Учёт

Информация о применении результатов проведенного исследования 2010 г. по вопросу оценки качества услуг налоговых органов

5765


Мероприятия, проведенные в первом полугодии 2011 г.

1.

Информация о мероприятиях, проводимых Налоговым комитетом по разъяснению налогового законодательства, повышению уровня информированности населения, включая семинары


Информация об общественно важных событиях, о нормативных правовых актах, комментарии специалистов Налогового комитета МФ по разъяснению налогового законодательства постоянно размещается в печатных и электронных СМИ на государственном и русском языках.

За 1 полугодие 2011 года:

1) руководством Налогового комитета МФ даны 14 интервью, в том числе: 1 - журналам («Мир финансов. Капитал, Инвестиции, Технологии»), 3 - информационным агентствам («Казинформ», «КазТАГ», «Reuters»), 5 – газетам («Айқын», «Деловой Казахстан», «THE ASTANA TIMES”, «Деловая неделя», «Дала мен қала»), 5 – на телеканалах («Хабар», "Седьмой канал", «СТВ» ТД-«Панорама дня», «Казахстан»), а также принято участие в различных мероприятиях (брифинги, встречи, семинары);

2) начальниками управлений и специалистами Налогового комитета МФ даны 4 интервью, в том числе: 2 - на телеканалах («Казахстан», «Хабар»), 2 - информационным агентствам («Казинформ», «КазТАГ»), а также принято участие в различных мероприятиях (1С-Форум для бухгалтеров, круглые столы по актуальным вопросам применения Налогового кодекса, проведенные АНК в гг. Алматы и Астана, семинары по вопросам налогообложения, проведенные МИД РК в г.Астана, ОФ «Федерация предпринимателей Казахстана» в гг. Алматы и Астана, и др.);

3) налоговыми департаментами по областям, налоговыми управлениями районов проведено: 3032 семинар-совещаний, 451 «круглых столов», 840 встреч, опубликовано 3594 статей и 1606 объявлений в прессе, 2165 выступлений и 16172 объявлений на телевидении (в том числе бегущая строка), дано 274 064 устных и письменных разъяснений по налоговому законодательству.

На регулярной основе выпускается ведомственный журнал «Вестник налоговой службы Республики Казахстан». За 1 полугодие т.г. выпущено 6 номеров журнала.

За 1 полугодие 2011г. операторами Call-центра обслужено 34 042 звонков физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в целях повышения налоговой культуры проводятся следующие мероприятия:

1) постоянное информирование налогоплательщиков о нормах налогового законодательства и освещение работы органов налоговой службы на Интернет-портале Налогового комитета МФ (www.salyk.kz);

2) размещение программного обеспечения налоговых органов, инструкции по представлению ФНО и налоговых заявлений, оперативное предоставление информации о работоспособности серверов и каналов связи, нормативной правовой, справочной и аналитической информации на Интернет-портале Налогового комитета МФ (www.salyk.kz);

3) оформление и поддержание в актуальном состоянии Интернет-портала Налогового комитета МФ (www.salyk.kz), информационных стендов для налогоплательщиков, размещенных в налоговых органах и других местах;

4) предоставление налогоплательщику при постановке на регистрационный учет информации о налогах и сроках их уплаты в форме «памятки»;

5) продолжается практика постоянных рубрик и передач в СМИ по формированию положительного отношения налогоплательщиков к обязанности платить налоги;

6) оперативное реагирование и оказание своевременной помощи при поступлении вопросов на службы поддержки, «горячие» линии, телефоны «доверия», электронную «книгу жалоб» (call-e-tax@mgd.kz).

2.

Информация о мероприятиях, проводимых Налоговым комитетом по повышению профессионализма работников органов налоговой службы


В первом полугодии 2011г. в соответствии с приказами ответственного секретаря Министерства финансов Республики Казахстан от 15 апреля 2011 года № 194 «Вопросы повышении квалификации работников системы Министерства финансов Республики Казахстан на 2011 год» и от 12 мая 2011 года № 246 «О проведении семинаров повышения квалификации «Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в соответствии с МСФООС по методу начисления» и «Программа сертификации по МСФООС -CIPFA» обучено 241 сотрудник налоговой службы, в том числе 198 сотрудников территориальных налоговых органов и 43 сотрудника центрального аппарата по темам:

1) «Бухгалтерский учет в соответствии с МСФО»;

2) «Информационно-техническая безопасность»;

3) «Администрирование НДС и акцизов в условиях таможенного союза. Работа с компонентой «Таможенный союз» ИС СОНО»

4) «Современные методы администрирования и оборота подакцизной продукции»;

5) «Налогообложение и налоговое администрирование недропользователей»;

6) «Управление рисками (риск-менеджмент)»;

7) «Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в соответствии с МСФО по методу начисления».

