Пресс-релиз касательно введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога
В Парламент Республики Казахстан внесен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», в числе поправок предлагается введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. Нововведение вводится в целях реализации принципа справедливости налогообложения.
В законопроекте предлагаемая шкала составляет 10, 15 и 20%. Прогрессивные ставки будут применяться к сумме превышения облагаемого дохода, начиная с 200 кратного ГРП и с 330 ГРП. Данные пороги эквивалентны заработным платам (до удержания пенсионных и других отчислений) 353 тыс.тенге и 572 тыс.тенге в месяц, соответственно. По данным Государственного центра выплаты пенсий, где аккумулируется информация по доходам, 98 процентов работающего населения получают заработную плату, не превышающую 350 тыс.тенге в месяц. Таким образом, предложенные пороги обложения достаточно широки и не затрагивают основную часть населения.
Соответственно, изменения коснутся только 2% граждан, у которых зарплата превышает порог прогрессивного обложения. В этом случае их заработная плата обложится ступенчато – часть зарплаты обложится по 10%, часть по 15%, часть по 20%.
Изменения обложения индивидуальным подоходным налогом проиллюстрированы в таблице, где для удобства изложения годовая заработная плата представлена в виде оклада за один месяц.
Сранительная таблица по ИПН | ||||||
Оклад, тенге |
ИПН по прогрессивной шкале |
ИПН по действующей шкале |
откл. |
% изъятия по прогрессивной шкале |
% изъятия по действующей плоской шкале 10% |
изменение % изъятия |
50 000 |
2 900 |
2 900 |
0 |
5,8 |
5,8 |
0,0 |
72 600 |
4 934 |
4 934 |
0 |
6,8 |
6,8 |
0,0 |
100 000 |
7 400 |
7 400 |
0 |
7,4 |
7,4 |
0,0 |
150 000 |
11 900 |
11 900 |
0 |
7,9 |
7,9 |
0,0 |
200 000 |
16 400 |
16 400 |
0 |
8,2 |
8,2 |
0,0 |
250 000 |
20 900 |
20 900 |
0 |
8,4 |
8,4 |
0,0 |
300 000 |
25 400 |
25 400 |
0 |
8,5 |
8,5 |
0,0 |
350 000 |
29 900 |
29 900 |
0 |
8,5 |
8,5 |
0,0 |
353 750 |
30 238 |
30 238 |
0 |
8,5 |
8,5 |
0,0 |
400 000 |
36 480 |
34 400 |
2 080 |
9,1 |
8,6 |
0,5 |
500 000 |
49 980 |
43 400 |
6 580 |
10,0 |
8,7 |
1,3 |
572 000 |
59 700 |
49 880 |
9 820 |
10,4 |
8,7 |
1,7 |
580 000 |
61 132 |
50 600 |
10 532 |
10,5 |
8,7 |
1,8 |
600 000 |
64 732 |
52 400 |
12 332 |
10,8 |
8,7 |
2,1 |
700 000 |
82 732 |
61 400 |
21 332 |
11,8 |
8,8 |
3,0 |
800 000 |
100 732 |
70 400 |
30 332 |
12,6 |
8,8 |
3,8 |
900 000 |
118 732 |
79 400 |
39 332 |
13,2 |
8,8 |
4,4 |
1 000 000 |
136 732 |
88 400 |
48 332 |
13,7 |
8,8 |
4,9 |
1 200 000 |
172 734 |
106 401 |
66 333 |
14,4 |
8,9 |
5,5 |
1 500 000 |
232 734 |
136 401 |
96 333 |
15,5 |
9,1 |
6,4 |
2 000 000 |
332 734 |
186 401 |
146 333 |
16,6 |
9,3 |
7,3 |
2 500 000 |
432 734 |
236 401 |
196 333 |
17,3 |
9,5 |
7,8 |
3 000 000 |
532 734 |
286 401 |
246 333 |
17,8 |
9,5 |
8,3 |
3 500 000 |
632 734 |
336 401 |
296 333 |
18,1 |
9,6 |
8,5 |
4 000 000 |
732 734 |
386 401 |
346 333 |
18,3 |
9,7 |
8,6 |
4 500 000 |
832 734 |
436 401 |
396 333 |
18,5 |
9,7 |
8,8 |
5 000 000 |
932 734 |
486 401 |
446 333 |
18,7 |
9,7 |
9,0 |
Из таблицы видно, что при прогрессивной шкале отношение суммы налога к ежемесячному окладу в 500 тыс.тенге составит всего 10%, к окладу в 1 млн.тенге – 13,7%. Т.е. даже при достаточно больших доходах реальная эффективная ставка налога далека от 20%.
