Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», направленный на регулирование общественных отношений, связанных с введением разрешительного или уведомительного порядка осуществления субъектами частного предпринимательства и другими лицами отдельных видов деятельности
Так же подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы», направленный на приведение ряда законодательных актов Республики Казахстан в соответствие с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
Напомним, законопроект представляет возможность выбирать степень жесткости конкретного разрешения в зависимости от опасности объекта регулирования.
К первой категории относятся лицензии, ко второй все иные разрешения, к третьей – уведомления.
Примерно объекты регулирования будут распределяться как показано на слайде.
Для целей систематизации разрешений предусмотрено их разделение на классы.
В зависимости от объектов регулирования разрешения подразделяются на следующие классы:
класс 1 – «разрешения, выдаваемые на деятельность». Как правило, такие разрешения являются лицензиями в отношении наиболее опасных видов деятельности, где требуется комплексное регулирование;
класс 2 – «разрешения, выдаваемые на профессиональную деятельность физическим лицам». При выдаче этих разрешений используется оценка уровня знаний и соответственно коллегиальное рассмотрение документов;
класс 3 – «разрешения, выдаваемые на деятельность с ограниченными ресурсами или с использованием квот», выдаются сиспользованием квотирования или конкурса, плата за разрешение может являться ограничением или цензом;
класс 4 – «разрешения, выдаваемые на объекты», используются тогда, когда требования в основном предъявляются к объектам, а сами разрешения являются, как правило, отчуждаемыми;
класс 5 – «разовые разрешения». Разрешения выдаются на ограниченный срок или объем;
класс 6 – «разрешения, выдаваемые на продукцию». При внедрении достаточного технического регулирования в отношении конкретной продукции разрешения отменяются.
Принципиальным новшеством данного законопроекта является регламентация порядка введения и отмены разрешений и уведомлений.
Так, разрешительный и уведомительный порядки, могут вводиться только посредством включения соответствующего разрешения или уведомления в перечни, предусмотренные в приложениях к Закону.
Для введения разрешительного и уведомительного порядков государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия.
После рассмотрения и одобрения на МВК разрешение сможет быть включено в приложение к Закону.
Но даже и после включения разрешения или уведомления в перечень закона, они будут периодически оцениваться государственными органами и уполномоченным органом на предмет достижения целей их введения в последующем.
Отрицательная оценка в таком случае будет являться основанием для отмены разрешения или уведомления. Такое решение будет приниматься МВК.