Учёт

Итоги запуска камерального контроля по НДС за 4й квартал 2009 г.

2675

Уважаемые налогоплательщики!

Налоговый комитет Министерства финансов РК по итогам запуска процедур автоматизированного камерального контроля по декларациям по НДС за 4 квартал 2009 года сообщает следующее.

Наибольшее количество нарушений выявлено по фактам «Завышения зачета НДС, установленного при сверке с данными поставщиков» и «Необоснованного отнесения в зачет сумм НДС по поставщикам, не состоящим на учете по НДС»:

Наименование выявленной ошибки

Уд.вес количества нарушений в общем объеме, %

Завышение зачета НДС, установленное при сверке с данными поставщиков

51,4

Необоснованное отнесение в зачет сумм НДС по поставщикам, не состоящим на учете по НДС

22,4

Расхождение сумм НДС, отраженных в реестре 300.07 с данными Казначейства по перечисленным суммам в рамках госзакупа

14,4

Неполная расшифровка в реестре 300.08 сумм НДС, отнесенных в зачет

10,5

Отнесение в зачет сумм НДС по счет-фактурам, выписанных налогоплательщиком самому себе или собственными филиалами

1,1

Отнесение в зачет сумм НДС по налогоплательщикам, признанным судом лжепредприятием

0,2

В результате проведенного анализа установлено, что одной из основных причин допущенных нарушений явилось некорректное заполнение ФНО. В частности:

1) значительное количество налогоплательщиков не заполняют Реестр 300.07, или же заполняют его не в полном объеме. В результате их покупателям формируются уведомления с нарушением «Завышение зачета НДС, установленное при сверке с данными поставщиков»;

2) встречаются ФНО, в Реестрах которых порядковые номера строк повторяются, отсутствуют, или равны 0. Также распространены случаи некорректного указания РНН контрагентов: несуществующие РНН, «0», пустота, прочерки и т.д.;

3) некорректно вносятся изменения и дополнения в Реестры: неверно указывается номер изменяемой строки, не заполняются или заполняются не все поля, требуемые для правильной корректировки данных реестров (например, указываются порядковый номер строки и сумма корректировки, а поля РНН/Номер и дата счета-фактуры ошибочно не заполняются) и т.д. В этой связи напоминаем, что 07.04.2010г. подробный порядок внесения изменений и дополнений в реестры формы 300.07 и 300.08 был размещен на Портале НК МФ РК;

4) в нарушение Правил составления налоговой отчетности (декларации) по НДС, утвержденных приказом Министра финансов РК от 25 декабря 2008 года № 611, налогоплательщиками итоговая сумма в реестрах 300.07 и 300.08 проставляется в конце реестра. Например:

Графа А

Графа B

Графа D

Графа Е

Графа F

Графа G

Графа H

№ строки

РНН

№ с/ф

Дата выписки

с/ф

Всего стоимость по с/ф без НДС

Сумма НДС, указанного в с/ф

Сумма НДС, подлежащего отнесению в зачет

2

РНН 1

10

10.01.09

50 000

6 000

6 000

3

РНН 2

58

24.02.09

60 000

7 200

7 200

4

РНН 3

30

05.03.09

10 000

1 200

1 200

5

14 400

14 400

5) в Реестрах 300.07не отражаются или отражаются не в полном объеме суммы по реализации в рамках государственного закупа товаров, работ, услуг государственным учреждениям.

Следует учесть, что расхождение со сведениями Казначейства может быть только на сумму авансовых платежей, то есть предварительной оплаты, при которой не требуется выставление счета-фактуры, акта выполненных работ или накладной. В таких случаях Вам необходимо представить зарегистрированный договор, по условиям которого предусмотрен авансовый платеж, а также документы, подтверждающие поставку товаров (работ, услуг);

6) в Реестрах 300.08 не отражаются или отражаются не в полном объеме счета-фактуры по приобретенным товарам, работам, услугам, подтверждающие обоснованность отнесения НДС в зачет;

7) в ФНО указываются некорректные значения – «..», «-», «,», «11280-11280» и т.д;

8) в ФНО не верно указывается код налогового органа, то есть не тот КНО, где НП состоял на учете в момент представления ФНО. Такие ФНО согласно статье 584 Налогового кодекса, считаются не принятыми и, следовательно, при камеральном контроле не учитываются. При этом, если не принята очередная ФНО, то и все дополнительные к ней ФНО (даже с правильным указанием кода налогового органа) также считаются не принятыми.

Обращаем Ваше внимание на нижеследующее:

Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля (Уведомление №7) должно быть исполнено налогоплательщиком в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в органы налоговой службы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения с отметками «дополнительная по уведомлению».

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе. При этом налогоплательщику к данному пояснению необходимо приложить копии документов (на бумажном или электронном носителе), подтверждающих достоверность данных, отраженных в налоговой отчетности, а оригиналы предъявить инспектору. Подтверждающими документами являются счета-фактуры или акты сверок и т.д. в зависимости от ситуации.

Если налогоплательщик не исполнил в установленный срок уведомление, то налоговый орган имеет право:

- по истечении пяти рабочих дней со дня истечения срока исполнения уведомления приостановить расходные операции по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 Налогового кодекса;

- провести у данного налогоплательщика внеплановую тематическую проверку;

- в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц наложить штраф на физических лиц в размере восьми, на должностных лиц - в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.

При этом особо отмечаем, что по налогоплательщикам, не реагирующим на законные требования налоговых органов или различным образом уклоняющихся от их исполнения, принятие мер производится с привлечением органов финансовой полиции.

Учитывая тот факт, что нарушения, выявленные камеральным контролем, в значительной мере обусловлены некорректным представлением и заполнением ФНО, убедительно просим при представлении дополнительных ФНО по уведомлению:

- строго соблюдать правила внесения изменений и дополнений в реестры 300.07 и 300.08;

- не допускать вышеуказанных ошибок.

Особо обращаем ваше внимание, что по этому же налоговому периоду будет проведен вторичный запуск процедур камерального контроля. В ходе его проведения в случае выявления фактов некорректного устранения нарушений по первичному запуску, будут применяться штрафные санкции.

Также просим проанализировать ФНО 300.00 за 1-3 кварталы 2009г. на предмет устранения подобных ошибок.

На Форуме НК МФ РК http://forum.salyk.kz в разделе «Прием налоговых форм, камеральный контроль» создана тема «Обсуждаем объявление НК МФ РК об обзоре ошибок», где Вы можете высказать все свои замечания и предложения, а также задать интересующие Вас вопросы по камеральному контролю.

Также напоминаем, что с жалобами на неправомерные действия сотрудников налоговых органов по вопросам камерального контроля можно обратиться на телефон доверия НК МФ РК 8 (7172) 71-79-63, либо на электронную книгу жалоб call-e-tax@mgd.kz, либо на Интернет-блог Председателя НК МФ РК.