Презентация нововведений состоялась в Комитете Палаты по финансам и бюджету под председательством Гульжаны Карагусовой. О законодательных нововведениях рассказал и ответил на вопросы депутатов министр Ерболат Досаев.
Законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» предусмотрено повышение ставок следующих налогов:
по налогу на имущество физических лиц:
во-первых: в целях актуализации с рыночными ценами на жилье, путем повышения в 2 раза базовой стоимости квадратного метра жилья, в Налоговом кодексе;
во-вторых: Для квартир свыше 150 квадратных метров и жилых домов свыше 300 квадратных метров вводится повышающий коэффициент равный трем;
повышение ставок налога на земли, предназначенные для жилищного или иного строительства и неиспользуемые в течение определенного периода в 10-кратном размере, в целях повышения эффективности использования земель
Базовую стоимость квадратного метра жилья предлагается повысить в два раза – до 60 тысяч тенге для Астаны и Алматы, и до 36 тысяч для областных центров. Для остальных населенных пунктов базовая стоимость останется на прежнем уровне, - об этом на презентации поправок в законодательство по налогообложению в Мажилисе сообщил министр экономики и бюджетного планирования РК.
Ерболат Досаев подчеркнул, изменения не коснутся городов районного значения, поселков, сел (аулов).
Действующая базовая стоимость для городов Алматы и Астана составляет 30 000 тенге/м.кв, для областных центров – 18 000 тенге/м.кв.
Для квартир свыше 150 квадратных метров и жилых домов свыше 300 квадратных метров вводится повышающий коэффициент равный трем.
Повышение ставок налога на земли, предназначенные для жилищного или иного строительства и неиспользуемые в течение определенного периода, предлагается увеличить в 10-кратном размере. Эта мера продиктована необходимостью рационального использования земель.
по налогу на транспортные средства:
во-первых, в диапазоне свыше 3 000 до 4 000 куб.см. предлагается пересмотреть ставки налога в сторону повышения.
во-вторых, отменить льготы для автомобилей с объемом свыше 4000 куб.см, которые вводились в качестве инструмента социальной поддержки.
Повышение в диапазоне свыше 3 000 до 4 000 куб.см. вызвано обеспечением плавного роста нагрузки и соблюдения принципа, чем больше загрязняешь, тем больше платишь, - отметил на презентации поправок в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения в Мажилисе Ерболат Досаев.
Глава МЭБП РК пояснил, повышение налога на транспорт коснется фактически 112 тысяч автомобилей. Это 3% от общего количества машин по стране (3,8 млн. ).
Повышение ставок налога предлагается осуществлять в следующей градации:
свыше 3 до 3,2 куб.см включительно - 35 МРП (от 60 585 до 61 985 тенге)
свыше 3,2 до 3,5 куб.см включительно – 46 МРП (от 79 626 до 81 726 тенге)
свыше 3,5 до 4 куб.см включительно – 66 МРП (от 114 246 до 117 746 тенге)
Сегодня ставка налога на транспортные средства в диапазоне свыше 3 000 до 4 000 куб.см. составляет 15 МРП (25 965 тенге).
Для автомобилей, с объемом двигателя свыше 4 000 куб.см 117 МРП (202 527 тенге), что в 10 раз меньше.
Предлагается отменить льготы для автомобилей с объемом свыше 4000 куб.см, которые вводились в качестве инструмента социальной поддержки отдельных категорий граждан (количество автомашин с объемом свыше 4000 куб.см - 37 619 из них применяют льготы 8 809 автомашин или 23,5%);
Для категории дорогих машин с объемом двигателя более 4 литров предлагается убрать все льготы.
По официальным данным 23,5% владельцев автомобилей этой категории пользуются льготами. Отмена льгот на транспорт фактически ликвидирует популярную схему уклонения от уплаты налогов, когда престижные автомобили оформлялись на пенсионеров (инвалидов, участников ВОВ). В результате дополнительные поступления в бюджет составят 1,7 млрд.тенге.
акцизов на табачную и алкогольную продукцию в целях увеличения доходов бюджета и дестимулирования населения к потреблению социально вредных товаров предлагается, начиная с 2015 года ежегодно повышать ставки акцизов на сигареты до уровня 5000 тенге/1000 штук к 2016 году.
По крепкой алкогольной продукции предлагается ежегодно повышать ставки акцизов, начиная с 2014 года до 2016 года с 500 до 1600 тенге/1 литр безводного спирта.
Начиная с 2015 года ежегодно планируется повышение ставки акцизов на сигареты до уровня 5000 тенге/1000 штук к 2016 году.
С 2014 года ставка акциза составляет 3000 тенге /1000 штук сигарет.
Предлагаемое повышение ставок акцизов на табачные изделия:
Вид |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Сигареты с фильтром |
1550 |
3000 |
3900 |
5000 |
Сигареты без фильтра, Папиросы |
950 |
3000 |
3900 |
5000 |
Сигариллы |
1930 |
3700 |
4800 |
6225 |
Сигары |
150 |
475 |
620 |
565 |
Табак (тенге/килограмм) |
1940 |
3800 |
4900 |
7345 |
По алкогольной продукции предлагается ежегодно повышать ставки акцизов, начиная с 2014 года до 2016 года с 500 до 1600 тенге/1 литр безводного спирта.
Предлагаемое повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию:
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Алкогольная продукция тенге/литр 100% спирта |
500 |
1000 |
1200 |
1600 |
Коньяк, бренди из импортного коньячного спирта |
325 |
250 |
250 |
250 |
Коньяк, бренди, произведенные из отечественного коньячного спирта |
170 |
В соответствии с решениями Консультационного совета по вопросам налогообложения предусмотрены нормы в части:
- урегулирования вопроса начисления НДС на акциз и корпоративного подоходного налога, при переработке нефтеперерабатывающими заводами давальческой нефти;
- отнесения стел автозаправочных станций к объектам обложения платой за размещение наружной рекламы.
Кроме того, законопроектом предусмотрено освобождение от НДС:
- автономной организации образования, по предоставлению библиотечного фонда, во временное пользование другим автономным организациям (Назарбаев Университет);
- импорта предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции.
Предусматривается также:
- право Правительства, по утверждению дополнительного перечня подакцизных товаров, импорт которых облагается по стране происхождения и установлению размеров ставок, в целях принятия защитных мер;
- исчисление НДПИ на добытый газ, используемый для получения сжиженного газа по производственной стоимости, увеличенной на 20%;
- освобождение от уплаты государственной пошлины в судах временных администраций принудительно ликвидируемых финансовых организаций - по искам, (заявлениям, жалобам) поданным в интересах временной администрации.
Большой блок вопросов отводится налоговому администрированию в целях снижения административных барьеров и улучшение бизнес – климата.
***
Обсуждение продолжится в рабочих группах, возглавляемых депутатами Омарханом Оксикбаевым и Куттыкожой Идирисовым.
и бюджетного планирования