Учёт

Информационные технологии - путь к прозрачности

1616

Все государственные органы в рамках Закона РК «О борьбе с коррупцией» должны проводить полномасштабную работу по пресечению коррупционных правонарушений, а также проявлению их предпосылок. Работа любого государственного органа и каждого государственного служащего должна строиться на принципах честности, гласности, справедливости и прозрачности.
В настоящее время с использованием информационно-коммуникационных технологий широко применяется понятие электронные услуги, призванное повысить оперативность, упростить и сделать более свободной взаимосвязь между обществом и государством. Электронные услуги в то же время расцениваются как одно из эффективных средств, обеспечивающих прозрачность и предотвращающих случаи коррупции.
Снижение уровня коррупции в органах налоговой службы является одной из приоритетных задач. Налоговыми органами продолжается работа, направленная на повышение уровня качества оказываемых государственных услуг. С введением в действие с 1 января 2009 года нового Налогового кодекса четко регламентированы такие основные направления деятельности налоговых органов, как проведение налоговых проверок, сроков проведения возвратов и зачетов налогов, представление сведений об отсутствии или наличии налоговойзадолженности.
Совершенствование налогового законодательства позволяет совершенствовать и информационные системы. 27 апреля 2009 года Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была введена в эксплуатацию новая система по представлению форм налоговой отчетности в электронном виде СОНО (Система Обработки Налоговой Отчетности). Это новый этап в развитии сервисов электронного правительства. Web-приложения СОНО «Кабинет налогоплательщика» позволяет через Интернет получать доступ к хранящейся базе данных о себе и своих взаимоотношениях с налоговой службой. Кроме того, налогоплательщик имеет возможность заполнять и представлять формы налоговой отчетности в электронном виде для последующей обработки в налоговом управлении.
На основе информационных систем, обеспечивающих прозрачность работы налоговых органов, проводится автоматическое формирование и выставление в электронном виде в банках второго уровня инкассовых распоряжений на счета налогоплательщиков и приостановление расходных операций.
Также, в связи с введением в эксплуатацию в ИНИС электронного журнала мониторинга, налоговые заявления на проведение зачетов и возвратов, в том числе на выдачу Справок, регистрируются в электронном журнале приема входных и выдачи выходных документов. Такое введение позволяет ежедневно осуществлять контроль за своевременностью формирования и выдачи справок, проведение возвратов и зачетов налогов, как на районном, так и на областном и республиканском уровнях.
Органы налоговой службы взаимодействуют со всеми государственными и местными исполнительными органами, разрабатывают и принимают совместные меры контроля, обеспечивают взаимный обмен информацией. В результате, налоговые органы располагают сведениями об объектах налогообложения по земельному налогу, налогу на имущество, налогу на транспортные средства, сборами, платами, в т.ч. плат за пользование земельными участками, за эмиссию в окружающую среду, за пользование животным миром, за лесные пользования, за размещение наружной рекламы, полученных разрешений и лицензий.
Данные сведения уполномоченных государственных и местных исполнительных органов позволяют осуществлять контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Также налоговые органы взаимодействуют с правоохранительными органами в пресечении от уклонения уплаты налогов.
Необходимо подчеркнуть, что оказание качественных электронных услуг, несомненно, повышает знания в области информационных технологий у сотрудников государственных органов, государственных служащих и населения.

Арон Р.

Главный специалист Управления информационных технологий Налогового департамента по г. Астана