3.

Информация о мероприятиях, проводимых Налоговым комитетом в сфере улучшения технического обеспечения Центров приема и обработки информации налоговых органов


В связи с тем, что продолжают поступать письма налоговых органов с освещением текущих проблем материально-технического характера, а также с предложениями реализации мероприятий в целях повышения качества оказания налоговых услуг, являющегося одним из стратегических направлений повышения эффективности деятельности органов налоговой службы, в текущем году планируется увеличение финансирования потребностей налоговых органов, в том числе на покрытие текущих расходов (в том числе текущий ремонт) и материально-техническое оснащение.

4.

Информация о программах, инициированных в сфере повышения качества предоставляемых услуг в целом


В 2009 году Налоговым комитетом МФ РК инициирована Программа совершенствования налогового администрирования на 2010-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства РК от 30 апреля 2010 года № 375. Одной из основных целей Программы является улучшение условий для добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств.

Реализация Программы предполагает решение основных задач, к которым относятся, в том числе повышение уровня и качества предоставления услуг населению, бизнесу, повышение правовой налоговой грамотности среди населения, повышение профессионализма налоговых работников.

Одним из основных целевых индикаторов степени достижения целей Программы является: обеспечение уровня удовлетворенности качеством оказанных налоговых услуг для субъектов предпринимательства по итогам 2010 года не ниже 85,5%, 2011 года - 87,8%, для населения по итогам 2010 года не ниже 81,0%, 2011 года - 85,5%.

В рамках Программы на 2011 год в части обеспечения удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы предусмотрено проведение мероприятий по следующим направлениям:

1. Повышение качества предоставляемых налоговых услуг, в том числе в целях минимизации коррупционных проявлений в налоговых отношениях

1) создание Центров приема и обработки информации налоговых органов

Для повышения качества предоставляемых налоговых услуг существует потребность в строительстве новых и реконструкции имеющихся зданий налоговых органов в соответствии с типовым проектом Центров с тем, чтобы создать наиболее благоприятные условия для налогоплательщиков при получении налоговых услуг и для сотрудников налоговых органов при их предоставлении.

Во втором полугодии т.г. планируется завершение строительства 4 Центров (Жаркаинский район Акмолинской области, г. Семей ВКО, Аккольский район Акмолинской области, г.Уральск ЗКО).

2) организация «Терминала налогоплательщика» в сельских округах

В целях обеспечения возможности получения услуг в электронном виде налогоплательщиками сельской местности, отдаленной от районных центров, требуется установка программного обеспечения «Терминал налогоплательщика» (далее – Терминал) с доступом к сети Интернет.

Установка сети Терминалов в сельских округах позволит гражданам Республики Казахстан пользоваться не только электронными услугами (представление налоговой отчетности, просмотр своих персональных лицевых счетов, получение выписки и т.д.) налоговых органов, но и электронными услугами других государственных органов, реализованными на портале «электронного правительства» Республики Казахстан.

В целях реализации совместного с акиматами мероприятия по установке Терминалов, в 2010 году запущен пилотный проект по внедрению Терминала в сельских округах, где отсутствуют офисы налоговых органов (в 33 сельских округах 7 областей республики). Терминалы размещены в соответствующих помещениях зданий акиматов и обеспечены доступом к сети Интернет. При этом, налоговыми органами для установки указанных Терминалов предоставлены акиматам компьютеры и соответствующее программное обеспечение, оплату услуг сети Интернет осуществляют акиматы.

В текущем году работа в данном направлении продолжается, а именно, в первом полугодии т.г. налоговыми органами совместно с акиматами Терминалы установлены в 26 сельских округах. Для привлечения налогоплательщиков проведена соответствующая разъяснительная работа. Услугами Терминалов в 1 полугодии т.г. воспользовались 4965 налогоплательщиков, которыми представлено 6822 форм налоговой отчетности. Кроме того, в продолжение работы дополнительно проведен анализ и сформирована информация о количестве сельских округов, наличии доступа к сети Интернет и пропускной способности каналов связи в здании акиматов, свободных помещений зданий акиматов для размещения Терминала.

В связи с тем, что реализация мероприятий по установке Терминалов является совместной задачей органов налоговой службы и акиматов, Налоговым комитетом МФ в отдельные акиматы направлено письмо о готовности предоставить компьютеры и соответствующее программное обеспечение для установки Терминалов и об оказании содействия в:

- выделении помещений с соответствующим оборудованием (столы, стулья) в зданиях акиматов сельских округов;

- обеспечении подключения компьютеров к сети Интернет, имеющейся в акиматах, и безвозмездного пользования услугами сети Интернет.

