Приведенный пример не единичный случай, в связи с чем, по вновь признаваемым банкротам, для выявления схем уклонения от уплаты налогов и для возбуждения уголовных дел, проверки будут назначаться в отношении каждого должника.
Усиление методов контроля раскрывает различные схемы ложного и преднамеренного банкротства. На сегодняшний день по факту преднамеренного доведения предприятия до банкротства возбуждены уголовные дела в отношении 16 банкротов.
В настоящем, введен камеральный контроль процедуры банкротства и деятельности самого банкротного управляющего. По нарушениям в области банкротства Кодексом «Об административных нарушениях» предусмотрены 8 статей, в том числе за неправомерные действия при реабилитации и банкротстве, за нарушение порядка проведения торгов, аукционов, конкурсов и т.д.
Попытки ликвидации потенциальных лжепредприятий требуют пристального внимания и реагирования со стороны государства, так как наносят ущерб не только работе добросовестных налогоплательщиков, но и бюджету в целом. В этой связи работа в данном направлении в дальнейшем будет только усиливаться, рычаги влияния – расширяться.
НД по г. Алматы