Учёт

Инновации ручного камерального контроля

1260

Камеральный контроль является одним из важных направлений в деятельности налоговых органов в силу того, что обеспечивает выявление резервов дополнительных поступлений в бюджет. Камеральный контроль проводится путем сопоставления друг с другом данных, имеющихся в органах налоговой службы (формы налоговой отчетности, сведения Комитета Казначейства о суммах выплат в рамках госзакупок, сведения Комитета таможенного контроля по таможенным декларациям и другое). Особенность данного вида контроля в том, что налогоплательщику предоставляется право для самостоятельного устранения выявленных нарушений.

В настоящее время камеральный контроль проводится как в автоматизированном виде, так и в ручном. Вместе с тем, на сегодняшний день существует ряд проблемных вопросов, которые возникают в ходе исполнения уведомлений и основная масса из них приходится на уведомления по «ручному» камеральному контролю.

Возникают вопросы со стороны налогоплательщиков по поводу:
- некорректно выявленных нарушений;
- некорректно составленных уведомлений;
- непринятия пояснений налогоплательщиков;
- неправомерно принятых налоговыми органами мер, а именно мер по закрытию расчетных счетов.
Учитывая ряд проблемных вопросов, в настоящее время в налоговых органах проводится работа по внедрению нового функционала «ручного камерального контроля».

Основные преимущества нового функционала ручного камерального контроля на базе Информационной системы Единое хранилище данных (ЕХД):

-автоматическое направление уведомлений налогоплательщикам имеющим соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (ЭЦП, криптоключ), в Кабинет налогоплательщика (КНП);
- автоматическое определение наличия соответствующей проверки и направление в ИС ЭКНА для учета в ходе проверки;
- для налогоплательщиков возможность представления электронного пояснения через КНП и отражение его в соответствующем уведомлении в системе Режима выставления уведомления (РВУ).

Перечисленные и имеющиеся преимущества нового функционала позволят сократить трудозатраты человеческих ресурсов, что немаловажно для работы налоговых органов и жалобы со стороны налогоплательщиков. Так как внедрение нового функционала автоматизирует многие действия сотрудников при проведении камерального контроля и позволит сократить количество некорректных или необоснованных уведомлений.

Кроме того по итогам изучения мирового опыта и с целью устранения нареканий со стороны налогоплательщиков выявленные нарушения по результатам камерального контроля будут ранжировать с применением единой системы управления рисками (СУР). При помощи единой СУР будет производиться распределение налогоплательщиков по характеру и размеру нарушения на 3 группы:
1 группа - налогоплательщики, у которых установлены нарушения с высокой степенью риска - направлять им уведомления в соответствии с действующим порядком;
2 группа - налогоплательщики, у которых установлены нарушения со средней степенью риска - направлять не уведомления, а извещения о выявленных нарушениях, которые не требуют реагирования. Направляются для сведения налогоплательщиков;
3 группа - налогоплательщики, у которых установлены нарушения с незначительной степенью риска, ничего не направляется. Информация по таким налогоплательщикам накапливается в базе данных налоговых органов.

В ходе реализация данного предложения возможно, что порядка 70% уведомлений перейдут в категорию извещений, по 10% (незначительные нарушения) - направляться ничего не будет. Такой подход позволит налоговым органам перейти к более эффективному камеральному контролю.

НД по ВКО