Учёт

Мнение партии "Ак жол" по обсуждению законопроекта о налогообложении

2034

Фракция ДПК «Ак жол» уже при презентации законопроекта 16 сентября высказалась против ряда позиций, а 25 сентября мы заявили что не согласны с ним и концептуально.

На сегодня, благодаря позитивной роли, которую сыграла при обсуждении фракция НДП «Нур Отан», в основном сняты те элементы социальной несправедливости, которые вызвали критику и неприятие в обществе.

Мы признательны нашим коллегам из парламентского большинства за проявленную принципиальность и защиту интересов рядовых граждан.

В то же время нельзя не отметить, что внесённые поправки не столько улучшают закон, сколько делают его прохождение в Мажилисе менее болезненным. Фактически, они работают на правительство, поскольку позволяют разблокировать тот узел и даже тупик, в котором оказались разработчики данного законопроекта на фоне вызванного им широкого общественного резонанса.

Фракция большинства практически протянула руку своему правительству и показала, при каких условиях этот, по идее, непроходной закон может быть принят.

Это условие – дифференциация подходов по налогам на имущество граждан, которое правительство теперь вынуждено принять, чтобы не сорвать прохождение закона в целом.

Как я уже сказал, мы признательны коллегам из Нур-Отана за этот шаг.

Тем не менее, считаю необходимым отметить, что сделанные сегодня социальные уступки не меняют природы данного законопроекта, а именно – направленности на увеличение налоговых ставок и ужесточение налогового администрирования на фоне роста расходов на содержание госаппарата и высокой неэффективности управления бюджетными средствами.

Фактически, речь идёт о свёртывании либеральной налоговой реформы 2008 года, которую страна провела на фоне жесточайшего финансового кризиса.

Депутаты фракции «Ак жол» по-прежнему уверены в нецелесообразности искать резервы пополнения бюджета через ужесточение налоговой политики. Считаем необходимым напомнить, что по оценке Счетного комитета, при исполнении бюджета в прошлом году 219 млрд. тенге были использованы неэффективно. Другой резерв, о чём говорилось в нашем предыдущем запросе – возвращение миллиардных средств, выводимых из Казахстана беглыми чиновниками и олигархами. Кроме того, есть информация, что судебными исполнителями не взимаются ещё 2 трлн.тенге, начисленные налоговиками. Вот он, ваш резерв. Просто наведите порядок в финансово-бюджетной дисциплине.

Как мы уже отмечали, законопроект не содержит ничего из тех принципиальных решений, о которых из года в год просят бизнес: это и проблема лжепредпринимательства, и арест счетов, нелепые штрафы за авансовые платежи, презумпция добросовестности налогоплательщика, отраслевые ставки НДС и многое другое.

Зато предлагаются такие новеллы, как наделение налоговых органов правом признания сделок недействительными, при том, что налоговики не являются стороной сделки. Это противоречит и здравому смыслу, и Гражданскому кодексу, и может привести к непредсказуемым последствиям для бизнеса, когда доначисления, штрафы и пеня посыпятся как снежный ком по всей цепочке взаимоотношений хозяйствующих субъектов.

У нас, к сожалению, уже сейчас сформировалась практика, когда налоговые органы выступают инициаторами дел о банкротстве предприятий. И есть масса случаев, когда это делается для прикрытия рейдерских схем. Ассоциацией финансистов выявлено более 60 случаев, когда предприятия были обанкрочены при задолженности менее чем в половину от суммы их имущества. То есть они могли бы спокойно покрыть эту задолженность! Но предприятия ликвидированы. А что это значит? Значит, банк лишился ценного клиента, государство – налогоплательщика, а люди – работы. Я вам больше скажу, есть случаи, когда ликвидировали предприятия с задолженностью менее 1% от их общего капитала!

Кроме того внесена поправка, согласно которой предлагается исключить из вычетов по расходам и зачётной части по НДС сумму налогов по операциям с налогоплательщиком, регистрация которого признана недействительной. Получается, что в рамках борьбы с так называемым лжепредпринимательством, все недоимки по налоговым платежам возлагаются на плечи добросовестных предпринимателей. Причём не только на тех, кто работал непосредственно с лжепредприятиями, но и с их партнёрами, и партнёрами партнёров и т.д..

Но ведь лжепредприятие создать невозможно без прикрытия со стороны самих налоговых органов. Об этом говорит многочисленная практика. Как сообщают СМИ, сейчас в Южно-Казахстанской области идёт процесс над группой руководителей налогового комитета области, которые курировали деятельность 68 лжепредприятий. Аналогичное расследование идёт в отношении заместителя председателя Алматинского городского налогового комитета, который прикрывал около 30 лжепредприятий. То есть налоговики сами эти фирмы создают, а потом наказывают тех, кто с ними работал. Это превратилось в хороший повод для вымогательств. И предлагаемой нормой налоговики хотят придать законность таким действиям.

Или предложение о наделении налогового комитета правом самостоятельного определения формы налоговой отчётности вместо правительства: эта норма приведёт к игнорированию отраслевых особенностей экономического цикла, частым и непроработанным заменам форм, за ошибки в которых будут опять-таки расплачиваться предприниматели.

То же самое можно сказать о требовании предоставлять налоговую отчётность только в электронном виде, об изменении условий продления сроков представления налоговой отчетности, по затратам не подлежащим вычету, по НДС, не подлежащему отнесению в зачёт, по способам обеспечения неисполненного налогового обязательства и т.д. когда за любые нестыковки на предпринимателя возлагаются несоразмерные финансовые санкции.

Тем самым, вместо стимулирования доходов экономики и роста налогооблагаемой базы, вместо вывода из тени недобросовестных налогоплательщиков, правительство по-прежнему нацелено выдавливать предприятия в теневой оборот штрафами и налоговым прессингом, перекладывая нагрузку на добросовестных налогоплательщиков. Никакого сокращения теневой экономики, как нам сейчас говорят разработчики, на самом деле при этом не происходит.

Такой подход противоречит как интересам отечественного бизнеса, так и логике экономического развития в целом.

Фракция партии «Ак жол» в ходе первого чтения внесла пакет предложений по снятию существующих и возникающих угроз бизнесу в этом законопроекте, без принятия которых его реакционный характер сохраняется даже с учётом поправок по социальному блоку.

Поэтому мы придерживаемся прежней оценки данного законопроекта.