3) расширение перечня электронных услуг и привлечение налогоплательщиков к использованию электронного обмена информацией

В первом полугодии т.г. для налогоплательщиков реализована возможность подачи налоговой отчетности по форме 230.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и имуществу» через мобильное устройство. В целях предоставления налогоплательщикам возможности подачи иных форм налоговой отчетности, работа в данном направлении продолжается.

В течение 2011-2013 гг. будет продолжена работа по автоматизации налоговых услуг, и, таким образом, налогоплательщики получат возможность, не обращаясь в налоговые органы, представлять более широкий перечень налоговых заявлений и, соответственно, получать большее количество налоговых услуг в электронном виде.

По мере реализации электронных налоговых услуг будет осуществляться освещение информации о возможности получения услуг в СМИ, на семинарах, встречах с налогоплательщиками.

4) развитие процедуры уплаты платежей в бюджет (через сеть банкоматов, Интернет, Web-киоски, доступ к индивидуальным данным по налоговой задолженности);

Относительно уплаты налогов в бюджет через сеть банкоматов, Web-киоски.

В рамках «электронного правительства», расширения перечня дистанционных услуг для налогоплательщиков в 2010 году Налоговым комитетом МФ РК совместно с банками второго уровня (Банк ТуранАлем, Народный банк Казахстана, Альянс Банк) проведена работа по внедрению механизма оплаты налогов через банкоматы и иные электронные устройства. Обеспечено взаимодействие между «Кабинетом налогоплательщика» и автоматизированной системой «Платежный шлюз электронного Правительства» (ПШЭП) и реализован сервис оплаты 140 видов налогов и других обязательных платежей в бюджет физическими лицами и ИП через «Кабинет налогоплательщика» посредством ПШЭП. В 2011 году совместно с банками планируется расширение предоставления услуг налогоплательщикам посредством банкоматов и иных электронных устройств. В первом полугодии 2011 года подписан Протокол тестирования платежей в бюджет через банкоматы ДБ АО «Сбербанк».

2. Повышение информированности общества в налоговых вопросах

1) внесение изменений и дополнений в Реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам

В 2010 году в Реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам к 16 налоговым услугам включены дополнительно 8 налоговых услуг. Данный Реестр с внесенными изменениями и дополнениями утвержден ППРК от 20 июля 2010 года № 745. В октябре 2010 года дополнительно направлено для включения в Реестр 7 налоговых услуг. Во 2 полугодии т.г. планируется внесение изменений и дополнений в Реестр в связи с проводимой работой по сокращению разрешительных документов.

2) повышение качества государственных услуг, оказываемых налоговыми органами (разработка и внедрение стандартов оказания налоговых услуг, пропаганда и распространение среди налогоплательщиков информационного материала по оказанию налоговых услуг, внутренний контроль за качеством и доступностью налоговых услуг, расширение и совершенствование работы Сall-Центра).

Относительно разработки и внедрения стандартов оказания налоговых услуг. Из 24 услуга органов налоговой службы, включенных в Реестр государственных услуг, в первом полугодии 2011 года постановлением Правительства РК от 12 мая 2011 года № 501 утверждены стандарты государственных услуг по 20 услугам. Регламенты государственных услуг по 20 услугам органов налоговой службы находятся на стадии разработки.

Относительно внутреннего контроля за качеством и доступностью налоговых услуг. Со второго полугодия 2010 года в связи с внесением изменений и дополнений в Правила контроля качества государственных услуг, оказываемых органами налоговой службы (приказ Налогового комитета МФ РК от 31 мая 2010 года № 235), проверки методом «Тайный потребитель» проводятся и налоговыми органами по областям, городам Астана и Алматы.

В первом полугодии 2011 года контроль деятельности структурных подразделений в части оказания налоговых услуг методом «Тайный потребитель» проводился налоговыми департаментами по Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областям. По результатам проверок налоговым органам даны соответствующие поручения по устранению нарушений. Лица, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Также одним из методов осуществления контроля за качеством оказания налоговых услуг являются обследование и видеонаблюдение.

Обследование – опрос методом анкетирования Исследовательским Центром «Сандж» за 2010 год проведен. По результатам опроса в 1 квартале 2011 года проведен «круглый стол» и разработан план мероприятий для достижения намеченных показателей, закрепленных в Стратегическом плане МФ РК. Начиная с первого года проведения опроса (2007 год) прослеживается положительная динамика уровня удовлетворенности, к примеру, по итогам 2009 г. – 85%, по итогам 2010 г. – 88%; населения по итогам 2009 г. – 91%, по итогам 2010 г. – 89%.

Указанные показатели на уровне 88% субъектами бизнеса и 89% населением находятся в рамках запланированных индикаторов в Стратегическом плане МФ (85% субъектами предпринимательства и 88% населением).

