Учёт

Минфин планирует сократить: срок возврата НДС до 30 дней, налоговые проверки, время на заполнение ФНО

1223

Об этом, рассказал Министр финансов Республики Казахстан Б. Султанов в своем выступлении на Круглом столе в Сенате Парламента Республики Казахстан по теме: «Актуальные вопросы совершенствования государственной политики и налогового администрирования».

Предлагаем его полный текст выступления.

Казахстан успешно прошел два этапа модернизации, во время которых были заложены основные рыночные и законодательные предпосылки для экономического роста. Так, с 2000 по 2014 годы ВВП на душу населения выросло с 2 000 долларов США до 14 000 долларов США, показав высокий рост благосостояния населения. Однако, для дальнейшего роста мы намереваемся создать благоприятные условия для бизнеса при этом сохранив высокую налоговую отдачу.

Дальнейшее экономическое развитие Министерства финансов мы рассматриваем в формате так называемых весов, путем обеспечения баланса между повышением налоговых доходов и создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

Уважаемые депутаты, я представляю свой доклад в разрезе трех основных приоритетов дальнейшего совершенствования управления государственными финансами:

І. Модернизация государственных финансов 3.0

ІІ. Новые подходы в администрировании

ІІІ. Развитие клиентоориентированного подхода

І. Модернизация государственных финансов 3.0

Во исполнение Послания Главы Государства «Модернизация 3.0» Министерство финансов планирует внедрить новую модель государственных финансов, посредством цифровизации и нового бюджетирования с элементами Государственно-Частного Партнерства.

В результате новаций, к 2025 году доходы консолидированного бюджета вырастут до 25% от ВВП (по инерционной модели всего до 19% к ВВП). С 2019 года налоговые поступления вырастут в 3 раза, с опережением темпов роста ВВП.

К 2020 году мы будем планомерно снижать долю трансфертов из Национального фонда в финансировании государственных расходов.

Дальнейшее удержание сниженных объемов изъятий из Национального фонда до 2025 года позволит снова перейти к наращиванию наших стратегических запасов даже в условиях нынешних низких цен.

Однако, для дальнейшего роста мы должны создать благоприятные условия для бизнеса, сохранив при этом высокую налоговую отдачу.

Со стороны Правительства запланировано создание ряда предпосылок для развития и роста экономики. Как следствие, это расширение налоговой базы и увеличение поступлений в бюджет.

В частности, нами реализуется проект по направлению финансовой устойчивости, в котором определены следующие подпроекты:

- партнерство государства и бизнеса;

- оптимизация налоговых льгот;

- совершенствование таможенного администрирования;

- сокращение теневой экономики;

- модернизация информационных технологий.

Достижение поставленных задач предлагается путем реализации инициатив, построенных на принципах G2B (государство для бизнеса).

В рамках этих задач предусматривается трансформация проверок, развитие института саморегулируемых организаций, исключение неэффективных льгот, реформирование специальных налоговых режимов, цифровизация налогового учета, глобальный обмен данными, внедрение новых подходов в администрировании доходов.

Мы поставили перед собой амбициозные цели и определили конкретные критерии их достижения. Вырабатываются конкретные меры, результаты которых можно отметить в текущей работе.

Можно сказать, что проект по информатизации, в частности развитие ИС «Электронные счета-фактуры», уже приносят результаты.

Сегодня все большее количество предпринимателей, убедившись в преимуществах использования информационной системы, оформляют счета-фактуры в электронном формате.

ІІ. Новые подходы в администрировании

Исторически на эффективность взыскания налоговых платежей негативно влияло позднее администрирование. Сроки представления налоговой отчетности до момента контроля замедляют выявление нарушений.

Например, если нарушение совершено 15 января, то о его наличии мы узнаем только после 15 мая, так как срок представления отчетности завершается в этот день. То есть контроль будет применен лишь через 4 месяца.

Принцип администрирования – в момент совершения операции позволит блокировать сомнительные сделки и транзакции. Для себя мы ставим задачу автоматического онлайн контроля правильности и легитимности выписки ЭСФ. Это позволит минимизировать существующие схемы уклонения от уплаты налогов с элементами лжепредпринимательства.

Отдельно хочу отметить, что ИС ЭСФ не могло быть реализовано без объединения информационных ресурсов таможенного и налогового администрирования.

Следующим шагом по интеграции налоговой и таможенной информационных систем (39 Шаг Плана Нации), является развитие системы учета и отслеживания товаров с модулем «Виртуальный склад» на базе ИС ЭСФ.

