Изменения по НДС с 1 января 2013 года

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Изменения по НДС с 1 января 2013 года

Согласно Закону РК от 21.06.12 г. № 19-V в статью 257 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которых у налогоплательщика не будет права на отнесение НДС в зачет по товарам, работам, услугам, указанным в счете-фактуре, оплата за наличный расчет которых с учетом НДС независимо от периодичности платежа превышает 1000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату выписки счета-фактуры. Сумма НДС по таким счетам будет учитываться в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг.

Статья 230 «Определение облагаемого оборота » дополнена пунктом 1-1 следующего содержания: «Оборот по реализации товаров, работ, услуг структурного подразделения юридического лица-резидента, зарегистрированного в качестве постоянного учреждения на территории иностранного государства, местом реализации которых не признается Республика Казахстан, не является оборотом по реализации юридического
лица-плательщика налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан».

В статью 231 «Оборот по реализации товаров, работ, услуг» внесены изменения, что безвозмездная передача в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи (раньше было 2 МРП).

Статья 238 «Размер облагаемого оборота» дополнена пунктом 2-1 по определению размера облагаемого оборота по безвозмездно выполненным работам, оказанным услугам. Раньше было только положение о безвозмездной передаче товаров. Размер облагаемого оборота безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется исходя из стоимости товаров, работ, услуг, использованных на выполнение таких работ, услуг, при приобретении которых налог на добавленную стоимость был отнесен в зачет. При этом стоимость фиксированных активов, в случае предоставления их в безвозмездное пользование для включения в облагаемый оборот, определяется в следующем порядке:

С фа = (НДС пр / Спи) * (Тф) / (НДС%),

где:

С фа - стоимость фиксированного актива, включаемая в облагаемый оборот, при передаче в безвозмездное пользование;

НДС пр - сумма налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет при приобретении фиксированных активов;

С пи - срок полезного использования фиксированного актива, определенный в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, исчисленный в календарных месяцах;

Тф - фактическое количество месяцев передачи в пользование, приходящихся на отчетный налоговый период;

НДС % - ставка налога на добавленную стоимость в процентах, действующая на дату предоставления в пользование.»;

В п. 6 статьи 241 «Облагаемый оборот при приобретении работ, услуг от нерезидента» добавлен подпункт 4), согласно которого не подлежит обложению НДС за нерезидента стоимость работ, услуг, которая включена в размер облагаемого импорта при ввозе товаров из государств-членов Таможенного союза и по которому НДС уплачен в бюджет Республики Казахстан.

В статье 244-2 «Налогообложение товаров, реализуемых на территорию специальной экономической зоны» исправлены ранее допущенные ошибки в названии статьи и содержании статьи допущенные корректорами при подготовке к подписанию Закона РК от 21 июля 2011 года № 470-IV. Заголовок следует изложить как «реализуемых на территорию СЭЗ» вместо «реализуемых на территории СЭЗ». Изменения эти вводятся с 1 января 2012 года.

Такие корректировочные изменения с 01.01.2012г. коснулись и статьи 244-3: «Особенности налогообложения товаров, реализуемых на территорию специальной экономической зоны «Астана - новый город».

В ст. 248 дополнен перечень освобожденных оборотов по реализации

лома и отходов цветных и черных металлов

В пункте 1 статьи 249 по оборотам, связанным с реализацией земли и жилыми зданиями уточнена редакция, определяющая, что относится к гостиничным услугам, которые не освобождаются от уплаты НДС, а именно:

«1) реализация или аренда жилого здания (части жилого здания), используемого для предоставления услуг по организации проживания, предусмотренных Общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом в области технического регулирования (далее - Классификатор).

Положения настоящего подпункта не применяются при реализации и (или) аренде жилого здания (части жилого здания), используемого для предоставления услуг по организации проживания в студенческих и школьных общежитиях, рабочих поселках, детских домах отдыха, железнодорожных спальных вагонах;

2) предоставления услуг по организации проживания, предусмотренных Классификатором.

Кроме того, добавлен подпункт 3, трактующий, что не подлежит освобождению от НДС реализация или аренда части жилого здания, состоящей исключительно из нежилых помещений.