Положительная динамика наблюдается также по таким параметрам качества услуг, как: своевременность и содержательность информации, удовлетворенность персоналом. В сравнении с 2009 годом вырос уровень удовлетворенности налоговыми услугами в целом.

Вместе с тем, есть слабые стороны, по сравнению с 2009 годом наблюдается рост времени ожидания в очереди (факт 35 мин. при плане – 24 мин.). Не смотря на проведенные мероприятия (сокращение отдельных форм налоговой отчетности, увеличение срока для их составления и представления с 20 до 45 календарных дней и т.д.), большое количество налогоплательщиков по-прежнему представляют налоговую отчетность в последние дни отчетного периода, что создает определенные трудности, как для самих налогоплательщиков, так и для налоговых органов, приводя к «искусственному» образованию очередей, потери рабочего времени, недовольства со стороны налогоплательщиков.

В качестве одного из методов борьбы с очередями и в целях контроля качества оказания налоговых услуг планируется внедрить в налоговых органах трехуровневую систему видеонаблюдения (с возможностью записи, хранения записи, а также он-лайн просмотра, как с районного, так областного и центрального уровня), позволяющую вести наблюдение за Центрами налоговых органов в режиме он-лайн и разработать соответствующую методику для оперативного реагирования на различные ситуации в Центрах. В данном направлении планируется активизировать работу и улучшить ситуацию уже в 2011 году. Планируется обеспечить системой видеонаблюдения (с возможностью записи, хранения записи, а также он-лайн просмотра на трех уровнях) Центры 3 налоговых департаментов (гг. Алматы и Астана и 4 района Алматинской области).

Кроме того, в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков в Центрах и производительности труда сотрудников налоговых органов с 6 июня т.г. по опыту Италии запущен пилотный проект в налоговых департаментах по гг. Алматы и Астана по внедрению «справочного» модератора при каждом Центре из числа высококвалифицированных сотрудников.

В обязанности модератора входит:

- оказание оперативной консультационной помощи налогоплательщикам (в том числе новым посетителям) по всем налоговым вопросам, при обращении в Центр, и направление налогоплательщика по существу вопроса в необходимое «окошко» Центра;

- ознакомление новичков с Правилами работы Центра (Приказ НК МФ РК от 20.07.2009г. № 276);

- инспектирование обслуживания налогоплательщиков посредством личного присутствия в Центре;

- управление потоками посетителей Центра, где имеются очереди, в целях недопущения ожидания налогоплательщика в очереди более 20 минут;

- создание условий для поддержания в Центре доверительной, доброжелательной обстановки;

- личным примером демонстрировать уважение к каждому налогоплательщику, обратившемуся в Центр;

- сохранение объективности при оценке любой ситуации в Центре;

- делать все возможное для того, чтобы вопросы налогоплательщиков не оставались без ответов;

- соблюдение в обязательном порядке принципов и стандартов качественного обслуживания налогоплательщиков, установленных Правилами работы Центров;

- соблюдение в обязательном порядке установленных основных стандартов поведения государственных служащих РК, в рамках действующего законодательства;

- недопущение проявлений бюрократизма, волокиты при обслуживании налогоплательщика, несвоевременного и неэффективного обслуживания, безразличного, нетерпеливого и неуважительного отношения к налогоплательщику;

- недопущение и пресечение фактов нарушения норм служебной этики в отношениях между сотрудниками Центра;

- представление информации о происшествиях в Центре по требованию начальника Центра и руководства налогового органа.

Относительно внедрения модераторов в налоговых управлениях гг. Астана и Алматы за период с 6 по 30 июня т.г. проведена следующая работа:

- с 6 июня т.г. организована и обеспечена оперативная работа модератора в каждом Центре без выделения рабочего стола. Основное местонахождение модератора – при входе в Центр. При этом обязательно предусмотрено наличие лотка с бланками налоговых форм для бесплатного предоставления налогоплательщикам;

- определены сотрудники, на которых возложены функции модераторов Центров;

- совместно с НД по г. Алматы разработана типовая должностная инструкция модераторов, согласованная Налоговым комитетом МФ РК;

- налоговыми департаментами разработаны и пошиты специальные формы для модераторов;

- в двух налоговых управлениях г.Алматы и одном управлении г.Астана заказаны и размещены стойки для модераторов (фото прилагается);

- разработаны и заказаны стенды для размещения форм налоговых заявлений;

- в НД по г.Алматы еженедельно по пятницам после окончания рабочего дня проводятся совещания с модераторами для выявления проблемных моментов;

- в г.Алматы проведено анкетирование налогоплательщиков, которое показало положительные отзывы, а также интерес со стороны налогоплательщиков.

