Учёт

Лжепредприятия и меры, применямые к их контрагентам

2795

Не секрет, что число экономических преступлений только растет. Несмотря на ежегодное снижение налоговых ставок и упрощение процедур, проблема уклонения от уплаты налогов, к сожалению, по-прежнему остается весьма актуальной.

Как правило, уклонение от уплаты налогов осуществляется в виде незаконного использования налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов и сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Лжепредпринимательство - одна из распространенных схем, которую используют недобросовестные налогоплательщики по уклонению от уплаты налогов.

Заранее выявить такие компании невозможно, поскольку они регистрируются в госорганах в соответствии с требованием законодательства. А выявляются такие предприятия, как правило, по истечении нескольких лет их деятельности. Лжепредприятия создаются для незаконного получения кредитов, в том числе и целевых, для оказания услуг по уводу от уплаты налогов коммерческих структур путем предоставления им фиктивных счетов-фактур и других бухгалтерских документов и так далее.

Согласно статьи 192 Уголовного Кодекса Республики Казахстан лжепредпринимательство - это создание субъекта частного предпринимательства либо приобретение акций (долей участия, паев) других юридических лиц, предоставляющее право определять их решения, а равно руководство им, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, при условии, если все совершенные сделки преследуют противоправные цели и причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству.

Кроме того, если по уголовному делу будет установлено, что лицо, создавшее лжепредприятие, реализовывало от его имени товары, не учтенные по правилам бухгалтерского и налогового учета, а приобретенные у неизвестных лиц без оформления надлежащих документов, его действия подлежат квалификации как лжепредпринимательство

При наличии признаков лжепредпринимательства органы налоговой службы направляют такие материалы в правоохранительные органы. Факт лжепредпринимательства доказывается в уголовном процессе.

В свою очередь налоговые органы на основании вступившего в законную силу приговора суда, которым лицо признано виновным в лжепредпринимательстве, в отношении контрагентов лжепредприятий правомерно принимает меры по исключению у них сумм НДС, ранее отнесенных в зачет, а также расходов из вычетов по корпоративному подоходному налогу по сделкам, совершенными со лжепредприятиями. Так как счета-фактуры лжепредприятия после соответствующего решения суда считаются фиктивными, а обязательства провинившегося перед бюджетом неисполненными. В результате одно отдельно взятое лжепредприятие тянет за собой в налоговую петлю всех своих контрагентов.

Что касается вопроса извещения налогоплательщиков о лжепредприятиях, то налоговое законодательство предусматривает размещение на сайте Налогового комитета Министерства финансов списка лжепредприятий.

Поэтому прежде чем заключать договора и совершать сделки, рекомендуем заглянуть на сайт Налогового комитета Министерства финансов и контролировать этот вопрос в дальнейшем.

В настоящее время налоговые органы проводят оптимизацию процессов налогового администрирования. Приведем только один пример – камеральный контроль. Это когда налогоплательщику предоставляется право самому устранить выявленные нарушения.

В соответствии со статьей 587 Налогового кодекса, в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений. Исполнение такого уведомления осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (получения). Если налогоплательщик не исполнил в установленный срок уведомление об устранении нарушений, то налоговый орган имеет право по истечении пяти рабочих дней со дня истечения срока исполнения уведомления приостановить расходные операции по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 Налогового кодекса Республики Казахстан. Данная форма контроля стала более эффективной с использованием информационных систем. Можно сказать, что сегодня информационные системы дают возможность налоговым органам автоматически выявлять недобросовестных субъектов предпринимательства. А по налогоплательщикам, не реагирующим на законные требования органов налоговых служб или различным образом уклоняющихся от их исполнения, меры принимаются уже совместно с органами финансовой полиции.

При неустранении самостоятельно нарушений по взаиморасчетам налогоплательщиков, признанных судами РК лжепредприятиями, налоговый орган имеет право провести документальные проверки, в том числе внеочередные проверки за проверенный период, на основании решения Налогового комитета Министерства финансов РК о проведении внеочередной налоговой проверки. Кроме того, на контрагента лжепредприятия при проведении налоговой проверки налагается административный штраф, а также может последовать уголовная ответственность, так как органами налоговой службы передаются в органы финансовой полиции материалы с признаками преступлений, выявленными в ходе проведения налоговых проверок.

Имеют место случаи, когда при анализе дополнительно представленных форм налоговой отчетности (ФНО) устанавливаются факты, когда налогоплательщик, исключив взаиморасчеты со лжепредприятием, представляет дополнительные ФНО, где были отнесены на вычеты расходы и принят в зачет НДС от другого налогоплательщика. Тем самым налогоплательщиком не устранены нарушения налогового законодательства, а лишь произведена замена счетов-фактур по взаиморасчетам со лжепредприятием. В таких случаях налоговым органом назначается проверка, в ходе которой производится изъятие оригиналов документов и материалы передаются в органы финансовой полиции для проведения необходимых экспертиз и принятия процессуального решения.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день налоговые органы оснащены всеми инструментами для выявления незаконной предпринимательской деятельности. Все, кто нелегально занимается бизнесом, выявляются налоговыми органами и органами финансовой полиции, и тогда неизбежно приходит час расплаты. Уклонение от уплаты налогов влечет применение к недобросовестным налогоплательщикам штрафных санкций. А согласно Конституции РК уплата налогов является долгом и обязанностью каждого гражданина.

Начальник Управления Налогового администрирования

Налогового департамента по Атырауской области

Утепкалиева А.М.