Учёт

Модернизация пенсионной системы

3649

Модернизация пенсионной системы

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них

1. Зачем нужно менять пенсионную систему?

Необходимо уточнить, что пенсионная система в принципе не меняется. Она остается прежней, то есть трехуровневой. Вносятся изменения для повышения эффективности системы в целом.

Сегодня, в связи с ростом средней продолжительности жизни на планете, многие страны мира, от ведущих до развивающихся, корректируют свою пенсионную систему.

Анализ действующей пенсионной системы нашей страны выявил ряд проблем, связанных с «молодостью» системы (всего 15 лет существования), низкими накоплениями граждан и низкой инвестиционной доходностью. К тому же люди имеющие право на солидарную пенсию сталкиваются с проблемами небольшого трудового стажа.

Как известно, до 1998 года, как и при СССР, размер пенсии зависел, в основном, от трудового стажа и размера заработной платы: чем больше стаж и отчисления, тем выше выплаты.

В 1998 году была введена накопительная система. В принципе формула та же - чем больше стаж и накопления, тем больше пенсия. К тому же законом предусмотрена возможность дополнительного добровольного накопления.

По правилам действующей системы размер пенсии лиц, продолжающих трудиться и после 1998 года, зависит от:

1) трудового стажа, накопленного до 1998 года;

2) суммы накоплений с 1998 года (10% от заработной платы).

При этом необходимо учитывать, что увеличивается доля людей, чьи пенсионные выплаты будут недостаточными для сохранения приемлемого уровня жизни. Это связано с:

1) небольшим трудовым стажем до 1998 года;

2) нехваткой накоплений и её недостаточной эффективности.

Именно поэтому для сохранения благосостояния всех казахстанцев Президент страны поручил принять неотложные меры по модернизации пенсионной системы.

2. В чем заключается модернизация пенсионной системы?

Сегодня рассматриваются следующие направления модернизации:


- создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы (НПС);

- увеличение участников НПС, регулярно производящих пенсионные отчисления;

- унификация (выравнивание) пенсионного возраста;

- изменение системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения;

- переход от добровольной к обязательной профессиональной системе пенсионного обеспечения граждан, занятых в особых условиях труда;

Здесь ВАЖНО ОТМЕТИТЬ следующее: окончательно принято принципиальное решение о создании к 1 июня 2013 года Единого фонда (ЕНПФ). Остальные аспекты модернизации, в том числе повышение пенсионного возраста женщин, сейчас находятся в статусе предложения межведомственной Рабочей группы.

3.Изменится ли размер обязательных пенсионных взносов?

Нет! В обсуждаемом законопроекте размер обязательных пенсионных взносов остается прежним - 10% от всей заработной платы.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ - предполагается ввести обязательные пенсионные взносы в размере 5% для лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Особо подчеркнем - эти выплаты будут производиться работодателем в счет налоговых платежей. Таким образом, улучшение условий для этой категории пенсионеров не приведет к дополнительной финансовой нагрузке на бизнес и увеличению фонда оплаты труда.

4. Чем Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) отличается от существующих частных накопительных пенсионных фондов (НПФ)?

Главное преимущество Единого фонда заключается в его единстве, полной гарантии государства, и это обеспечит значительно более высокую эффективность, максимальную прозрачность и предельную надежность его работы.

Давайте взглянем на основные недостатки в работе НПФ сегодня, снижающие эффективность системы в целом. Это, во-первых, отсутствие работы по привлечению новых вкладчиков в накопительную пенсионную систему.

Во-вторых, некорректная система учета: есть случаи, когда учитывались вкладчики, уже достигшие пенсионного возраста, либо выехавшие за рубеж и даже умершие лица.

В-третьих, инвестирование и управление пенсионными активами осуществляется частными фондами недостаточно прозрачно и эффективно. Иногда они действуют в интересах своих учредителей, а не вкладчиков.


Это видно и по снижению доходности фондов в целом, а в ряде случаев -и убытков по итогам года.

В четвертых, большие потери, связанные с размерами комиссионных НПФ.

Создание Единого фонда на базе существующего ГНПФ (Государственного накопительного пенсионного фонда) решит эти острые проблемы. В первую очередь обеспечит учет индивидуальных пенсионных счетов.

По новой модели заниматься управлением и инвестированием пенсионных активов будет Национальный банк Республики Казахстан. При этом инвестиционная стратегия и выбор разрешенных инструментов для размещения (то есть куда и во что вкладывать) пенсионных активов Единого фонда будут вырабатываться совещательным органом - Советом при Президенте РК.