Относительно расширения и совершенствования работы Сall-Центра. В рамках совместного с Всемирным банком Проекта по реформированию налогового администрирования в Казахстане (2011-2014 гг.) планируется проведение ряда работ по усовершенствованию работы Call-центра таких, как обслуживание налогоплательщиков посредством электронной почты, web, web-навигация по сайту, chat (привязка к сайту); обслуживание юридических лиц; оказание услуг по предоставлению налогоплательщикам краткой стандартной информации на английском языке в автоматическом режиме в нерабочее время, а также в выходные и праздничные дни и т.д.

Также планируется внедрение многозвенной системы поддержки для более эффективной обработки звонков. Первый уровень будет состоять из операторов, которые предоставляют базовый набор информации. Если звонящему требуется дополнительная информация, вызов направляется на второй уровень, где большинство вопросов могут быть решены. На третьем и далее уровнях поддержки будут работать самые квалифицированные сотрудники.

Во втором полугодии т.г. планируется разработка автоматической системы обзвона (оповещения) в рамках действующего Call-центра Налогового комитета МФ РК. В 2012 году в целях обеспечения исполнения налогоплательщиками налогового обязательства через систему обзвона планируется реализовать проект по информированию налогоплательщиков республики об имеющейся налоговой задолженности на определенную дату, а именно, автоматический дозвон до конкретных абонентов по заданному списку и озвучивание аудиороликов с информацией.

Система обзвона будет позволять организовывать автоматический обзвон налогоплательщиков и оповещение по различным налоговым вопросам (помимо задолженности), к примеру, напоминание о своевременной сдаче налоговой отчетности, уплаты налогов и т.д.

Автоматическая система обзвона Genesys Outbound Voice позволяет обеспечивать дополнительные уровни обслуживания клиентов путем создания, модификации, проведения исходящих кампаний обслуживания клиентов с использованием комплексной технологии исходящих вызовов.

5.

Информация о других мероприятиях, связанных с практическим применением результатов опроса общественного мнения (оценка работы региональных служб и т.д.)


Согласно рейтинговой оценки деятельности налоговых органов, утвержденной приказом Председателя Налогового комитета МФ РК от 1 марта 2010 года № 84 «О некоторых вопросах оценки деятельности налоговых органов» (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2010 года № 236), оценка эффективности деятельности налоговых органов осуществляется по нескольким направлениям их деятельности, в том числе по направлению «оказание налоговых услуг».

Указанная система, введенная в целях улучшения качества деятельности налоговых органов, позволяет объективно, по единой стандартизированной форме производить оценку деятельности всех звеньев структуры налоговых органов, выявлять имеющиеся в работе пробелы, находить наиболее эффективные пути их устранения, ретранслировать лучшие методы работы по всей налоговой системе.

Руководители налоговых органов, видя сравнение итогов деятельности руководимого им налогового органа с другими, выявляют недостатки в работе и находят эффективные пути их устранения и решения.

Инструмент рейтинговой оценки используется как для наказания, так и для поощрения отличившихся налоговых органов. В целях чего по итогам года определяется лучший налоговый орган, показывавший на протяжении всего года самые хорошие результаты работы.

Рейтинговая оценка постоянно дорабатывается и совершенствуется с учетом конструктивных замечаний органов налоговой службы.

Критериями рейтинговой оценки деятельности налоговых органов по оказанию налоговых услуг являются удовлетворенность качеством оказанных налоговых услуг для населения и субъектов предпринимательства, информированность субъектов предпринимательства по налоговым вопросам.

Рейтинговая оценка в части оказания налоговых услуг рассчитывается на основании показателей критериев оценки, которые определяются по результатам ежегодно проводимого независимого социологического опроса налогоплательщиков.

Учитывая практику проведения независимого обследования мнения налогоплательщиков, оценка оказания налоговых услуг в 2010 году и в текущем году также будет осуществляться путем проведения опроса потребителей госуслуг.

Кроме того, по результатам ежегодно проводимого независимого социологического исследования (опроса) и для достижения намеченных показателей, закрепленных в Стратегическом плане МФ и Программе совершенствования налогового администрирования, разрабатывается и утверждается план мероприятий по улучшению качества налоговых услуг на предстоящий год, а также целевые показатели удовлетворенности налогоплательщиков качеством оказываемых налоговых услуг. План мероприятий включает в себя ряд мероприятий, конечной целью которых является обеспечение удовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и условиями, создаваемыми в Центрах. Таким образом, налоговые органы, будучи заинтересованными в положительных результатах опроса, и анализируя результаты предыдущего опроса, принимают конкретные меры по устранению недостатков. Результаты опроса используются для улучшения деятельности налоговых органов.

