В сложившейся макроэкономической ситуации считаем важной мобилизацию усилий всего бизнес-сообщества и государственных органов на совместные конструктивные действия, которые, с одной стороны, не должны повлечь риска возникновения фактов спекуляций со стороны субъектов рынка, а, с другой стороны, – злоупотреблений и необоснованных контрольных и санкционных действий со стороны представителей власти.
Антимонопольный орган имеет право открыть расследования по признакам нарушений антимонопольного законодательства.
Так, к началу расследований могут привести такие факты спекуляций субъектов рынка (или злоупотреблений доминирующим положением), как:
- установление монопольно высокой цены;
- введение необоснованных ограничений по производству и реализации товаров, имеющих спрос и при наличии возможности производства и реализации;
- создание искусственного дефицита на рынке путем изъятия товара из обращения продукции (статья 13 Закона РК «О конкуренции»).
Также запрещаются соглашения и (или) согласованные действия субъектов рынка по:
- установлению и (или) поддержанию цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
- необоснованному ограничению производства либо реализации товаров (статьи 10,11 Закона РК «О конкуренции»).
Совершение подобных действий влечет наложение оборотных штрафов от 3% до 5%, с конфискацией всего монопольного дохода (статья 159 КоАП РК).
Кроме того, за указанные нарушения предусмотрена уголовная ответственность (статья 221 УК РК).
Вместе с тем, на этапе применения мер предупреждающего воздействия, когда можно избежать антимонопольных расследований, обращаемся к субъектам рынка и призываем осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, проводя обоснованную ценовую и торговую политику, с учетом объективных обстоятельств, в том числе касающихся:
- наличия остатков (запасов) продукции;
- реальной себестоимости производства либо стоимости закупа продукции;
- пропорциональности роста реализуемой продукции к росту себестоимости производства либо стоимости закупа продукции (к примеру, необоснованно увеличение цены реализации товара на 20% при увеличении закупа либо себестоимости всего на 5%).
Сотрудники антимонопольного органа вошли в состав созданных при акиматах оперативных штабов по контролю за ценами, где с учетом существенного набора инструментов антимонопольного реагирования им отведена активная роль в сложившейся ситуации.
Помимо расследований антимонопольный орган ежедневно будет проводить мониторинг цен на основные социально – значимые товары.
Обращаясь к гражданам, сообщаем о возможности обратиться по фактам резких скачков цен по телефонам доверия территориальных департаментов, а также с официальными заявлениями в антимонопольный орган и его областные департаменты.
Контактные данные антимонопольного органа и его региональных департаментов размещены на сайте КРЕМ и ЗК - www.kremzk.gov.kz (раздел «О Комитете»).
Министерство Национальной экономики РК