Учёт

Минимизация требований в проверочных листах

1442

В настоящее время государством принимаются меры по снижению административных барьеров для ведения бизнеса. В частности поставлена задача сокращения количества проверок. Между тем, важно не только количество проверок, но и смысл их, формализованный в проверочных листах.

НЭПК «Союз «Атамекен» совместно с Комитетом противопожарной службы МЧС был проведен анализ на предмет выявления норм, создающих условия для увеличения количества проверок. А инвентаризация всех форм проверочных листов в сфере частного предпринимательства в области пожарной, промышленной безопасности и Гражданской обороны показала наличие множества лишних пунктов.

На сегодняшний день, система контроля имеет тотальный всеохватывающий характер и, по нашему мнению, явно избыточна по своему содержанию.

Выдерживать требования такой системы способны только субъекты бизнеса, имеющие соответствующие юридические, финансовые и другие ресурсы. В наибольшей степени незащищенными перед этой системой оказываются субъекты МСБ.

Одной из основных проблем контрольно-надзорной деятельности государственных органов является практика составления проверочных листов.

Согласно Закону «О государственном контроля и надзоре в РК», уполномоченные государственные органы обязаны сформировать для однородных групп предприятий в пределах своей компетенции проверочные листы.

Проверочный лист должен включать в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности предприятия, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства.

На практикесодержание Проверочных листов представляют следующую картину:

Требования в проверочных листах одинаковы для всех субъектов предпринимательства.

Отсутствует разграничение требований по отраслям предпринимательства и градациям отнесения их на субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства;

Зачастую требования являются неисполнимыми, сложными для понимания, экономически нецелесообразными.

В результате большинство проблем контрольно-надзорной деятельности (незаконные проверки, необоснованное привлечение к ответственности, увеличение количества проверок) исходят от содержания требований, установленных в проверочных листах.

В целях устранения возникших административных барьеров в области контрольно-надзорной деятельности, НЭПК «Союз «Атамекен» совместно с Комитетом противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям РК была проведена инвентаризация всех форм проверочных листов в сфере частного предпринимательства в области пожарной, промышленной безопасности и Гражданской обороны.

В результате проделанной работы, в рамках проекта совместного приказа Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства регионального развития «Об утверждении критериев оценки степени рисков и форм проверочных листов в области пожарной, промышленной безопасности и Гражданской обороны», при активном участии НЭПК «Союз «Атамекен», проверочные листы сформированы с учетом принципа минимальной достаточности (предъявление требований не общего характера, а непосредственно затрагивающие деятельность проверяемого субъектам предпринимательства), вследствие чего, оптимизированы требования к субъектам предпринимательства в области пожарной, промышленной безопасности и Гражданской обороны.

НЭПК «Союз «Атамекен»