По результатам исследования общественного мнения по вопросу оценки деятельности органов налоговой службы, проведенного в 2010 году Центром исследований «Сандж», Налоговым комитетом МФ РК разработан и утвержден приказом Председателя Налогового комитета МФ РК от 8 апреля 2011 года №123 План мероприятий на 2011 год по повышению качества услуг, оказываемых органами налоговой службы. План мероприятий включает в себя ряд мероприятий с основным сроком исполнения – 2 полугодие 2011 года.

В рамках указанного Плана мероприятий, помимо мероприятий, указанных в вышеуказанных пунктах настоящей таблицы, в первом полугодии 2011 года проведены следующие мероприятия:

1) по обеспечению Центров налоговых органов бланками налоговых заявлений, брошюрами, буклетами. С 2009 года Налоговым кодексом предусмотрено распространение налогоплательщикам бланков налоговых заявлений на бесплатной основе, что сократило финансовые затраты налогоплательщиков на приобретение бланков. В текущем году планируется обеспечить налоговые органы бланками налоговых заявлений в количестве 3 257 500 штук для дальнейшего распространения налогоплательщикам;

2) анализируя вопросы, поступающие на Блог Председателя Налогового комитета МФ, на главной странице web-портала Налогового комитета МФ (www.salyk.kz) размещены ответы на часто задаваемые вопросы в разделе «Вопросы-Ответы». Работа в данном направлении продолжается;

3) по обеспечению размещения актуальной информации для налогоплательщиков на web-портале Налогового комитета МФ (www.salyk.kz) и информационных стендах Центров налоговых органов. Актуализация информации проводится на постоянной основе, в частности, обновлена информация в части оказания налоговых услуг (контактные данные налоговых органов, формы налоговых заявлений/налоговой отчетности, информация по деятельности Call-центра и т.д.);

4) по оптимизации бизнес-процессов налоговых органов. Разработан и утвержден приказ Председателя Налогового комитета МФ РК от 16 февраля 2011 года № 41 «Об утверждении состава рабочей группы по регламентации и оптимизации бизнес-процессов налоговых органов», в рамках которой в настоящее время проводится работа по изучению бизнес-процессов налоговых органов, по результатам планируется их регламентация и оптимизация;

5) по совершенствованию и оптимизации форм налоговой отчетности на 2012 год (сокращение объема налоговой отчетности на 30%). В 1 квартале 2011 года для выработки предложений по совершенствованию форм налоговой отчетности распоряжением Премьер-Министра РК от 6 августа 2010 года № 111-р создана рабочая группа из числа представителей Налогового комитета МФ РК, НЭП Казахстана «Союз «Атамекен» и Ассоциации налогоплательщиков Казахстана. В 2011 году в рамках созданной рабочей группы запланировано осуществление оптимизации налоговой отчетности на 30%, с учетом необходимых поправок в Налоговый кодекс и с введением их в действие с 2012 года, а именно:

а) исключение отдельных приложений к декларациям и расчетам, которые носят косвенно-информационный характер;

б) исключение отдельных форм налоговой отчетности с 2012 года;

в) во всех формах налоговой отчетности и в Правилах их составления на 2012 год внесение изменений и дополнений, в т.ч. уточняющего характера, исключение и добавление отдельных строк, разделов и приложений к декларациям и расчетам;

г) приостановление представления отдельных форм налоговой отчетности по мониторингу до 1 января 2016 года. В настоящее время Налоговый комитет МФ совместно с аккредитованными бизнес-сообществами провел работу по упрощению и совершенствованию форм налоговой отчетности путем исключения отдельных приложений к декларациям и расчетам, сокращения информации в формах налоговой отчетности, которые носили косвенно-информационный характер. По результатам проведенной в первом полугодии т.г. работы планируется сокращение объема налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками, в 2012 году по сравнению с 2011 годом:

д) на 47% приложения;

е) на 37% страницы;

ж) на 43% строки.

Формы 2008 года

Формы 2011 года

Формы 2012 года

Кол-во прилож.

Кол-во доп.форм

Кол-во страниц

Кол-во строк

Кол-во прилож.

Кол-во страниц

Кол-во строк

Кол-во прилож.

Кол-во страниц

Кол-во строк

258

453

1320

7237

174

751

7 828

81

274

3 357

В соответствии со сведениями рейтинга «Doing Business» 2008 года показатель «Время, затрачиваемое на подготовку, сдачу и уплату налоговой отчетности» составил 271 часов.

По предварительным расчетам, в результате сокращения приложений, страниц и строк в налоговой отчетности время, затрачиваемое на составление и представление налоговой отчетности, в 2011 году составит 255,9 часов, а в 2012 году – 108,5 часов, то есть почти в 2,5 раза.

