Доклад Министра финансов Б.Т. Султанова на вcтрече с населением

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Доклад Министра финансов Б.Т. Султанова на вcтрече с населением




Уважаемые участники встречи!

Сегодня я готов отчитаться перед Вами о проведенной Министерством финансов работе. Как вам известно, Президентом Республики Казахстан поставлена задача - сформировать подотчетное перед населением государство.

Накануне сегодняшней встречи Министерство финансов отчиталось перед Общественным советом, который является не «молчаливым» наблюдателем, а активным органом, осуществляющим общественный контроль за нашей профессиональной деятельностью.

Мы открыты и максимально прозрачны обществу в области проводимых реформ, направленных на повышение благосостояния граждан.   

Уверен, что сегодняшняя наша встреча пройдет в форме открытого диалога, которая позволит нам обсудить все, что вас интересует, и каким образом Министерство финансов, по мнению граждан, должно взаимодействовать с населением.

Я расскажу о деятельности Министерства финансов, его текущих задачах и направлениях на перспективу. Министерство финансов играет огромную роль и его задачи обширны, начиная от сбора налогов до финансирования расходов.

В сферу работы входят вопросы казначейства и банкротства, таможни и налогов, финансового мониторинга и бухучета, аудита и госзакупок, госимущества и многое другое.

Министерство финансов также активно участвует в реформах, совершенствовании законодательства, реализации антикризисных мер и поручений в свете «100 шагов» Плана Нации, по которому за ведомством закреплена реализация 8 конкретных шагов.

* * *

Как видно, деятельность многоплановая и сложная, поэтому позвольте сгруппировать работу в
пяти основных блоках:
1. Бюджетная стабильность, 2. Финансовая дисциплина, 3. Управление активами, 4. Оказание госуслуг, 5. Развитие финансовых рынков.



ПЕРВЫЙ БЛОК: бюджетная стабильность.

Это требование обеспечивается рядом мер. Это правильное составление бюджета, включая прогнозирование доходов и умелое распределение расходов. Здесь важно также своевременно корректировать бюджет, что актуально для быстрого реагирования на кризис. Это меры по укреплению доходов бюджета. Это бесперебойная работа казначейства без кассовых разрывов. Это результативное освоение расходов. И вопросы долговой устойчивости бюджета.

Все это вкупе определяет бюджетную стабильность страны. Позвольте раскрыть уже сделанные практические шаги в данном направлении и наши дальнейшие планы.

Во-первых, по составлению бюджета. В прошлом году размер республиканского бюджета составил чуть более 7 трлн.тенге, а в текущем году достиг 8,3 трлн.тенге. Таким образом, бюджетные расходы растут вопреки экономическим перепадам, контрциклически поддерживая экономику. При этом дефицит не превышает безопасных 3%ВВП.



В прошлом и в текущем годах бюджет претерпел неоднократные изменения. С одной стороны, необходимо было реагировать на снижение внешней конъюнктуры, сокращать ненужные расходы, которые не генерируют рост экономики. С другой стороны, надо было сохранить и даже увеличить социальные обязательства. Одновременно, по поручению Главы государства, в бюджет были включены антикризисные меры программы «Нурлы жол» за счет Национального фонда.

Всего в прошлом году в 7-триллионном бюджете ревизии и пересмотру подвергся почти 1 трлн.тенге, из них сокращено 840 млрд.тенге и на новые меры направлено 167 млрд.тенге.

В текущем 2016 году было в короткое время проведено раннее уточнение бюджета. Уже в марте месяце было открыто финансирование по новому антикризисному пакету мер. Это новые вливания в экономику. Одновременно были ускорены госзакупки – их теперь можно объявлять заранее, не дожидаясь открытия финансирования. Упрощены бюджетные процедуры и введено казначейское ручное управление. Все это вкупе позволяет быстро проводить новые финансы в экономику.



В настоящее время вырабатываются новые подходы в бюджетировании. Упор будет делаться на достижение большего   эффекта за меньшие деньги.

