Интервью начальника Управления информационных технологий НК МФ РК Герун А.В.

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Интервью начальника Управления информационных технологий НК МФ РК Герун А.В.

БЫСТРОТА, ЭКОНОМИЧНОСТЬ, УДОБСТВО

В рейтинге «Легкость налогообложения», проводимом Всемирным Банком, Казахстан постоянно повышает свою позицию, заняв в последние два года 16 и 17 строчки. Этот высокий показатель является плодом более широкого процесса – постоянного взаимодействия с международными организациями и совершенствования бизнес-процессов внутри республики. Что касается, налоговой службы, то здесь приносит плоды и развивается дальше работа, сделанная еще полтора десятилетия назад. Сегодня мы беседуем с Аленой Герун, начальником управления информационных технологий Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан.

Налоговый комитет считается, наверное, самым автоматизированным среди госучреждений…

Алена Герун. Работы, действительно проделано много. Функции у комитета самые разнообразные, связаны с обработкой огромного количества данных. Начиная с 1998 года, НК принял участие в проекте Всемирного Банка (ВБ), в рамках которого была разработана Интегрированная Налоговая Информационная Система (ИНИС). В начале 2000 года начался пилотный проект, а в 2002 году система была введена в промышленную эксплуатацию. С тех пор у нас было запущено много новых разработок, которые сделали работу комитета более быстрой и удобной. ИНИС эксплуатируется до сих пор, но, благодарю бурному прогрессу технологий, мы планируем ее замену.

Что день грядущий нам готовит?

Алена Герун. На смену ИНИС идет система Централизованных Унифицированных Лицевых Счетов (ЦУЛС). В целом, мы сохраняем преемственность, и прежний функционал будет полностью сохранен в новой системе, а дополнительные функции будут особенно хорошо работать на фоне новых принципов построения и технических возможностей. В первую очередь, это касается скорости выборки данных, их актуальности и удобства пользователей.

А какие удобства появились для пользователей?

Алена Герун. Их много. Это и онлайн предоставление задолженности, и единый операционный день, и перенос лицевых счетов, и работа с просроченными платежами. На мой взгляд, самыми интересными опциями являются автоматический зачет внутри налога, перерасчет пени и электронные платежи из Комитета Казначейства и ГЦВП.

При подаче заявления на возврат и одновременном наличии налоговой задолженности у налогоплательщика возвращаемую сумму можно зачесть в счет задолженности. При этом, никаких дополнительных действий не требуется, ЦУЛС все операции выполнит автоматически. Либо сумма может быть переведена на счет налогоплательщика.

При перерасчете пени ранее рассчитанная сумма не изменяется, а проводится корректирующая разница. Реализован особый расчет пени при непредставлении налогоплательщиком заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, ранее отсутствовавший в ИНИС.

В ЦУЛС реализована возможность построения карточки по налогу (нескольким КБК, включенным в одну группу унифицированных лицевых счетов). При этом каждый КБК показывается на отдельной вкладке, а также имеется общая вкладка, включающая операции по всем КБК группы. При построении карточки лицевого счета головного предприятия есть возможность просмотра карточек структурных подразделений налогоплательщиков на отдельных вкладках.

За счет чего будет достигнута более быстрая работа системы?

Алена Герун. Тут причин две. Первая, более мощное оборудование и каналы связи. Вторая – новая архитектура. Благодаря этим факторам, стало возможным придать системе гораздо более простую структуру.

На момент разработки ИНИС объем передаваемых данных был несоразмерно больше возможностей серверов и пропускной способности каналов. Поэтому структура системы повторяла административную структуру Налогового комитета. Она была разбита на республиканский, областной и районный уровни. В итоге мы должны были постоянно содержать и нести расходы на 244 узла (480 серверов). Синхронизация шла раз в сутки, и, если был сбой связи или другая проблема, обновление данных откладывалось до следующего сеанса, поэтому не было полной достоверности данных. Плюс, повторюсь, постоянные расходы на содержание всего парка оборудования.

Теперь же производительность машин позволяет выполнять все операции одним - единственным сервером, а пропускная способность каналов связи позволяет всю информацию поддерживать актуальной круглосуточно. Любое изменение из любой точки мгновенно отражается на центральном (и единственном) сервере.

Соответственно, упростилась и архитектура – до одного сервера, обслуживающего все рабочие станции во всех налоговых органах республики. Нововведение позволит сократить время обработки информации о налоговой задолженности, повысить актуальность данных, повысить надежность и безопасность системы, снизить совокупную стоимость владения.

Действительно, и проще, и затраты ниже. А какие планы на будущее?

Алена Герун. Планов много. Тут, конечно, мы очень многое черпаем из международного опыта. Сейчас комитет участвует в проекте Всемирного Банка по реформированию налогового администрирования. Обо всем этом мы узнаем по мере внедрения. Но в целом, могу сказать, что мы двигаемся в сторону большего удобства и легкости исполнения своих обязательств налогоплательщиками, удобства пользователей системы и менее жесткого регулирования всех вопросов. Конечно же, будем отрабатывать все новые тенденции, которые появляются с развитием событий в мире и Казахстане – всеобщее налоговое декларирование, взаимодействие в рамках Таможенного Союза, поручения Президента и правительства.

Налоговый комитет Министерства финансов РК




Рассказать друзьям:

Возврат к списку