Уточняющие поправки внесены в изложении статьи 256 «НДС, относимый в зачет». Данная статья дополнена пунктом 3-3 следующего содержания:

«Плательщик налога на добавленную стоимость, осуществляющий строительство жилого здания, вправе в налоговом периоде, в котором произошла реализация или аренда части жилого здания, состоящей исключительно из нежилых помещений, но не ранее даты приемки в эксплуатацию жилого здания государственной приемочной комиссией, отнести в зачет сумму налога на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, использованным на строительство нежилого помещения, являющегося частью такого жилого здания, определенного по следующей формуле:

НДСнп = НДСжз*Sнп/Sжз,

где:

НДСнп - сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего отнесению в зачет по нежилому помещению, являющемуся частью жилого здания;

НДСжз - сумма налога на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, использованным на строительство жилого здания;

Sнп - площадь нежилых помещений в жилом здании;

Sжз - общая площадь жилого здания.

Статья 257 «НДС, не подлежащий отнесению в зачет» дополнена пунктом 1-1 следующего содержания: «Налог на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, использованным на строительство нежилого помещения, являющегося частью жилого здания, не подлежит отнесению в зачет до:

момента реализации или аренды части жилого здания, состоящей исключительно из нежилых помещений;

приемки в эксплуатацию такого жилого здания государственной приемочной комиссией.

Налог на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, использованным на строительство жилого здания, учитывается плательщиком налога на добавленную стоимость, осуществляющим строительство жилого здания, отдельно для целей, указанных в пункте 3-3 статьи 256 настоящего Кодекса, до:

момента реализации или аренды части жилого здания, состоящей исключительно из нежилых помещений;

приемки в эксплуатацию такого жилого здания.

Статья 258 «Корректировка сумм НДС, относимого в зачет» дополнена пунктами 4-1 и 4-2 следующего содержания:

4-1. По отдельным активам, к которым относятся построенные (созданные) плательщиком налога на добавленную стоимость основные средства, нематериальные активы, инвестиции в недвижимость корректировка суммы НДС, отнесенного в зачет, производится в порядке, установленном настоящим пунктом.

В случае если товары, работы, услуги приобретались исключительно по ценам с НДС и по одинаковому размеру ставки НДС, то сумма корректировки налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет, производится в размере суммы НДС, определенной путем применения ставки НДС, действовавшей на дату приобретения товаров, работ, услуг, использованных на строительство (создание) отдельного актива, к балансовой стоимости отдельного актива на дату корректировки.

В остальных случаях сумма корректировки налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет, определяется путем сложения сумм НДС, рассчитанных путем применения ставки НДС, действовавшей на дату приобретения товаров, работ, услуг, использованных на строительство (создание) отдельного актива, к расчетной стоимости каждой группы товаров, работ, услуг.

Расчетная стоимость каждой группы товаров, работ, услуг определяется по следующей формуле:

С гр. 1, 2,… n = (С б х У гр.1, 2,… n), где:

С гр. 1, 2,… n - расчетная стоимость каждой группы товаров, работ, услуг, приобретенных по разным ставкам налога на добавленную стоимость;

С б - балансовая стоимость отдельного актива на дату корректировки;

У гр.1, 2,…n - удельный вес каждой группы товаров, работ, услуг в первоначальной стоимости отдельного актива.

Каждая группа товаров формируется отдельно по стоимости товаров, работ, услуг в зависимости от примененной ставки налога на добавленную стоимость.

4-2. В случаях, предусмотренных при корректировке размера облагаемого оборота (например, возврат товаров, изменение условий сделки и др.), корректировка суммы НДС, отнесенного в зачет, производится в размере суммы налога, указанной в дополнительном счете-фактуре, выписанном поставщиком товаров, работ, услуг при корректировке размера облагаемого оборота.

В статье 263 «Счет-фактура» уточнены требования относительно указания адреса, серии свидетельства по НДС, а именно:

-указывается адрес поставщика и покупателя товаров, работ, услуг, в котором указывается место нахождения поставщика и получателя товаров, работ, услуг;

-серия и номер свидетельства поставщика-плательщика налога на добавленную стоимость о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость;»;

Уточнена редакция по счетам-фактурам, выписываемым структурными подразделениями.

В пункте 7 данной статьи дополнено, что в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта, т.е. за исключением экспорта в Россию и Беларусь, счет-фактура выписывается не позднее даты совершения оборота по реализации.

Пункт 8 статьи относительно заверения счетов-фактур изложен в следующей редакции: «Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.» «Получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием представить заверенную уполномоченным на то лицом копию приказа о назначении лица, уполномоченного подписывать счета-фактуры, а поставщик обязан выполнить данное требование в день обращения получателя товаров, работ, услуг.»;

В статье 267, определяющей порядок уплаты НДС юридическими лицами, осуществляющими переработку сельскохозяйственного сырья, внесены изменения в п. 3 по представлению налогоплательщику права выбора по применению положений статьи 267 Налогового кодекса, а именно:

«В целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, при применении настоящей статьи:

1) в случае отсутствия сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога - исчисленная в соответствии со статьей 266 настоящего Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на 70 процентов;

2) в случае наличия сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом превышения налога на добавленную стоимость - уменьшению на 70 процентов подлежит превышение исчисленной в соответствии со статьей 266 настоящего Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, над суммой превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося нарастающим итогом на начало отчетного налогового периода».