Это будет делаться за счет элементов ГЧП, госгарантий и поручительств. А также по отдельным проектам будет применена сервисная модель финансирования – оплата будет не единовременная, а в течение нескольких лет. Таким образом, бизнес получит больше заказов, и одновременно разгрузится бюджет.

Другая новация – перевод планирования бюджета на метод начисления. Сейчас метод кассовый – сколько поступило, столько и тратим. Метод начисления даст ответы на вопросы, хватит ли денег в будущем, эффективны ли сейчас расходы и можно ли увеличивать долги?

Эти подходы воплотятся в новом Бюджетном кодексе.

Во-вторых, по укреплению доходной части бюджета.

       Несмотря на внешние факторы план по доходам 2015 года был перевыполнен на 330 млрд.тенге. Таким образом, не допущено снижение доходов бюджета.



В отчетном году был реализован ряд мер для укрепления доходной части страны. Снижена недоимка, повышена точность и результативность проверок с переносом внимания на анализ деклараций, увеличен легальный импорт и внедрен зеленый коридор на таможне.

Также создаются благоприятные условия для добросовестного бизнеса, и укрепляется профилактика «серых» схем. Сегодня развитие информационных систем позволяет отойти от повсеместных проверок на анализ денежных потоков по всей экономике для выявления узких мест. В прошлом году были проанализированы потоки почти на 4 трлн.тенге и выявлено 75 млрд.тенге недоплаты налогов. И это сделано без выхода на проверку.

В этом году масштабы такой аналитической работы будут расширены.

За 2015 год по налоговым и таможенным проверкам взыскано 24 млрд.тенге, выявлено более 2,5 тыс. лжепредпринимателей, возмещено
60 млрд.тенге
ущерба, изъято 3 200 поддельных купюр, арестовано при обналичивании 3 млрд.тенге и выявлено 32 подпольных казино.

В этом году Министерством финансов будет разработана Карта профилактики лжепредпринимательства, чтобы не только бороться с последствиями, но и защищать честный бизнес.

Другим важным шагом является переход на всеобщее декларирование доходов. Предполагается постепенный переход в два этапа: сначала декларации сдадут госслужащие и работники госсектора (с 2017г.), а затем через 3 года - остальное население (с 2020г.).

Всеобщее декларирование позволит достичь справедливого налогообложения: чем больше доходов граждан оно охватит, тем больше налогов поступит в бюджет, меньше доходов – меньше бюджет и поддержка за счет уменьшений и налоговых вычетов по обучению, лечению, ипотеке и др. Реальная картина благосостояния позволит выстроить точечную систему соцподдержки.

Инфраструктура подготовлена. Формы деклараций простые, и для большинства населения без сверхдоходов и крупных приобретений декларация ограничится 1 листом.

В-третьих, по обеспечению казначейской наличностью.

Необходимо не только правильно спрогнозировать доходы и эффективно спланировать расходы. Система должна работать бесперебойно «здесь и сейчас»: постоянно поступают доходы, производятся расходы и не должно быть разрыва кассы.



Необходимо также контролировать долги, кредиты, ценные бумаги и т.д. Это ежедневная огромная работа, которую не видно снаружи.

Средний денежный приход в казну и расход составляют по 30 млрд тенге в день. В год обрабатывается 8 млн платежей. Это, если платежи сложить стопкой, получился бы столб высотой в 8 Байтереков. Это образно, т.к. все платежи у нас, естественно, оформляются в электронном виде.

В-четвертых, по результативности бюджетных средств.

Расходы республиканского бюджета за 2015 год составили 7 трлн 163 млрд тенге.

По-прежнему социальная сфера является приоритетом. Контрцикличное увеличение бюджета было направлено в первую очередь на увеличение социальных расходов. Их доля в структуре республиканского бюджета увеличилась до 39,4%, или 2,8 трлн тенге, а местных бюджетов до 53,1%, или почти до 2 трлн тенге. Т.е. более трети бюджетных средств направлено на социальную сферу.

