Учёт

Исполнение налогового обязательства отдельными категориями ликвидируемых юридических лиц-резидентов

1031


Поддержка частного предпринимательства в нашей стране определена как одно из приоритетных направлений развития государства, о чем отметил глава государства.

В связи с этим, внесены изменения и дополнения в Закон РК «О частном предпринимательстве», который регулирует вопросы государственного контроля за частным предпринимательством.

Данные обстоятельства коснулись и в целом изменили порядок исполнения налогового обязательства отдельными категориями ликвидируемых юридических лиц.

Так, согласно изменений и дополнений, внесенных Законом Республики Казахстан от 26.12.2012 г. № 61-V, действующий Налоговый Кодекс с 2013 года дополнен новой статьей 37-1, в которой предусмотрены особенности исполнения налогового обязательства отдельными категориями ликвидируемых юридических лиц-резидентов, что существенно упрощает ликвидацию данной категории налогоплательщиков без проведения налоговой проверки.

Указанная статья устанавливает особенности исполнения налогового обязательства ликвидируемого юридического лица, который одновременно соответствует следующим условиям:

- не является плательщиком налога на добавленную стоимость;
- не применяет специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов;

- не реорганизован или не является правопреемником реорганизованного юридического лица;

- не включен в план налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков.

Настоящая статья применяется в отношении юридических лиц, соответствующих условиям, определенным настоящим пунктом, в течение срока исковой давности, установленного в статье 46 Налогового Кодекса, согласно срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет, а также на юридических лиц, период с даты, создания которых менее чем срок исковой давности.

Юридическое лицо в случае принятия решения о ликвидации одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:
1) налоговое заявление о прекращении деятельности;
2) налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;
3) ликвидационную налоговую отчетность;
4) налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины юридическим лицом в случае постановки контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе.

Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено налоговое заявление о прекращении деятельности, до даты представления такого заявления. В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится не позднее даты представления ликвидационной налоговой отчетности.
Ликвидируемое юридическое лицо уплачивает налоги, другие обязательные платежи в бюджет, социальные отчисления, перечисляет обязательные пенсионные взносы, обязательным профессиональным пенсионным взносам отраженные в ликвидационной налоговой отчетности, не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.

Налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня получения налогового заявления о прекращении деятельности ликвидируемого юридического лица направляет запросы за период, в течение которого не проводилась налоговая проверка в отношении юридического лица, в пределах срока исковой давности:

1) в уполномоченные государственные органы – о представлении сведений о сделках с имуществом, подлежащим государственной регистрации, совершенных юридическим лицом, прекращающим деятельность, а также о его имуществе по состоянию на дату получения запроса налогового органа;
2) в таможенные органы – о представлении сведений о внешнеторговых сделках, совершенных юридическим лицом, прекращающим деятельность, а также о подтверждении отсутствия задолженности по таможенным платежам и налогам на дату получения запроса налогового органа;
3) в банки и (или) организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, – о представлении сведений об остатках и движении денег на банковских счетах юридического лица, прекращающего деятельность, на дату получения запроса налогового органа.
Сведения по запросам налогового органа, указанные в настоящем пункте, подлежат представлению не позднее двадцати рабочих дней со дня их получения.
Налоговый орган в течение десяти рабочих дней со дня получения всех сведений, осуществляет камеральный контроль и составляет заключение в порядке, установленном Налоговым Кодексом.

В заключении отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, которое составляется в количестве не менее двух экземпляров и подписывается должностными лицами налогового органа. Один экземпляр заключения вручается не позднее трех рабочих дней после его подписания ликвидируемому юридическому лицу под роспись или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

В случае возврата почтовой или иной организацией связи заключения, направленного органом налоговой службы ликвидируемому налогоплательщику (налоговому агенту) по почте заказным письмом с уведомлением, датой вручения такого заключения является дата проведения налогового обследования с привлечением понятых по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом.

В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля ликвидируемому юридическому лицу не позднее пяти рабочих дней с даты получения заключения вручается уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется ликвидируемым юридическим лицом течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

В случае неисполнения уведомления и (или) несогласия налоговых органов с пояснениями, представленными налогоплательщиком, в отношении ликвидируемого юридического лица проводится документальная налоговая проверка. При этом документальная налоговая проверка должна быть начата не позднее десяти рабочих дней после истечения срока исполнения такого уведомления и (или) получения пояснения о несогласии по выявленным нарушениям.

Налоговая задолженность ликвидируемого юридического лица погашается за счет его денег, в том числе полученных от реализации его имущества. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, остающаяся часть налоговой задолженности погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях, которые установлены законодательными актами Республики Казахстан.
Ликвидируемое юридическое лицо в течение трех рабочих дней со дня получения заключения по результатам камерального контроля в случае отсутствия налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям представляет в налоговый орган по месту нахождения: ликвидационный баланс, справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов.

В случае наличия нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносами социальным отчислениям,ликвидируемое юридическое лицо представляет документы в течение трех рабочих дней с даты погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям при условии устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

После предоставления документов и выполнения положений установленных данной статьей, налоговый орган направляет государственному органу, осуществляющему государственную регистрацию, перерегистрацию юридических лиц, государственную регистрацию прекращения деятельности юридических лиц, учетную регистрацию, перерегистрацию, снятие с учетной регистрации структурных подразделений, сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям по ликвидируемому юридическому лицу в порядке и в сроки, установленные статье 598 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный регистр юридических лиц.

Таким образом, процедура ликвидации является окончательной при исключении из единого Государственного регистра юридических лиц, оформляемой приказом органом юстиции.

В заключение хотелось бы отметить, что основополагающим приоритетом в деятельности органов налоговой службы является защита интересов государства, а вместе с тем права и законные интересы физических и юридических лиц.

Руководитель отдела аудита

Управления налогового аудита

Налогового департамента

по Алматинской области