Расчеты показывают что условия налогообложения заработной платы в размере до 353 тыс.тенге не меняются в сравнении с плоской шкалой. Для той, категории граждан, чей оклад превышает 353 тыс.тенге налоговая нагрузка растет постепенно, в зависимости от темпа увеличения дохода. С оклада в 400 тыс. тенге в месяц сумма налога будет составлять 36,5 тыс. тенге или на 2,1 тыс. тенге больше чем при «плоском» обложении. С ежемесячной зарплаты в полмиллиона тенге отчисления возрастут на 6,6 тыс.тенге больше.
Налогообложение «миллионеров» возрастет на 5 процентных пунктов и выше по мере прогресса дохода. Но и в этом случае сумма налога не будет запретительной, оставаясь ниже 20% по отношению к зарплате. Вдобавок часть доходов, превышающая 1,2 млн.тенге (эквивалент 75 мзп), освобождается от обязательности 10%-го удержания пенсионных взносов.
По фактическому срезу из 5,3 миллионов получателей доходов лишь 101 тыс.человек получают зарплату свыше 350 тыс.тенге и, соответственно, подпадают под прогрессивную шкалу. Из данной категории лиц более половины - 66 тыс.человек – имеют доходы до 600 тыс.тенге, и налоговая нагрузка по ним увеличится на 2,1 процентных пункта. При этом лишь 8,6 тыс.человек получают доход более 1 млн.тенге в месяц. Средняя зарплата по республике по данным Агентства по статистике составляет 82,3 тысяч тенге в месяц (июль 10г.).
Если ранжировать население по величине доходов, то 100 тыс. наиболее богатых получают доходы, равные совокупным доходам 2,5 млн.человек, получающих небольшую зарплату.
Прогрессивная шкала обложения имеет экономическое обоснование и применяется в большинстве стран мира. Примеры применения плоской шкалы обложения в мировой практике являются исключением, и в ряде случаев следствием слабого администрирования или политического компромисса. Таким образом, единицы стран применяют плоскую шкалу ИПН (Эстония, Литва, Латвия, Румыния, Россия), почти все страны ОЭСР, Азии применяют прогрессивное обложение или его аналог. Так, во Франции обложение доходит до 56%, в Китае установлены ставки в размере 5-45%, Чехии – 15-32%, Польше – 19-50%. Аргументами прогрессивных налогов являются снижение неравенства и имущественного расслоения, выравнивание для малообеспеченного и богатого человека значимости налоговых «потерь» и получаемых от государственных услуг выгод. Соотвествие предельных ставок обложения индивидулаьного дохода ставкам копоративного подоходного налога призвано предотратить арбитражный трансферт прибыли от юридического лица физическому.
В Казахстане прогрессивная шкала обложения применялась до 2007 года, неоднократно подвергаясь реформированию в строну смягчения. Предельная ставка снижалась с 30% до 20% при начальном пороге обложения 5%. Следует отметить, что прогрессивная шкала, предлагаемая проектом, мягче, чем шкала, действовавшая до 2007 года. В старых условиях, несмотря на нижний порог в 5% для низких зарплат, налоговая нагрузка была бы выше из-за применяемых тогда низких вычетов.
Фискальный эффект в виде дополнительных поступлений будет умеренным, поскольку прогрессивная шкала не затрагивают основную часть населения. Доходы бюджета в 2011 году в связи с введением прогрессивной шкалы увеличатся на 12,5 млрд. тенге.
Источник: Минисерство финансов РК