Были повышены размеры пенсионных выплат на 9 %, пособия на рождение ребенка выплачены 399 тыс. получателей, оплачены пенсионные взносы для 87 тысяч человек, по уходу за ребенком выданы пособия на полмиллиона детей в малообеспеченных семьях.

Для лучшего исполнения бюджета был инициирован ряд законодательных, организационных и процедурных мер.

Государственные закупки стали проводиться своевременно и полностью в электронном виде. Улучшены процедуры и обеспечено равномерное выделение денег. В Бюджетный кодекс введено новое понятие – неосвоение, что позволило лучше контролировать администраторов.

В результате достигнуто высокое исполнение расходов бюджета - 99,8%, что является наилучшим показателем за все годы.

В 2015 году 9 отраслевых государственных органов обеспечили достижение 241 целевого индикатора.

В-пятых, по долговой устойчивости бюджета.

Управление долгом является важным параметром устойчивости бюджета страны. Для этого в международной практике выработаны пороговые значения безопасности долга. Например, госдолг не должен превышать 60%ВВП, погашение и проценты обслуживания не должны превышать 15% от доходов бюджета.

В Казахстане госдолг на 1 января составил 21,6% к ВВП, а его обслуживание - 9,8% от доходов. Как видно, до пороговых значений далеко.

А по рейтингу «Государственный долг» Казахстан занимает 12 место из 134 стран мира.

Естественно, вопрос долгового управления находится на контроле и согласно текущей бюджетной концепции взят тренд на дальнейшее сокращение дефицита.

ВТОРОЙ БЛОК: финансовая дисциплина.

Это важный блок вопросов. Одной из задач министерства является обеспечение порядка использования бюджетных средств и их контроль, налогово-таможенное администрирование и противодействие теневой экономике.

По контролю бюджетных средств. В 2015 году внутренним контролем было охвачено почти   2,5 трлн. тенге бюджетных средств, или треть бюджета. В результате, устранены нарушения в освоении бюджета и в госзакупках.

На 118 млрд. тенге допоставлены товары/услуги, а в бюджет возращено 2,7 млрд. тенге. По жалобам 381 предпринимателя переназначены конкурсы на 50 млрд. тенге. Сейчас проводится работа по профилактике нарушений и переходу на государственный аудит.

По госзакупкам. В этом году для контроля госзакупок мы внедрили новацию. В течение конкурса, еще до заключения договора, органы внутреннего государственного аудита (финконтроля) через веб-портал «отфильтровывают» все нарушения, где сужается конкуренция. Это защищает права бизнеса на равный доступ к госзакупкам. За полгода охвачено 160 тыс. лотов на 1,3 трлн.тенге закупок. Устранены нарушения на более 200 млрд.тенге.

По налоговой дисциплине. По итогам 2015 года коэффициент добровольности уплаты налогов составил более 97%. Т.е. 97% от всех налогов было уплачено без государственного принуждения (пеня, арест счета и др.). Это достигнуто разъяснениями и взаимодействием. Сегодня работа налоговых органов направлена на помощь бизнесу: мы находим и уведомляем об ошибках в декларациях, а бизнес исправляет и доплачивает налоги без санкций.

По банкротству. В 2015 году количество банкротных дел сократилось (на 5%), при этом выросло число реабилитаций вместо банкротства (на 6%). В ходе обеих процедур погашена задолженность по заработной плате работникам предприятий на суммы свыше 4 млрд.тенге.

В настоящее время разработана концепция по банкротству и восстановлению платежеспособности физических лиц.

Это позволит гражданам, временно испытывающим финансовые трудности, получить передышку и защиту для реструктуризации своих долгов. С другой стороны, банки снизят риски невозврата и улучшат ссудный портфель. Конечно, потребуется найти баланс интересов, чтобы не было злоупотреблений, поэтому законопроект будет разрабатываться в тесной консультации с общественными институтами.

Важным инструментом вовлечения неучтенных средств в открытый финансовый оборот является проводимая в настоящее время легализация.

Сегодня темпы легализации хорошие – узаконено денег и имущества на 1,7 трлн.тенге и еще почти 300 млрд.тенге находится на рассмотрении. Акция продлится до конца года, и ежедневно растет активный интерес населения.