В данной системе предусматривается «привязка» к таможенной декларации, что позволит замкнуть всю цепочку поставок и реализации товаров внутри страны, создав тем самым систему вертикального сквозного мониторинга.

С другой стороны, для бизнеса, использующего ИС ЭСФ, это несет дополнительные упрощения. Так в новом Налоговом Кодексе предусматривается:

сокращение сроков возврата НДС в общеустановленном порядке до 30 рабочих дней;

оптимизация контроля, т.е. сокращение встречных проверок и процедур камерального контроля;

сокращение временных затрат налогоплательщиков на заполнение отдельных форм налоговой отчетности.

Информатизация принесет и сокращение количества налоговых проверок. Уже в текущем году мы сократим 37,5% таких проверок. Кроме того, на законодательном уровне будут исключены 56% оснований для налоговых проверок, т.е. из 32 останется всего 14 оснований.

Также сократится количество проверяющих. Уже принято решение оптимизировать органы государственных доходов на 611 человек.

Кроме того, для полной реализации функционала G2B Министерство финансов осуществляет системную работу по наращиванию потенциала информационного обмена данными с другими государственными органами и организациями.

Сегодня в рамках актуализации баз данных на базе Целиноградского района Акмолинской области реализуется пилотный проект, разработана Дорожная карта. В целом планируется завершить работу по актуализации в декабре 2018 года.

Наряду с этим, в области ведения государственных баз данных и налогообложения доходов физических лиц изучается опыт Южной Кореи. В частности, Закон «О передаче данных государственных органов для целей налогообложения», а также Закон «О защите персональных данных» с целью рассмотрения возможности применения в Республике Казахстан.

Все законодательные изменения не будут доступны без разработки соответствующих информационных систем. В период до 2020 года для целей администрирования доходов будут введены в эксплуатацию 5 новых информационных систем.

Вместе с тем, все мы знаем, что ускоренное развитие информационных технологий приводит к тому, что информационная система устаревает уже на момент ее разработки. По этой причине уже сегодня Министерство финансов прорабатывает вопрос использования технологии Блокчейн (Blockchain).

Данная технология фактически, является революционным усовершенствованием любой централизованной системы данных. Налоговое администрирование основано на использовании централизованных интегрированных хранилищ данных налогоплательщиков.

Системы электронного документооборота, в том числе и электронные счета фактуры, системы учета, регистры, реестры - все пройдут проверку на возможность применения новой технологии.

В первую очередь отработку технологических приемов Блокчейн я вижу на внедрении специального НДС-счета в РК.

Применение НДС-счета в администрировании позволит мониторить транзакции между контрагентами, при этом возврат превышения НДС будет осуществляться всем вовлеченным налогоплательщикам.

С переходом на Блокчейн государственные и коммерческие структуры станут взаимодействовать быстрее, все услугополучатели смогут без лишних проблем получать государственные услуги.

ІІІ. Развитие клиентоориентированного подхода

В рамках дальнейшего развития клиентоориентированного подхода в Министерстве финансов реализуется ряд мероприятий, направленных на укрепление взаимного доверия и открытости для бизнес-сообщества.

В 42 крупных центрах приема и обработки отчетности установлены электронные системы управления очередями и контроля качества. В целях сокращения времени, затрачиваемого на обслуживание услугополучателей внедрены Единые лицевые счета. Концентрация всей информации по налогоплательщику в одном месте позволила проводить онлайн платежи Банков в режиме реального времени, предоставлять автоматический зачет «переплата-недоимка». Кроме того, объединение учета поступлений создает единый образ предпринимателя – клиента без разделения на налогоплательщика и участника ВЭД.

Ведется планомерная работа по передаче большинства государственных услуг налогового и таможенного администрирования. На текущий момент 26 из 48 госуслуг оказываемых органами госдоходов на альтернативной основе доступны через Госкорпорацию «Правительство для граждан» и через портал Электронного Правительства. Планируется довести этот показатель до 39 госуслуг. На сегодняшний день 66 процентов государственных услуг переведены в электронный формат.

Отрабатывается внедрение экстерриториального принципа оказания госуслуг, позволяющий услугополучателям обращаться в региональные органы госдоходов и совершать операции вне зависимости от места регистрации.

В новом Налоговом кодексе мы совершаем беспрецедентный шаг, будут ограничены способы и меры принудительного взыскания налоговой задолженности. Так, налогоплательщики с низким уровнем риска не будут подвержены аресту банковского счета. Органы государственных доходов будут просто уведомлять их.