Инвестировать - размещать пенсионные отчисления с целью получения дохода - будут организации, управляющие инвестиционными портфелями, с сохранением принципов рыночной конкуренции. Отбором на конкурсной основе будет заниматься Национальный банк.

Подчеркнем ВАЖНЫЙ МОМЕНТ еще раз - инвестиционную стратегию для управляющих портфелями будет устанавливать Совет. А необходимый /предельно допустимый уровень доходности будет устанавливаться и использоваться в ходе конкурсного отбора Нацбанком РК.

Кроме того, эффект большого масштаба Единого фонда позволит снизить административные расходы на функционирование накопительной пенсионной системы.

5. Что будет с частными накопительными пенсионными фондами?

После вступления в силу Закона в соответствии с установленным графиком накопительные пенсионные фонды (далее - НПФ) передадут свои пенсионные активы и обязательства Единому фонду. С этого момента НПФ прекратят привлечение пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат. Однако действующие фонды сохранят собственные активы и смогут работать в качестве управляющих инвестиционным портфелем или в роли добровольных накопительных пенсионных фондов.

6. У меня заключен договор с частным НПФ. Что будет с моими пенсионными накоплениями? Их заберет государство?

Единый накопительный пенсионный фонд станет правопреемником по всем существующим договорам о пенсионном обеспечении.


При этом, право собственности вкладчиков на пенсионные накопления сохранится в полном объеме.

Останется прежней и система индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей), на которые в полном объеме поступят накопления из НПФ. Все расходы, связанные с передачей пенсионных активов и обязательств в Единый фонд, будут производиться за счет собственных средств коммерческих фондов.

Юридическая процедура оформления договорных отношений вкладчиков и ЕНПФ будет определена позже.

7. Кто будет гарантировать сохранность моих пенсионных накоплений?

При создании ЕНПФ будет сохранена система индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков, на которые в полном объеме будут переведены индивидуальные накопления граждан из действующих частных НПФ.

По обязательным пенсионным взносам будет сохранена государственная гарантия их сохранности.

8. Кто теперь будет решать, куда вкладывать пенсионные накопления?

Управление и инвестирование пенсионных активов будет осуществлять Нацбанк РК. При этом инвестиционная стратегия и выбор разрешенных инструментов (виды ценных бумаг, отрасли экономики и др.) для размещения пенсионных активов Единого фонда будут разрабатываться Советом при Президенте РК.

9. Смогу ли я получать информацию о том, как инвестируются мои пенсионные накопления?

Да, создание Единого фонда в числе главных задач ставит максимальную прозрачность системы пенсионных накоплений. В разработке инвестиционной стратегии будут принимать участие как государство - представители Правительства, Нацбанка, так и участники финансового рынка и независимые эксперты. При этом все вкладчики будут иметь постоянный доступ ко всей информации.

10. Как я буду получать информацию о своих накоплениях и инвестиционном доходе от них?

Система оповещения вкладчиков о сумме накоплений и размере инвестиционного дохода останется прежней.


11. Как новая система отразится на нынешних пенсионерах?

Расчет выплат людям, которые уже вышли на пенсию меняться не будет. Модернизация коснется только экономически активного населения - участников накопительной пенсионной системы. Именно их пенсия будет зависеть от обязательных пенсионных выплат (10% от всей заработной платы) и количества накоплений.

12. Из чего складываются пенсионные выплаты?

Сейчас размер пенсионных выплат складывается из нескольких компонентов:

1) Базовая пенсионная выплата (50% от прожиточного минимума, в 2013 году это 9 330 тенге)

2) Пенсионная выплата из ГЦВП при наличии трудового стажа до 1 января 1998 года не менее 6 месяцев. Этот показатель рассчитывается с учетом среднемесячного заработка и стажа работы. Для более подробной консультации по этому вопросу Вы можете обратиться в отделение ГЦВП или Департамент по месту жительства.

3) Пенсионная выплата из НПФ при наличии пенсионных накоплений.

4) Пенсионная выплата из Добровольного накопительного пенсионного фонда при наличии таких накоплений.

13. Какую пенсию я буду получать?

Размер каждой конкретной пенсии зависит от участия этого человека в компонентах пенсионной системы.

К первой группе относятся граждане, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, также имевшие трудовой стаж на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев (солидарная пенсионная система). Они в настоящее время получают пенсии из солидарной пенсионной системы и базовую пенсионную выплату в размере 50% от прожиточного минимума, или 9 330 тенге по состоянию на 2013 год.