ТРЕТИЙ БЛОК: управление активами.

Этот блок вопросов включает в себя такие важные сферы, как приватизация, прозрачность торгов, дивидендная политика, вопросы холдингов.




Приватизация. Сейчас активно продвигается процесс разгосударствления имущества. Он охватывает как государственную собственность, так и имущество холдингов и СПК.

Это средние и крупные объекты (1056) общей стоимостью около 2-х трлн.тенге. Поэтому мы называем «Вторая волна приватизации», и она рассчитана до 2020 года.

Если целью первой волны приватизации 90-х годов было быстрое создание рыночной экономики, то цель нынешней приватизации – помочь и не мешать частному сектору, устранив государственную монополию там, где развит рынок.

На сегодня в частные руки уже реализовано 274 объекта на сумму 82,5 млрд.тенге. Из них холдинги выручили 67 млрд.тенге.

Другой особенностью «Второй волны приватизации» является выделение очень крупных привлекательных объектов в так называемые Топ-65. По ним применяется особый подход – привлекаются международные независимые консультанты и под каждый объект разрабатывается дорожная карта. Условия здесь будут обсуждаться, и они одинаковы для всех участников.

Всего к 2020 году присутствие государства в экономике страны сократится втрое, до 15%ВВП.



По торгам. Торги проводятся прозрачно и доступно. Для этого создана специальная электронная площадка (gosreestr.kz). Любой желающий (и не только участник) может посмотреть итоги торгов, цены, предстоящие планы, характеристики объектов. Участвовать в торгах или просто смотреть результаты можно через интернет, через смартфоны.

В 2015 году торговая площадка получила международное признание, заняв 1- е место на конкурсе в Женеве (аналог «Оскара» в сфере ИТ)

Сегодня функционал торговой площадки расширяется – через портал, помимо госимущества, реализуются конфискат, активы банкротов, а также сдается в аренду имущество. На площадке встречаются более 18 тыс. участников. Частный бизнес, предприниматели пользуются площадкой, продавая на ней свое имущество. Таким образом, Министерство финансов и с этой позиции способствует развитию конкуренции и предпринимательства.

По дивидендной политике. Сегодня в государственной собственности (включая коммунальную) находятся почти 7000 предприятий (госпредприятия, АО, ТОО). Из них 409 входят в республиканскую собственность, контролируемую Минфином.

Министерство финансов обеспечило поступление 46 млрд.тенге от предприятий республиканской собственности в виде дивидендов и перечисления доходов.

ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК: оказание госуслуг.

Министерство финансов оказывает широкий спектр государственных услуг и непосредственно населению, и бизнес-сообществу, и государственным структурам.

       Услуги оказываются на уровне налоговых, таможенных вопросов, государственных закупок, проведения платежей, лицензирования различной деятельности, аудита и другое.

       Всего стандартизировано 59 услуг, из которых 34 оказываются в электронном виде.

       Среди услуг, оказываемых в системе Министерства финансов, наиболее востребованными и массовыми являются налоговые и таможенные услуги.

Здесь приоритетом является удовлетворенность общества доступностью и качеством. Поэтому акцент делается на перевод в электронный формат, сокращение времени и документов и расширение пунктов оказания услуг.

Например, доля электронной налоговой отчетности составляет 94% (6 млн. деклараций в год). Для простоты уплаты налогов сокращены коды с 215 до 96.

Среднее время таможенного оформления сокращено с 6-ти до 3-х часов, а также сокращено количество документов для импорта (с 12 до 4) и экспорта (с 10 до 3).

Согласно опросам, удовлетворенность общества налоговыми услугами достигла 88% (в 2007 году было 51%).

Часть услуг мы планируем передать в бизнес. Например, налоговые проверки малого предпринимательства можно отдать частным аудиторам. Таким образом, бизнес будет проверяться бизнесом.

