Учёт

Изменения в уголовно-процессуальное законодательство по экономическим и налоговым правонарушениям

2031
Главной целью концептуально новой редакции Уголовно-процессуального кодекса является упрощение и повышение экономичности уголовного процесса, приведение его в соответствие с международными стандартами  и наиболее полная защита конституционных прав граждан.

Как всем известно, Законом Республики Казахстан от 21 декабря 2017 года №118-VI ЗРК внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности.

Новый порядок производства по уголовным делам направлен на неукоснительное обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, а также на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, формирование уважительного отношения к праву, развитие принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе.

Государством приняты меры по защите бизнеса, в том числе  от неправомерного вмешательства со стороны органов уголовного преследования. Законодательством предусмотрен запрет на содержание под стражей по экономическим преступлениям, на назначение наказания в виде лишения свободы за преступления в сфере экономики при возмещении ущерба, практически по всем составам экономических уголовных правонарушений снижены санкции.

Принятие данных мер направлено на возмещение ущерба государству, снижение тюремного населения, снижение вмешательства органов уголовного преследования в экономические правоотношения в целях их урегулирования административными методами.

Исключение составляет совершение таких преступлений как:  рейдерства; легализация имущества, полученного преступным путем; изготовление и сбыт поддельных денег, ценных бумаг; принуждение к совершению сделки; экономической контрабанды; финансовых пирамид и ОПГ. Данные новшества предусмотрены статьей 147 УПК РК.

Статья 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК РК)  предусматривает порядок процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.

В частности, в соответствии с пунктом 4 данной статьи,  лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления на срок не более сорока восьми часов, а несовершеннолетний - на срок не более двадцати четырех часов, за исключением следующих случаев, когда допускается задержание на срок не более семидесяти двух часов при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления; террористического или экстремистского преступления; преступления в ходе массовых беспорядков; преступления в составе преступной группы; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленного преступления, повлекшего смерть человека; невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.

Также одним из новшеств является и внесенные изменения в статью 179 УПК РК, согласно которой правоохранительные органы не вправе производить регистрацию заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований, в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения, а также о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными.

Таким образом, эта норма запрещает начинать расследование, если нет акта налоговой проверки или ревизии, либо нет судебного решения о мнимости или притворности сделки.

В целях упрощения и повышения экономичности уголовного процесса, а также минимизации фальсификации материалов досудебного расследования и прозрачности уголовного процесса изменен и формат уголовного производства. Теперь статья  42-1 УПК РК предусматривает ведение уголовного судопроизводства в бумажном и (или) электронном форматах. При этом лицо, ведущее уголовный процесс, по своему усмотрению может вести уголовное судопроизводство в электронном формате, о чем выносится мотивированное постановление. В случае невозможности дальнейшего ведения уголовного судопроизводства в электронном формате лицо, ведущее уголовный процесс, переходит на бумажный формат, о чем также выносится мотивированное постановление.

Помимо этого, важным аспектом реформирования является повышение состязательности уголовного процесса, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов.

Сегодняшний перечень полномочий адвокатов не позволяет им в полной мере качественно представлять интересы их подзащитных. Поэтому в  уголовно-процессуальном законодательстве адвокаты наделены более широкими полномочиями по сбору доказательств. В частности, в соответствии со статьей 70 УПК РК, адвокат вправе ходатайствовать перед следственным судьей о назначении экспертизы либо производстве органом досудебного расследования следственного действия, за исключением негласного следственного действия, в том числе, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано либо по нему не принято решение в течение трех суток.

Одним из аспектов также является упрощение процедур расследования и обеспечения экономичности процесса. Сегодня расследование уголовных дел по-прежнему является сложным и финансово-затратным процессом, особенно это касается уголовных проступков. В этой связи производство по ним будет максимально упрощено за счет создания особого порядка расследования уголовных проступков – приказного производства.

  Так, статьей 629-1 УПК РК предусмотрен порядок приказного производства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести, если собранными доказательствами установлены факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо; подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства своей вины в совершении уголовного правонарушения, согласен с квалификацией его действий (бездействия), размером (суммой) причиненного ущерба (вреда); санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф; подозреваемый заявил ходатайство, а потерпевший, а также гражданский истец и гражданский ответчик (в случае их участия по делу) выразили согласие с рассмотрением дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении. Нормами данной статьи подробно предусмотрены основания невозможности применения приказного производства (лица, заболевшего после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; несовершеннолетнего или лица, которое в силу физических или психических недостатков не может само осуществлять свое право на защиту; лица, обладающего привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования; лица, к которому в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан и др.).

В целях повышения уровня защиты прав граждан в проводимой реформе является дальнейшее расширение судебного контроля за досудебной стадией.

План нации – 100 конкретных шагов предусматривает поэтапную передачу следственным судьям полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека.

В частности, внесенные изменения и дополнения в статью 55 УПК РК предусматривают полномочия следственного судьи в части санкционирования проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, дачи согласия органу досудебного расследования на неуведомление лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях; санкционирования применения залога; санкционирования принудительного освидетельствования; санкционирования принудительного получения образцов; рассмотрения вопроса о назначении экспертизы либо производстве органом уголовного преследования иных следственных действий, за исключением негласных следственных действий, в т.ч. если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано либо по нему не принято решение в течение трех суток.

Имеется ряд иных изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство, направленных на усиление защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.


ДГД по г. Астана