Если предприниматель не занимается преступной деятельностью, то ему нечего бояться
30 октября, 2009
1533
– Каковы были предпосылки создания Комитета по финансовому мониторингу?
– Вообще, подразделения по так называемой финансовой разведке стали появляться не так давно – в конце прошлого – начале этого века. Конечно же, Казахстан не мог находиться в стороне от этих глобальных процессов, тем более что тема противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, актуальна для всего мира. Обязывали к этому шагу еще и важнейшие международные документы, ратифицированные нашей страной, – Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, а также Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, к которому республика присоединилась второго октября 2002 года.
Еще в 2005 году в Казахстане стал подниматься вопрос о создании системы финансового мониторинга на самом высоком уровне. Но какой же путь предстояло выбрать Казахстану? Создать еще один контролирующий правоохранительный орган? Мы выбрали другую схему: согласуясь с международным опытом и учитывая особенности национальной экономики, Правительство РК отдало предпочтение административному типу. А уже в мае прошлого года приказом министра финансов утверждено положение Комитета по финансовому мониторингу. Я приступил к своим обязанностям 30 сентября 2008-го.
– Расскажите об основных функциях вашего ведомства...
– Главными функциями являются реализация единой государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, в том числе создание единой информационной системы и ведение республиканской базы данных в данной области, осуществление в соответствии с международными договорами Казахстана взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств и другие.
Работа нашего ведомства состоит из следующих этапов: осуществление сбора, анализа и обработки информации об операциях с деньгами и имуществом, подлежащих финансовому мониторингу. А уже при подозрительных операциях специалисты будут направлять информацию в соответствующие правоохранительные органы.
Конечно же, создание эффективной системы может происходить при наличии двух основополагающих условий. Во-первых, это закон, во-вторых, действенная информационная система. Мы уже можем гордиться важным достижением. Президентом 28 августа 2009 года подписаны законы РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», которые официально опубликованы восьмого сентября 2009 года. И уже по истечении шести месяцев от этого срока они вводятся в действие.
Эти законы реализуют нормы международных договоров и 49 рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (FATF). Создана эта организация в 1989 г. на встрече стран «большой семерки» в качестве независимого объединения, и сегодня она является лидером в мире по борьбе с легализацией преступных доходов. Другим важнейшим институтом в этой области является Евразийская группа по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ЕАГ), созданная в октябре 2004 года. В ее составе уже Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Китай, Россия, Узбекистан и Таджикистан. И именно со вступлением в силу закона эти две организации будут оценивать наше национальное законодательство в этой сфере.
И кстати, одной из главных наших целей на сегодня – стать членами FATF, а также еще одного авторитетного объединения финансовых разведок мира – группу «Эгмонт». Я уверен, что 70% успеха всей нашей деятельности зависит от того, как мы интегрированы во всем мире.
– В нашем обществе достаточно болезненно реагируют на различного рода механизмы контроля. С вступлением в силу закона стоит ли опасаться бизнесменам новой волны проверок?
– Если предприниматель не занимается преступной деятельностью, то ему вообще не стоит беспокоиться. С началом действия закона мы будем собирать информацию только о подозрительных операциях, которые прописаны в нормотворческом документе. Новая система основывается на взаимодействии между специальными подотчетными субъектами финансового мониторинга и Комитетом по финансовому мониторингу и соответствующими правоохранительными органами.
Причем к субъектам финансового мониторинга относятся банки, биржи, страховые (перестраховочные) организации, НПФ, нотариусы, адвокаты и другие. Они в соответствии с принципом «знай своего клиента» будут осуществлять проверку клиентов, включающую в себя идентификацию участников операции и установление предполагаемой цели, характера деловых отношений, и самостоятельно представлять в уполномоченный орган сведения и информацию об операциях своих клиентов в случаях, когда совершаются операции подозрительные или соответствующие суммам, превышающим определенные границы.
– А если какой-либо банк, желая сохранить клиента, утаит факт проведения той или иной операции? Как вы сможете это проверить?
– Схема такова, что информацию мы получаем не только от одного источника – минимально из трех. Предписания закона должны быть для всех. Более того, в нашей компетенции – сообщить о таком факте, скажем, в Агентство по финансовому надзору. Затем уже последуют соответствующие действия, вплоть до приостановления действия лицензии.