Учёт

Мы создавали рынок. Как Coca-Cola начинала свою историю в Казахстане

871

Бренд Coca-Cola был официально зарегистрирован в Казахстане, как один из первых иностранных инвесторов, и начал свою деятельность в далеком 1994 году. Первые бутылки напитков импортировались из Турции, а уже в начале 1995 года компания запустила местную линию по производству газированных напитков, что стало началом многолетней истории производства самого популярного в мире напитка в Казахстане.


Так как процессы производства, маркетинга и дистрибьюции компании отлаживались десятилетиями, и свою глобальную экспансию Coca-Cola начала еще в 1940-е годы, с налаживанием внутренних процессов в Казахстане долго тянуть не пришлось.

Самым первым на рынке Казахстана появился напиток Coca-Cola. Компания была долгожданным брендом на казахстанском рынке, как среди корпоративных клиентов, так и среди потребителей, так как люди хотели пить напитки всемирно известного «заграничного» производителя, а клиенты желали сотрудничать с глобальным брендом. Поэтому Coca-Cola сразу завоевала любовь на рынке, и практически ни одно торжество невозможно было представить без этого бодрящего напитка на столе.

  

Немногим позже компания начала выпускать такие напитки, как Fanta и Sprite. Три года спустя, в 1997 году, компания вывела на рынок бренд питьевой воды Bonaqua. Потом появились соки под брендом Piko и холодный чай Fusetea.

Начиная с 1995 года, на территории завода, который находился на пересечении улиц Гоголя и Байзакова, где сейчас находится офис компании, работал фирменный магазин «Родник», а на пешеходной улице Арбат был филиал этого магазина, спроектированный в форме шести баночек Coca-Cola и неизменно привлекавший внимание жителей и гостей города. За напитками Coca-Cola ежедневно выстраивались большие очереди, а перед праздниками очередь занимали с утра. В то время люди больше доверяли качеству продукции, которая продавалась непосредственно в магазинах при производстве.

Сегодня продукцию Coca-Cola знают все, от мала до велика, она продается более чем в 48 тысячах торговых точек по всему Казахстану. Coca-Cola стабильно заняла свое лидирующее место на полках каждого магазина страны. В основном, компания обеспечивает внутренний рынок, однако небольшие объемы экспортируются в Кыргызстан и Таджикистан, чтобы поддержать заводы Coca-Cola в этих странах.

Трудности на пути

Несмотря на всемирную известность Coca-Cola, и бешеное желание казахстанцев испробовать популярный напиток, выход на отечественный рынок не был таким уж безоблачным. Компания столкнулась с проблемой поиска местных поставщиков, которые могли бы поставлять материалы надлежащего качества в соответствии с высокими стандартами глобальной компании, а также с информационными технологиями. Ведь в те годы еще не было таких мощных компьютеров, скоростного интернета и смартфонов, и те проблемы, которые сегодня решаются в режиме реального времени, в конце девяностых решались гораздо медленнее. Одна их самых первых сотрудниц компании вспоминает, что ее первой задачей на новой работе было перевести бумажную базу данных в электронный вид. Когда после двух месяцев кропотливой работы почти все документы были занесены в компьютер, он решил сломаться. Как IT специалисты ни бились, восстановить данные не удалось, и всю работу пришлось делать заново.


Ну и конечно, большим вызовом был подбор и обучение кадров. В новых условиях свободного рынка приходилось обучать людей совершенно новым и неизвестным для них технологиям маркетинга и продаж, корпоративной культуре, следованию внутренним процессам компании.

Люди всегда были и будут главной ценностью компании Coca-Cola. Компания уделяет много времени и средств на повышение квалификации сотрудников, развитие у них лидерских навыков и качеств, и всячески поддерживает их в стремлении к приобретению новых знаний и карьерному росту. Сотрудникам регулярно предлагаются различные тренинги, а также помощь в оценке своих навыков, способностей, стиля и результатов работы и в планировании карьеры. У компании даже есть собственный «Университет Coca-Cola» – масштабная онлайн подборка различных курсов и тренингов, в том числе от таких ведущих университетов мира как Гарвард. Неудивительно, что приходящие работать в компанию люди проявляют высокую лояльность и хотят остаться надолго.

На вопрос о том, как ей удалось проработать в одной и той же компании 25 лет, Виктория Грохольская, которая начинала свою карьеру оператором на производственной линии, а сейчас является бухгалтером отдела сбыта в Казахстане, ответила, что за все эти годы она ни разу не усомнилась в правильности своего выбора: 

«Работать здесь всегда было легко, радостно, мы никогда не шли на работу с тяжелым сердцем. Каждый день здесь приносит мне что-то новое, иногда – совершенно неизведанное».


25 лет назад в компании трудились чуть более 50-ти человек, а сейчас команда в Казахстане насчитывает более 700 человек. Благодаря деятельности Coca-Cola в стране также создается около 7000 косвенных рабочих мест в различных секторах экономики. 

Маркетинг

Конечно, не обошлось без глобальной рекламной кампании, благодаря которой мы все по-настоящему полюбили рекламу и возможно, Новый год.

Как известно, Coca-Cola отличается своим великолепным маркетингом и рекламой: красочные глобальные ТВ-ролики и ярко-красный цвет билбордов и вывесок сразу привлекает внимание. Все мы привыкли, перед каждым новым годом видеть рекламу Coca-Cola с Санта Клаусом, которая уже давно стала символом новогодних праздников. Кстати, в этом новом году Coca-Cola отметила 100-летие со дня, когда в её рекламных кампаниях появился этот веселый персонаж, который дарит людям счастье.



Можно с уверенностью сказать, что профессионализм Coca-Cola повлиял на развитие рекламного рынка Казахстана: многим отечественным рекламным и маркетинговым агентствам пришлось в очень сжатые сроки повышать качество своих услуг, так как требования Coca-Cola были гораздо выше, чем рынок мог предложить на тот момент. Тем самым компания внесла вклад в развитие рекламной отрасли в нашей стране, это уже не говоря об объёмах заказов на различные виды рекламных услуг, начиная от производства роликов на ТВ, размещения всевозможных баннеров, постеров и билбордов и заканчивая сувенирной продукцией для мерчендайзинга.



Один из секретов успеха компании, помимо секретной формулы напитка Coca-Cola, заключается в инновативности и стремлении превзойти свои собственные достижения. Рекламные кампании и промо-акции компании Coca-Cola всегда отличаются особой яркостью и размахом, это всегда что-то выдающееся. Возможно, Coca-Cola была одной из первых, кто ввёл понятие «промо-акций» в стране.

Что же будет дальше?

Казахстанские потребители любят напитки компании Coca-Cola за их превосходный вкус и неизменно высокое качество. На сегодняшний день в Казахстане компания производит свою продукцию на 13 производственных линиях, которые находятся на двух заводах - в Алматинской области и в городе Нур-Султан, который был открыт совсем недавно – в 2016 году, для обеспечения напитками северных регионов страны. 

Среди продукции компании - Coca-Cola, Sprite, Fanta и Schweppes, соки и сокосодержащие напитки под брендом Piko, вода Bonaqua и холодный чай Fusetea. Самым популярным напитком до сих пор остаётся классическая Coca-Cola: классика – она и есть классика. Но в последние несколько лет растёт сегмент воды.

В целом в Казахстане созданы и продолжают развиваться благоприятные условия для иностранных инвесторов. Рынку есть куда развиваться – и через новые продукты, и через дистрибуцию. А развитие – это всегда новые рабочие места, рост отчислений в госбюджет, развитие сопутствующих отраслей.

Однако, как известно, правительство Казахстана собирается с 2023 года ввести акцизный налог на сахаросодержащие безалкогольные напитки.


«Эта мера обосновывается пользой для здоровья населения. В тоже время если рассмотреть опыт других стран, где подобный налог уже существует, то можно сделать вывод, что он не привел ни к чему, кроме быстрого и краткосрочного обогащения госбюджета, роста цен на напитки и убытков малых и средних предприятий – в основном, в розничной торговле, тогда как эффект налога на здоровье еще не проявился ни в одной стране», - отметила представитель компании Coca-Cola в Казахстане Александра Аккирман.


Исследования показали, что снижение потребления напитков с сахаром убирает всего 6-7 калорий из ежедневного рациона. Например, в Великобритании и в некоторых штатах США после введения налога люди начали покупать вместо подорожавших сахаросодержащих напитков больше шоколада и кондитерских изделий или более калорийные напитки, не облагавшиеся налогом, такие как молочные коктейли, смузи и пр.


«Нам кажется, что будущее нашей компании и отрасли напитков в целом во многом будет зависеть от того, введут ли в Казахстане налог или всё-таки дадут возможность производителям продолжать органично развивать рынок, приняв на себя добровольные обязательства по сокращению сахара в напитках, как это сделали в России», - добавила Александра Аккирман.


Компания Coca-Cola уже делает это в глобальном масштабе с 2016 года, а казахстанская Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков, куда входит и Coca-Cola Казахстан, в прошлом году подписала с Министерством Здравоохранения РК меморандум о намерениях разработать «Кодекс добросовестного производителя», куда должны войти, в том числе, и меры по снижению содержания сахара в напитках.

Компания Coca-Cola – это уникальный бренд, который показал всему миру, как нужно строить бизнес, используя не только все возможности рынка, но и создавая собственные правила игры.

 



 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено