Казалось бы, простые действия - оприходовать и списать канцелярские товары, нередко ставят бухгалтеров в тупик.
Главные вопросы, которые возникают у бухгалтера:
-
как корректно отразить поступление и списание канцелярских товаров в бухгалтерском и налоговом учете?
-
можно ли приходовать и списывать канцтовары одной строкой?
-
относится ли списание канцтоваров на вычеты при определении НОД?
-
как отразить поступление и списание канцтоваров в форме 100.00?
-
как быть при списании с НДС, отнесенным ранее в зачет, по канцтоварам?
Давайте разбираться вместе.
Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» на основании пунктов 1 - 2 статьи 6 данного Закона, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Следовательно, порядок учета и списания канцелярских товаров должен определяться учетной политикой организации. В учетной политике необходимо прописать, как часто будет списываться канцелярия – на ежемесячной основе, еженедельно или в зависимости от потребности.
ВОПРОС: Можно ли приходовать и списывать канцтовары одной строкой?
ОТВЕТ:
Если учетной политикой вашей компании предусмотрен складской учет ТМЗ по номенклатуре, то оприходование и списание канцтоваров должно производиться по номенклатуре, и одной строкой по сумме канцтовары списывать нельзя.
Списание оформляют:
Приказом директора на создание комиссии и списание запасов;
Актом списания запасов по утвержденной форме.
Дадим проводки по списанию канцтоваров по номенклатуре (Номенклатура и склад-Складские документы-Списание ТМЗ):
Дт 7210, 7110 / Кт 1310 – списаны блокноты в количестве 10 штук
Дт 7210, 7110 / Кт 1310 – списаны шариковые ручки в количестве 50 штук
ВОПРОС: Относится ли списание канцтоваров на вычеты при определении НОД? Как отразить поступление и списание канцтоваров в форме 100.00?
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 НК РК, расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 НК РК, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии подтверждающих документов по расходам, связанным с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Следовательно, если канцелярские товары были использованы вашей компанией в целях получения дохода, например – без ручки нельзя подписать договор, без бумаги не напечатаешь счет на оплату и т.д., вы вправе отнести их на вычеты при определении НОД и отразить в форме 100.00.
Отражение движения по канцтоварам в форме 100.00 происходит по формуле:
Остаток на начало периода (строка 100.00.019 I Запасы на начало налогового периода всего) + Приход (строка 100.00.019 III A Запасы) - Остаток на конец периода (строка 100.00.019 II Запасы на конец налогового периода всего) |
Если сумма списания несущественна, в учетной политике возможно прописать, что приобретение и расход канцелярских товаров осуществляется на основании заявок уполномоченных сотрудников, и складской учет (то есть учет по номенклатуре) по ним не предусмотрен, то есть канцтовары сразу признаются расходами компании. Только в данном случае списание можно производить общей суммой на счет расходов 7210, 7110 без учета на счете материалов 1310. Статья затрат – списание ТМЗ, отражаете в форме 100.00 в строке 100.00.019 III H.
Давайте разберемся, что происходит с НДС, ранее отнесенным в зачет по приобретенным канцтоварам, которые подлежат списанию?
Рассмотрим на примере таблицы:
Операция |
НДС, ранее принятый к зачету, убирается из зачета |
НДС, ранее принятый к зачету, НЕ убирается из зачета |
Статья НК РК |
Списание канцтоваров |
В случае их порчи, утраты |
|
Статьи 402 и 404 НК РК |
Списание канцтоваров |
Использованных не в целях облагаемого оборота |
Использованных в целях предпринимательской деятельности |
Статьи 402 и 404 НК РК |
Из таблицы видно, что:
Согласно пункту 1 статьи 402 НК РК, по материалам, использованным НЕ в целях облагаемого оборота, за исключением использованных для целей необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен пропорциональный метод в соответствии со статьями 407 и 409 НК РК, НДС, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета.
Также уменьшение суммы НДС, относимого в зачет, производится по товарам, работам, услугам, по которым НДС ранее был отнесен в зачет, в следующих случаях:
- по товарам, работам, услугам, использованным не в целях облагаемого оборота, за исключением использованных в целях необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен пропорциональный метод в соответствии со статьями 407 и 408 НК РК;
- по товарам в случае их порчи, утраты
(за исключением случаев, возникших в результате чрезвычайных ситуаций). При этом порча товара означает ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей облагаемого оборота. Под утратой товара понимается событие, в результате которого произошло уничтожение или потеря товара. Не является утратой потеря товаров, понесенная налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством Республики Казахстан.
Следовательно, можно сделать вывод, что при списании канцелярских товаров, использованных в предпринимательской деятельности, ранее отнесенный в зачет НДС НЕ убирается из зачета и НЕ подлежит корректировке в сторону уменьшения.
С уважением, Елена Баринова