Ко второй группе относятся как состоявшиеся пенсионеры после 1998 года, так и выходящие на заслуженный отдых сегодня. Их пенсионная выплата складывается из солидарной, накопительной и базовой пенсионной выплат.

Третья группа - участники исключительно накопительной пенсионной системы. К ним относятся лица, у которых отсутствует трудовой стаж на 1 января 1998 года. Их пенсионная выплата будет состоять только из накопительной, а в случае недостаточности накоплений - минимально гарантированной пенсионной выплаты. Сейчас это 9330 тенге.

Наконец граждане, которые не являлись участниками ни солидарной, ни накопительной систем, будут иметь право на получение базовой пенсионной выплаты.


14. Зависит ли размер пенсии от заработной платы?

Если у Вас отсутствует трудовой стаж на 1 января 1998 года, либо этот стаж меньше 6 месяцев, пенсионная выплата будет состоять только из накоплений за счет обязательных и добровольных пенсионных отчислений. Накопительная выплата напрямую зависит от обязательных пенсионных взносов в размере 10% от всей заработной платы.

15. Я не делаю пенсионных взносов. Значит ли это, что я не буду получать пенсию?

Здесь действует справедливый социальный принцип - сколько вложил, столько и получил.

Каждый казахстанец формирует свои накопления для обеспечения своей старости за счет обязательных пенсионных взносов - 10% от всей заработной платы. Напомним, что также предусмотрены добровольные пенсионные взносы, которые могут вноситься как самим гражданином, так и третьими лицами в его пользу.

Сформированные таким образом пенсионные накопления обеспечат гражданину по достижению пенсионного возраста достаточные выплаты.

Для тех же граждан, кто по разным причинам, в том числе и по своей невнимательности, не отчислял пенсионные взносы, государство сохранит право на получения базовой пенсионной выплаты в размере 50% от прожиточного минимума (или 9 330 тенге по состоянию на 2013 год).

16. Имею ли я право работать и по достижению пенсионного возраста?

Да, любой гражданин имеет право продолжать трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста.

17. Когда планируется ввести в действие изменения в рамках модернизации пенсионной системы?

В настоящее время сроки установлены только для создания Единого накопительного пенсионного фонда, который должен быть организован к июлю 2013 года. Остальные направления модернизации, в том числе относительно повышения пенсионного возраста женщин, которые в настоящее время находятся на стадии обсуждения, предлагаются проводить поэтапно.


18. Где я могу получить более подробную информацию об изменениях в накопительной пенсионной системе?

Информация о соответствующих изменениях в пенсионном законодательстве будет доступна на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан www.enbek.gov.kz, а также по телефону бесплатной горячей линии 1411. Кроме того, тема будет широко освещаться в СМИ.

19. Почему решили повысить пенсионный возраст женщин?

В первую очередь государство стремиться дать возможность женщинам в новых условиях накопить достаточно денег для достойного проживания после выхода на пенсию.

Как показывает международный опыт, повышение пенсионного возраста может быть одним из путей повышения эффективности пенсионной системы.

Сегодня в рамках НПС на долю женщин приходится 45%. При этом средние размеры пенсионных накоплений женщин на 25% ниже, чем у мужчин.

Накопления женщин меньше по ряду причин:

- нахождение в отпусках по беременности и родам, более низкий пенсионный возраст уменьшают стаж участия в накопительной системе.

- уровень заработной платы женщин ниже, чем у мужчин.

При этом средняя продолжительность жизни после выхода на пенсию женщин составляет 20,8 лет, и это значительно больше, нежели у мужчин - 12,9 лет.

Отсюда очевидно, что повышение пенсионного возраста даст женщинам дополнительные возможности для увеличения размера своих пенсионных накоплений. В случае одобрения такого решения, повышение пенсионного возраста женщин до 63 лет будет осуществляться поэтапно в течение 10 лет по 6 месяцев в год. Так:

В 1-ый год повышения пенсионного возраста выход на пенсию у женщин составит 58 лет и 6 месяцев.

Во 2-ой - 59 лет.

В 3-ий - 59 лет и 6 месяцев.

В 4-ый - 60 лет.

И т.д.

20. Когда женщина может выйти на пенсию?

Действующее законодательство предусматривает выход на пенсию по достижению 58 лет. Однако выйти на пенсию раньше этого возраста можно в следующих случаях:


1) В 53 года - при общем стаже не менее 20 лет женщинам, родившим и воспитавшим до совершеннолетия 5 и более детей.

2) В 45 лет - при общем стаже не менее 20 лет женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29.08.1949 по 05.07.1963 гг. не менее 10 лет.

3) В 50 лет - при наличии достаточных пенсионных накоплений в НПФ.