«В случае принятия решения о применении настоящей статьи юридическое лицо, осуществляющее переработку сельскохозяйственного сырья, обязано применять положения настоящей статьи ко всем налоговым периодам, входящим в календарный год».

Уточнена редакция подпункта 2) пункта 5 статьи 273 в целях однозначного определения налогоплательщиков, которым не производится возврат НДС, в связи с применением ст. 267 Кодекса (касательно переработчиков сельхозсырья). Согласно внесенным изменениям, возврат превышения налога на добавленную стоимость не производится за налоговые периоды, по которым плательщик НДС применял положения статьи 267 Налогового кодекса, а не по текущему моменту применения. Данные изменения вводятся с 01.01.2009года.

Согласно внесенных изменений в статью 274 в упрощенном порядке подлежит возврату превышение налога на добавленную стоимость в размере не более 70 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период.

В п. 7 статьи 568 «Обязательная постановка на регистрационный учет по НДС » добавлено, что для постановки на учет по НДС необходим документ, подтверждающим место нахождения налогоплательщика. Таким документом является один из следующих документов:

подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);

письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

В пункт 3 статьи 569 «Добровольная постановка на регистрационный учет по НДС» внесены дополнения относительно отказа налоговыми органами в добровольной постановке на учет по НДС в связи с тем, что налогоплательщик является бездействующим налогоплательщиком.

Пункт 8 статьи 571 «Снятие с регистрационного учета по НДС» изложен в следующей редакции: «При ликвидации плательщика налога на добавленную стоимость по причине банкротства снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость производится со дня исключения из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров или снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя».

В п.4 статьи 571 добавлено, что снятие с учета по НДС на основании решения налогового органа также может осуществляться в случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой пункта 5 статьи 558 (непредставление в явочном порядке в течение 20 рабочих дней письменного пояснения на уведомление о причинах отсутствия на момент проведения акта обследования), а также в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного частью первой пункта 5 статьи 558 настоящего Кодекса для представления письменного пояснения.

В пункт 7 статьи 571 добавлено, что снятие с учета по НДС производится также в случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, - с даты исключения из государственной базы данных налогоплательщиков в порядке, установленном пунктом 1 статьи 564 настоящего Кодекса.»;

В п.2 статьи 587 «Результаты камерального контроля» добавлено, что

исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признаются также жалобы на действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы по направлению такого уведомления.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик также может представить жалобу на действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, - в вышестоящий орган налоговой службы.

В статье 635 «Порядок проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату» внесены изменения относительно направления запроса в банки второго уровня о поступлении валютной выручки. Для получения данного заключения органы налоговой службы направляют соответствующий запрос о поступлении валютной выручки по состоянию на дату составления такого заключения, а не на дату начала налоговой проверки, как было раньше.

В пункт 8 данной статьи внесены изменения относительно принятия решения о назначении обязательной встречной проверки поставщика и (или) направлении запроса в орган налоговой службы о подтверждении достоверности сумм налога на добавленную стоимость на основании налоговой отчетности крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу. Если раньше встречной проверкой охватывались непосредственные поставщики проверяемого налогоплательщика, по которым сумма НДС, отнесенного в зачет, составляла 80 процентов всего НДС, отнесенного в зачет, то с 01.01.2013 года встречные проверки назначаются по тем непосредственным поставщикам, по которым выявлены расхождения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Для целей настоящей статьи аналитический отчет «Пирамида» - это результаты контроля, осуществляемого органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.

Дополнительно в пункт 9 внесены изменения относительно не возврата НДС в случае, если :

не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость;

не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

отсутствия поставщика по месту нахождения;

утраты учетной документации поставщика.

Все перечисленные изменения в ст. 635 Кодекса также внесены в статью 25 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» относительно возврата превышения НДС, образовавшегося до 01.01.2009 года.

Положения статьи 635 Кодекса применяются также в случае проведения тематической проверки по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, возвращенных из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, внеплановой тематической проверки по подтверждению достоверности предъявленных и возвращенных сумм налога на добавленную стоимость, а также включения органом налоговой службы вопроса подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, в комплексную проверку. Данные изменения введены с 1 января 2009 года.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку