Учёт

Искоренение коррупции

1703
Для борьбы с коррупцией в Республике на ряду с законодательной базой, сформировано ряд программ, нацеленных на сокращение размеров теневой экономики, борьбу с правонарушениями в сфере экономики. При этом, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была разработана «Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан». Основная цель данной Стратегии заключается в совершенствовании системы противодействия коррупции в органах налоговой службы. В свою очередь достижение этой цели предполагает разработку и осуществление разносторонних и последовательных мер, для чего необходимо выполнение таких приоритетных задач, как реализация мероприятий по устранению коррупционных проявлений во всех сферах налоговых отношений, внедрение Системы управления рисками, совершенствование ведомственного контроля.

В этой связи с учетом передовой мировой практики, новым Налоговым кодексом, вступившим в действие с 1 января 2009 года, введена система управления рисками. Целью введения системы управления рисками (СУР) является концентрация внимания органов налоговой службы на сферах повышенного риска и обеспечение эффективного использования имеющихся ресурсов. При этом результаты использования СУР будут являться основанием для дифференцированного применения к налогоплательщикам различных форм налогового контроля. Таким образом, создана законодательная основа для того, чтобы налоговые проверки осуществлялись на основе анализа и оценки вероятности неисполнения и (или) неполного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиком. На ряду, с ведением СУР, Налоговым кодексом установлено ряд мер, направленных на оптимизацию налоговых проверок, в том числе, установлены критерии видов и типов налоговых проверок, ограничены сроки их проведения с учетом приостановления и продления, а также предусмотрены последовательные процедуры их проведения. В частности, предусмотрено разделение налоговых проверок на типы – плановые и внеплановые, что, прежде всего, направлено на упорядочение налоговых проверок. Также установлен максимальный срок проведения налоговой проверки, который не может превышать для: юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, и индивидуальных предпринимателей 60 рабочих дней; юридических лиц, имеющих структурные подразделения, - 180 рабочих дней. Положительным моментом в обоих случаях является то, что срок охватывает также период приостановления и продления проверки. Однако, это ограничение не распространяется на сроки проведения налоговых проверок крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, а также ликвидационных проверок по вопросам трансфертного ценообразования. Это связано, прежде всего, со сложностью специфики таких проверок, направлением запросов в целях поверки достоверности сведений, а также значительным объемом учетной документации. Кроме того, Налоговым кодексом, установлено, что организации налоговой службы за 30-ть календарных дней до начала проведения плановой комплексной или тематической налоговой проверки извещают официально об этом налогоплательщика. Хотелось бы также обратить внимание, что с введением нового Налогового кодекса упрощена процедура ликвидации индивидуальных предпринимателей. В случае принятия решения о прекращении деятельности индивидуальному предпринимателю в течение месяца необходимо представить налоговое заявление о проведении документальной проверки и ряд документов, установленных Налоговым кодексом. На основании заявления налоговым органом производится документальная проверка, по результатом которой излишне уплаченные, ошибочно уплаченные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет возвращаются налогоплательщику. При наличии у индивидуального предпринимателя налоговой задолженности, задолженность погашается за счет его денег. Индивидуальный предприниматель не позднее 3-х рабочих дней со дня погашения налоговой задолженности обязан представить в налоговый орган справку банка о закрытии банковских счетов и документы органов внутренних дел об уничтожении печати при ее наличии. Аналогичный порядок ликвидации предусмотрен для частных нотариусов и адвокатов. В отношении ликвидации индивидуальных предпринимателей, работающих по специальному налоговому режиму на основе патента, упрощенной декларации, необходимо отметить ряд особенностей. Так, налоговым органом в течение 3-х рабочих дней со дня получения заявления на ликвидацию направляются запросы в уполномоченные органы о проведенных сделках с имуществом, в таможенные органы – о внешнеторговых сделках; в банки – о представлении сведений об остатках денежных средств на банковских счетах индивидуального предпринимателя. Затем, на основании полученных сведений налоговым органом осуществляется камеральный контроль, по результатам которого дается заключение. Таким образом, при ликвидации данной категории индивидуальных предпринимателей документальная проверка не производится. Подводя итоги необходимо отметить, что вышеперечисленные меры, предусмотренные новым Налоговым кодексом, направлены на сочетание качества администрирования с интересами налогоплательщиков, способствующие усилению конкурентоспособности налоговой системы Республики Казахстан, а также созданию благоприятной почвы для выработки новых прогрессивных подходов в налогообложении, что вкупе будет способствовать модернизации экономики, и снижению коррупционных правонарушений в области налогообложения.

В этих целях в Налоговом управлении «Астана –жана кала» (далее – НУ ) осуществляются следующие мероприятия:

-минимизированы контакты между налогоплательщиками и сотрудниками НУ посредством сдачи налоговой отчетности в электронном виде, в связи с чем, с одной стороны уменьшена вероятность злоупотребления служебными

полномочиями со стороны сотрудников НУ, а с другой сэкономлено время

налогоплательщика и устранена возможность дачи взятки должностному лицу, при исполнении им служебных обязанностей;

-в НУ установлены камеры видео наблюдения;

-регулярно проводятся тех.учебы среди сотрудников НУ на антикоррупционную тематику;

-в целях профилактической работы по предупреждению нарушений налогового законодательства в СМИ на регулярной основе публикуются разъяснения Налогового кодекса Республики Казахстан;

- для получения оперативной информации от налогоплательщиков на

неправомерные действия (бездействия) сотрудников НУ установлен ящик для жалоб и предложений, а также действует «телефон доверия» - 24-13-10;

Руководитель

Отдела организационной работы

и правового обеспечения

НУ «Астана –жана кала» Идрисова Р.С.