Эффект исполнения основных операционных процедур с помощью информационных систем (в чел/час):

3 квартал 2010 года – 411 726,5 = 823 453 * 0,5 (налоговая отчетность, представленная в электронном виде * среднее количество времени на ввод одной формы налоговой отчетности);

4 квартал 2010 года – 533 432,5 = 1 066 865 * 0,5.

Таким образом, повышение качества информационных систем путем их модернизации влечет увеличение количества налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность в электронном виде, и, соответственно, снижение нагрузки на сотрудников налоговых органов и экономии их времени.

На сегодняшний день проект постановления Правительства РК «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления» направлен на согласование в экспертный совет по вопросам предпринимательства, после прохождения процедуры согласования будет направлен на согласование в МЭРТ и МЮ РК.

Кроме того, Налоговым комитетом МФ РК в целях снижения административных барьеров к настоящему времени проведена работа по следующим направлениям.

1) в рамках Рабочей группы для выработки предложений по оптимизации бизнес-процессов, сокращению количества документов, требуемых от населения при оказании государственных услуг, и их автоматизации с учетом изучения международного опыта:

- из 37 разрешительных документов Налогового комитета МФ РК возможность перевести в электронный формат имеется по 14 услугам;

- перевод на уведомительный порядок выдачи разрешительного документа возможен по 3 документам (свидетельства о постановке на регистрационный учет в качестве частного нотариуса, в качестве адвоката, в качестве частного судебного исполнителя), получение которых будет осуществляться посредством портала «электронного правительства»;

- сокращению подлежат 1 лицензия и 7 разрешительных документов, в том числе с 1 января 2012 года – свидетельство налогоплательщика физического лица (РНН), свидетельство налогоплательщика юридического лица (РНН), с 2013 года – разовый талон. Также возможно сокращение справки об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, но с соблюдением определенных условий со стороны органов юстиции;

- услуга по выдаче лицензии по организации и проведению лотереи (кроме государственных (национальных) на территории Республики Казахстан) будет передана в Министерство туризма и спорта РК в соответствии с пунктом 36 постановления Правительства РК от 30 декабря 2010 года № 1467 «О Плане законопроектных работ Правительства РК на 2011 год».

2) касательно работы Системы управления рисками (СУР) в налоговых органах.

Приоритетной задачей, поставленной Главой государства перед контролирующими органами в 2008 году, является систематизация и упорядочение всех видов проверок, проводимых государственными органами, с целью снижения административной нагрузки на бизнес.

Применяемая уже второй год налоговыми органами Система управления рисками по отбору налогоплательщиков на проверку позволяет проводить «точечные» проверки только недобросовестных субъектов частного предпринимательства, в связи с чем сократилось количество плановых налоговых проверок. СУР применяется при отборе налогоплательщиков для составления плана проверок. В план проверок включено в 2010 году – 4640, в 2011 году – 3892 налогоплательщиков. Утвержденный приказом Министра финансов РК план комплексных налоговых проверок на 2011 год размещен на официальных порталах Генеральной прокуратуры РК и Налогового комитета МФ РК.

Размещение на указанных порталах плана проверок, критериев оценки степени риска, форм проверочных листов позволяет налогоплательщику определить, с учетом каких критериев и к какой группе риска он относится, время проведения проверок и круг проверяемых вопросов.

Следует отметить, что количество плановых проверок за первое полугодие 2011 года составляет 1465, доначислено – 44,8 млрд.тенге (за аналогичный период 2010 года количество плановых проверок составляет 1868, доначислено– 41,3 млрд.тенге), так наблюдается снижение количества плановых проверок в 1,3 раза и увеличение результативности плановых налоговых проверок на 108%.

Во исполнение пункта 28 Комплексного плана мер по улучшению индикаторов рейтинга «Doing Business» Всемирного банка на 2011 год Налоговым комитетом МФ РК разработан проект Концепции, предусматривающий установление упрощенного порядка ликвидации отдельных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, на основании заключения камерального контроля (без проведения ликвидационной налоговой проверки).

В случае принятия указанных поправок количество ликвидационных налоговых проверок будет значительно снижено.

Кроме того, в целях стимулирования качественной работы Центров налоговых органов Налоговым комитетом МФ РК ежегодно, начиная с 2004 года, проводится конкурс на звание лучшего Центра. Конкурс проводится по двум номинациям:

- «Лучший Центр приема и обработки информации республики»;

- «Лучший Центр приема и обработки информации налогового органа, расположенного в сельской местности или малом городе».

В ходе отбора учитывается соответствие Центра требованиям, установленным в Правилах работы Центров, мнение крупных налогоплательщиков и ассоциаций, результаты анализа блога, электронной книги жалоб, телефона «доверия».