Второй по востребованности услугой является организация государственных закупок. В последние годы реформированы и законодательство, и техническая среда. Работает портал электронных госзакупок. Во главу угла поставлены быстрота и конкуренция. За прошлый год число участников закупок возросло на 32 тыс. (стало 211тыс.), а объемы сумм возросли на 1 трлн.тенге (стало 2,3 трлн.тенге).

Каждый гражданин имеет право на информацию о том, как приходят деньги в казну и как они тратятся. Это мы называем прозрачность бюджета. С 2008 года, помимо стандартных отчетов, мы публикуем особый бюджет для граждан. В международном рейтинге «Открытый бюджет» Казахстану присвоен    51 балл, это хороший уровень (как у ряда восточно-европейских стран).



С этого года мы планируем размещать не только отчеты об исполнении, но и выставлять проект республиканского бюджета для общественного обсуждения и обратной связи.

Качество оказания услуг зависит от квалификации кадрового состава системы Министерства финансов. Всего в нашей системе трудится 18 794 человека. 35% руководителей всех звеньев составляют женщины.

Внутренняя кадровая политика основывается на преемственности и взращивании персонала (меритократия). За истекший год 6 304 работника прошли обучение. Из 287 назначенных руководителей 2/3, или 192 начинали работу с низов, остальные – приняты из других органов.

ПЯТЫЙ БЛОК: развитие финансового рынка.

Помимо государственных финансов наше министерство является активным участником в общих финансовых процессах. Это сферы бухгалтерского дела и аудита, рынка ценных бумаг, а также вопросы трех фондов – Нацфонда, ЕНПФ, фонда проблемных кредитов, – которые определяют конфигурацию финансового рынка страны.

По бухучету. Предприятие, желающее привлечь деньги, должно доказать инвестору свою финансовую состоятельность и перспективу. Такую правдивую картину может показать только правильно составленная бухгалтерская отчетность. Поэтому важно не только внедрить стандарты бухучета, но и контролировать их соблюдение.

Министерство финансов разрабатывает стандарты, сертифицирует бухгалтеров и организует работу аудиторов. Вся отчетность публичных компаний собирается на специальном портале (депозитарий финансовой отчетности), его уже посетили почти 3 млн.пользователей.

       По рынку ценных бумаг. Министерство финансов является эмитентом на финансовом рынке. Мы выпускаем и продаем долговые ценные бумаги Единому пенсионному фонду, банкам и другим участникам биржи. Мы создаем ориентир по процентам для фондового рынка. Бумаги Министерства финансов – самый надежный и качественный инструмент. Более половины (54%) выпушенных Минфином ценных бумаг приобрёл Единый пенсионный фонд. Также в настоящее время идет обсуждение вопроса о повышении доходности пенсионных накоплений.

По Национальному фонду. На конец мая т.г. активы Нацфонда составляют 65,5 млрд.долл США. Министерство финансов обеспечивает сбор нефтяных налогов в фонд, контролирует зачисление и расходование, а также взаимодействует с Национальным Банком, который управляет активами Нацфонда.



В настоящее время разрабатывается новая Концепция Национального фонда, в которой будут конкретизированы размеры трансфертов из фонда, ставки инвестирования, структура портфеля и другое. Это не только повысит сохранность и прибыльность Национального фонда, но и укрепит бюджетную систему в целом.



Все указанные задачи сводятся в два магистральных направления:

первое – содействие в обеспечении финансовой безопасности,

второе – повышение качества госуслуг.

Это две главные цели Стратегического плана Министерства финансов. По этим двум главным направлениям общая оценка составила 84,45 балла. Это почти на 10 баллов выше 2014 года (было 75,5).Однако у нас есть потенциал и резервы для дальнейшего улучшения показателей. Это будет учтено в нашем плане на 2017 год.

Таким образом, по итогам 2015 года улучшено исполнение как по линии освоения бюджета министерства, так и с позиции оценки стратегических достижений.

Я готов более подробно ответить на интересующие Вас вопросы и выслушать конструктивные предложения по улучшению работы.

Пресс-служба Министерства финансов РК


Рассказать друзьям:

Возврат к списку