  21. В этом году мне исполнится 58 лет. Значит ли это, что я не смогу выйти на пенсию до 63 лет?

Нет, если в этом году Вам исполняется 58 лет, Вы имеете право выйти на пенсию сразу же.


Условия необходимые для заключения пенсионного аннуитета для женщин и

мужчин в возрасте от 50 до 55 лет.

1. Минимальная достаточность для женщины 3 165 833 тенге действовала на начало 2013 г. когда пенсионный аннуитет заключался женщинами только с 55 лет. С 17 февраля 2013 года, вступили в силу поправки по пенсионным аннуитетам, а именно снизился возраст для заключения пенсионного аннуитета для женщин с 55 до 50 лет. Таким образом минимальная достаточность для 50 летней женщины составила 3 369 019 тенге.

2. Для расчета минимальной достаточности пенсионного аннуитета используются минимальная пенсия на текущий год (19 066 в 2013 году). Для женщины в возрасте 50 лет месячный аннуитетный фактор равен 176,703 (при параметрах: гарантированный период =

0, доходность пенсионных накоплений 6%). Расчет аннуитетного фактора производиться согласно Постановлению Национального банка №249, и используются следующие параметры: таблица смертности, ставка доходности пенсионных активов равная 6%, расходы страховщика от выплат 3%, расходы от страховой премии 3%. Аннуитетный фактор это величина, зависящая от возраста, пола и гарантированного периода. Размер выплат зависит от аннуитетного фактора и размера накоплений.

На данном примере минимальная достаточность рассчитывается произведением минимальной пенсии и аннуитетного фактора 19 066 тенге x 176, 703 = 3 369 019 тенге. Достаточность пенсионных накоплений в 2013 г. составляет:

1. Для женщин в возрасте 50 лет - 3 369 019 тенге.

2. Для женщин в возрасте 55 лет 3 165 833 тенге.

3. Для мужчин в возрасте 55 лет 2 754 103 тенге.

Условия назначения пособия по Списку № 1 и № 2

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1 и №2 регулируется Законом РК от 13.07.1999г. № 414-I «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» (далее Закон).

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины - по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины - по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Что касается государственного специального пособия по Списку № 2:

- мужчины - по достижении 58 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

- женщины - по достижении 53 года при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них 10 лет на указанных работах.

При назначении государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 льготный стаж определяется в строгом соответствии с перечнем профессий, должностей и показателей на работах с вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, утвержденным постановлением Правительства РК от 19.12.1999 г. № 1930 (с дополнениями от 19.12.2007 г. № 1283).

Для решения вопроса о праве на назначение государственного специального пособия по Спискам №1 и №2 необходима справка установленной формы, подтверждающая характер работы или условия труда, выдаваемая предприятием, в которой указывается период работы, должность со ссылкой на раздел перечня профессий, должностей, вида работ и основание выдачи справки.

Согласно п.2 Правил назначения и осуществления выплаты государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий, государственной базовой пенсионной выплаты, государственных специальных пособий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2006 года № 819, (далее Правила) для назначения государственных специальных пособий в отделение Центра по месту жительства подается заявление по форме с приложением необходимых документов и их копий, а именно:

1. копии документов удостоверяющих личность;

2. документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства;

3. копия свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК);

4. копия свидетельства регистрационного номера налогоплательщика (РНН);

5. сведения о номере счета в уполномоченной организации по выдаче

пенсий и пособий;

6. копия трудовой книжки;

7. справка организации, подтверждающая характер работы или условия

труда, по форме согласно приложению 4 к Правилам.

В случаях ликвидации организации предоставляется архивная справка с указанием места работы, занимаемой должности, профессии, периодов работы, номера архивного дела, его страницы, заверенная печатью и подписью директора архива и архивариуса.

При отсутствии архивных документов, подтверждающих особый характер работы или условия труда и их соответствие Списку №1 и №2, устанавливается через судебные органы.

В случае соответствия требованиям законодательства для назначения пособия, гражданин имеет право обратиться за назначением пособия в любое время после возникновения права на пособие без ограничения каким-либо сроком.

Вместе с тем сообщаем, что выплата пособия осуществляется независимо от того, работает гражданин в настоящее время или нет. Основным условием установления права на пособие является достижение предусмотренного законодательством возраста и наличие требуемого стажа работы (общего и по Списку №1 и №2) на 1 января 1998 года.

Размеры пособия: по Списку №1 - 9 МРП (2013 год - 15 579 тенге);

по Списку №2 - 8 МРП (2013 год - 13 848 тенге).