В первом полугодии 2011 года проведен первый этап мероприятия, в котором участвовали налоговые органы по областям, гг. Астана и Алматы, которые выбирали не более трех кандидатов по каждой категории среди подчиненных налоговых органов. С июля 2011 года проводится второй этап мероприятия при участии налогоплательщиков, имеющих разветвленную сеть структурных подразделений, а также общественных объединений, которым предлагается оценить Центры, прошедшие первый этап мероприятия, по показателям, указанным в приложении № 3 к Правилам определения лучших Центров приема и обработки информации налоговых органов, утвержденным приказом Председателя Налогового комитета МФ от 20 июля 2009 года № 276.

На 2 полугодие 2011 года запланировано проведение следующих мероприятий:

- разработка регламентов государственных услуг по 20 налоговым услугам;

- совершенствование раздела «Налоговые услуги» с подготовкой flash-ролика на главной странице web-портала Налогового комитета МФ (www.salyk.kz);

- обеспечение сотрудников органов налоговой службы книгами форм налоговой отчетности 2011 года;

- оптимизация бизнес-процессов налоговых органов;

- совершенствование и оптимизация форм налоговой отчетности на 2012 год (сокращение объема налоговой отчетности на 30%);

- расширение перечня электронных налоговых услуг и привлечение налогоплательщиков к использованию электронного обмена документами;

- открытие доступа к налоговой задолженности для клиентов-налогоплательщиков, использующих услуги Интернет, web-киосков;

- обеспечение Центров налоговых органов бланками налоговых заявлений, брошюрами, буклетами информационного характера по налоговым вопросам для распространения среди налогоплательщиков на бесплатной основе;

- обеспечение Центров налоговых органов системой видеонаблюдения;

- завершение строительства 4 Центров налоговых органов (Аккольский, Жаркаинский районы Акмолинской области, г. Уральск ЗКО, г. Семей ВКО);

- контроль деятельности налоговых органов в части оказания услуг установленными методами контроля (методами «Тайный потребитель», работы Центров налоговых органов и уполномоченных подразделений налоговых департаментов и т.д.);

- продолжение работы по установке «Терминалов налогоплательщика» в сельских округах;

- обеспечение размещения актуальной информации для налогоплательщиков на web-портале Налогового комитета МФ и информационных стендах ЦПО налоговых органов;

- реализация плана мероприятий по переходу к всеобщему декларированию;

- реализация совместно с Всемирным Банком Проекта по реформированию налогового администрирования в Казахстане, вступившего в стадию реализации с 21 февраля т.г.

Целями Проекта является продолжение совершенствования системы налогообложения и налогового администрирования, создание условий для налогового стимулирования граждан и ведения бизнеса, обеспечение внедрения инновационных технологий и процессов. Проект направлен на реформирование и укрепление налогового администрирования для повышения уровня добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, повышения эффективности мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов и повышения административной эффективности и снижения потенциала для коррупции.

Проект будет реализован с учетом значительного опыта Всемирного банка в области модернизации налогового администрирования, в том числе в СНГ и Восточной Европе, а также по результатам детальных аналитических исследований прошлых лет, проведенных банком в Казахстане. В целом в рамках действующего Проекта предполагается полная модернизация налоговой службы. Для эффективной реализации мероприятий Проекта предусмотрено на 2011-2012 годы создание Тематических групп по компонентам Проекта:

- Компонент институционального развития направлен на оптимизацию организационной структуры налоговых органов с целью соответствия функциональным требованиям, повышения институционального потенциала и усовершенствования кадровой политики с особым акцентом на мотивацию, честность и целостность;

- Компонент операционного развития имеет цель усовершенствовать и далее развивать основные функции налогового администрирования посредством ре-инжиниринга бизнес-процессов, внедрения автоматизированной системы управления рисками, методологии всеобщего декларирования, создания современного Call-центра и прочих мероприятий;

- Компонент развития инфраструктуры информационных технологий направлен на приведение всех информационных систем в соответствие с единым технологичным подходом, а также на развитие комплексной и интегрированной системы налогового управления;

- Компонент по управлению Проектом включает мероприятия по управлению нововведениями, а также по обеспечению своевременного и эффективного использования ресурсов проекта.

Одним из условий вступления привлекаемого для реализации Проекта займа Всемирного банка в силу является утверждение Плана закупок по Проекту на первые 18 месяцев. В первом полугодии 2011 года утвержден План закупок, созданы Тематические группы по компонентам Проекта и в рамках утвержденного Плана закупок созданными Тематическими группами осуществляется разработка технических заданий на привлечение услуг консультанта, в обязанности которого будет входить вся дальнейшая работа по реализации данного мероприятия: проведение анализа, выработка рекомендаций, передача знаний, консалтинг по приобретению соответствующего необходимого программного оборудования и т.д.;

- иные мероприятия в целях повышения качества оказания налоговых услуг и снижения административных барьеров.