Налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля за исполнением норм налогового законодательства.
Налоговыми органами в Казахстане проанализированы наиболее часто встречающиеся нарушения налогового законодательства за последние годы и теперь применяется единый по республике подход отбора налогоплательщиков для проведения налоговой проверки. При этом под пристальное внимание налоговых органов стали подпадать не только налогоплательщики, зарегистрированные в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, некоммерческие организации и иные категории налогоплательщиков.
Многие налогоплательщики знают, что уполномоченным налоговым органом раз в пол года утверждается план налоговых проверок, который размещается на официальном сайте НК МФ РК, и согласно которым территориальными налоговыми органами проводятся плановые налоговые проверки. План налоговых проверок составляется на основе анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
В целях сокращения количества плановых проверок и повышения их результативности, Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования были разработаны критерии оценки степени рисков.
Критерии оценки степени рисков (далее – СУР) направляют работу по осуществлению контроля в сторону определенной категории лиц, не отвлекая при этом добросовестных налогоплательщиков. СУР используется в странах Евросоюза и других развитых странах.
СУР позволяет «точечно» проверять субъектов частного предпринимательства. В его основе критерии, позволяющие отнести к степени риска налогоплательщиков с последующим включением их в план проведения налоговых проверок. Принцип критериев оценки степени рисков представляет собой распределение налогоплательщиков по трем степеням риска: 1) высокая; 2) средняя; 3) незначительная.
Отнесение налогоплательщика к той или иной степени риска производится по следующим критериям:
– низкий коэффициент налоговой нагрузки;
– осуществление сделок с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с налогоплательщиками, регистрация которых признана недействительными, а также сделок, совершение которых признаны судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность;
– выписка счетов-фактур при представлении налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу или налогу на добавленную стоимость с нулевыми показателями;
– соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу;
– соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу;
– если руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем бездействующих налогоплательщиков, лжепредприятий и предприятий, регистрация которых судами признана недействительными, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны судом заключенными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность;
– снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах два и более раза в году (снятие с учета в одной области и постановка на учет в другой).
Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан формируется перечень налогоплательщиков для проведения плановых налоговых проверок по следующей схеме.
1. Составляется перечень всех юридических лиц, действующих в общеустановленном режиме.
2. Отбираются налогоплательщики, у которых совокупный годовой доход составляет 1 млн тенге и более.
3. Формируется список налогоплательщиков, набравших наибольшую сумму присвоенных баллов по всем критериям риска.
4. Из списка налогоплательщиков исключаются налогоплательщики, имеющие статус бездействующих, признанных банкротом, а также налогоплательщики, в отношении которых уже проведены проверки, и предприятия, состоящие на мониторинге.
5. Осуществляется дифференциация налогоплательщиков по степени рисков в разрезе регионов.
6. Данные передаются в территориальные налоговые органы для уточнения показателей.
На вышеизложенную методику оценки не следует полагаться всецело, поскольку:
1) расчет критериев производится на основании той информации, которая имеется в налоговых органах, и основная часть информации о налогоплательщике складывается из тех сведений, которые он сам представил в форме налоговой отчетности;
2) любой показатель риска дает представление только о предполагаемых нарушениях, но не утверждает сам факт нарушения.
Поэтому для увеличения эффективности используемых критериев используется схема «фильтрации», согласно которой проводится работа по выявлению предприятий, деятельность которых носит сомнительный характер, то есть присутствуют так называемые признаки неблагонадежности по разным разделам учета.
Рассмотрим пример по одному налогоплательщику для включения в план налоговых проверок ТОО «А»:
- в декларации по СГД (форма 100.00) показало доход 11,2 млн. тенге, вычеты - 11,4 млн. тенге, убыток составил 0,2 млн. тенге. Начислены налоги в размере 0,3 млн. тенге. КНН равен 2,7%. Отраслевой коэффициент налоговой нагрузки, равен 9,7%. То есть коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения коэффициента налоговой нагрузки на 75,3%, что дает 60 критических баллов.
- по камеральному контролю была выявлена сделка с лжепредприятием на 510 тыс. тенге, что дает 20 критических баллов.
Итого набрано 80 критических баллов, а это - средняя степень риска.
Кроме того, у предприятия зафиксированы следующие признаки неблагонадежности:
1. ТОО показывает два года подряд убытки. Это, естественно, вызывает вопрос: почему при наличии убытков в сфере услуг предприятие не приостанавливает свою деятельность, а продолжает убыточно работать?
2. ТОО несколько раз сдавало дополнительную отчетность на уменьшение налогов. Почему?
3. Учредитель является учредителем еще нескольких ТОО.
Все вышеуказанные критерии дают основание для включения данного налогоплательщика в план налоговых проверок.
В совокупности все вышеуказанные показатели характеризуют налогоплательщика и позволяют отнести его к высокой, средней или незначительной степени риска.
Разработанная органами налоговой службы СУР позволяет на уровне камерального контроля определять предприятия, попадающие в категорию риска и подлежащие документальным проверкам в первую очередь.
Указанные оценки и критерии - это ориентир не только для налоговых органов, но еще и для предпринимателя. Так, если бизнесмен видит, что он попадает в зону повышенной степени риска, то следует задуматься о своем ведении бизнеса, изменить свое налоговое поведение.
НД по Костанайской области К.Ж.Мензарипов