Учёт

Если предприниматель не занимается преступной деятельностью, то ему нечего бояться

1490
Двадцать  восьмого августа  текущего года Президент  РК подписал Закон  «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». Он вступит в действие через шесть месяцев. Разработка этого документа – одно из главных достижений подразделения Министерства финансов РК – Комитета по финансовому мониторингу, которому чуть больше года. Среди успехов ведомства – укрепление перспективного сотрудничества с крупными международными организациями. О деятельности комитета рассказывает его председатель Мусиралы УТЕБАЕВ.

   – Каковы были предпосылки  создания Комитета по финансовому мониторингу?

   – Вообще, подразделения по так называемой финансовой разведке стали появляться не так давно – в конце прошлого – начале этого века. Конечно  же, Казахстан не мог находиться в стороне от этих глобальных процессов, тем более что тема противодействия  легализации доходов, полученных незаконным путем, актуальна для всего мира. Обязывали к этому шагу еще и важнейшие международные документы, ратифицированные нашей страной, – Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, а также Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, к которому республика присоединилась второго октября 2002 года.

   Еще в 2005 году в Казахстане стал подниматься  вопрос о создании системы финансового мониторинга на самом высоком уровне. Но какой же путь предстояло выбрать Казахстану? Создать еще один контролирующий правоохранительный орган? Мы выбрали другую схему: согласуясь с международным опытом и учитывая особенности национальной экономики, Правительство РК отдало предпочтение административному типу. А уже в мае прошлого года приказом министра финансов утверждено положение Комитета по финансовому мониторингу. Я приступил к своим обязанностям 30 сентября 2008-го.

   – Расскажите об основных функциях вашего ведомства...

   – Главными функциями являются реализация единой государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, в том числе создание единой информационной системы и ведение республиканской базы данных в данной области, осуществление в соответствии с международными договорами Казахстана взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств и другие.

   Работа  нашего ведомства состоит из следующих  этапов: осуществление сбора, анализа  и обработки информации об операциях  с деньгами и имуществом, подлежащих финансовому мониторингу. А уже  при подозрительных операциях специалисты будут направлять информацию в соответствующие правоохранительные органы.

   Конечно же, создание эффективной системы  может происходить при наличии  двух основополагающих условий. Во-первых, это закон, во-вторых, действенная  информационная система. Мы уже можем  гордиться важным достижением. Президентом 28 августа 2009 года подписаны законы РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», которые официально опубликованы восьмого сентября 2009 года. И уже по истечении шести месяцев от этого срока они вводятся в действие.

   Эти законы реализуют нормы международных договоров и 49 рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (FATF). Создана эта организация в 1989 г. на встрече стран «большой семерки» в качестве независимого объединения, и сегодня она является лидером в мире по борьбе с легализацией преступных доходов. Другим важнейшим институтом в этой области является Евразийская группа по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ЕАГ), созданная в октябре 2004 года. В ее составе уже Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Китай, Россия, Узбекистан и Таджикистан. И именно со вступлением в силу закона эти две организации будут оценивать наше национальное законодательство в этой сфере.

   И кстати, одной из главных наших  целей на сегодня – стать членами FATF, а также еще одного авторитетного объединения финансовых разведок мира – группу «Эгмонт». Я уверен, что 70% успеха всей нашей деятельности зависит от того, как мы интегрированы во всем мире.

   – В нашем обществе достаточно болезненно реагируют на различного рода механизмы контроля. С вступлением в силу закона стоит ли опасаться бизнесменам новой волны проверок?

   – Если предприниматель не занимается преступной деятельностью, то ему вообще не стоит беспокоиться. С началом  действия закона мы будем собирать информацию только о подозрительных операциях, которые прописаны в нормотворческом документе. Новая система основывается на взаимодействии между специальными подотчетными субъектами финансового мониторинга и Комитетом по финансовому мониторингу и соответствующими правоохранительными органами.

   Причем  к субъектам финансового мониторинга  относятся банки, биржи, страховые (перестраховочные) организации, НПФ, нотариусы, адвокаты и другие. Они в соответствии с  принципом «знай своего клиента» будут осуществлять проверку клиентов, включающую в себя идентификацию участников операции и установление предполагаемой цели, характера деловых отношений, и самостоятельно представлять в уполномоченный орган сведения и информацию об операциях своих клиентов в случаях, когда совершаются операции подозрительные или соответствующие суммам, превышающим определенные границы.

   – А если какой-либо банк, желая сохранить  клиента, утаит факт проведения той или  иной операции? Как  вы сможете это  проверить?

   – Схема такова, что информацию мы получаем не только от одного источника – минимально из трех. Предписания закона должны быть для всех. Более того, в нашей компетенции – сообщить о таком факте, скажем, в Агентство по финансовому надзору. Затем уже последуют соответствующие действия, вплоть до приостановления действия лицензии.