Депутаты подняли вопрос лжепредприятий

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Депутаты подняли вопрос лжепредприятий



На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Генеральному Прокурору РК Асанову Ж.К., министру Национальной экономики РК Бишимбаеву К. В., министру финансов РК Султанову Б. Т. обратился депутат Парламента Аманжан Жамалов:

«В настоящее время в РК налогоплательщики находятся под страхом в одночасье оказаться «нарушителями» и «злостными» неплательщиками налогов и попасть под санкции налоговых органов за сделки, заключенные ими с компаниями, признанными позднее лжепредпринимательскими. Такие сделки признаются фиктивными на основании приговора суда в отношении лиц, признанных лжепредприятиями.

Контрагенты таких лжепредприятий, зачастую, не были даже сторонами этих судебных разбирательств, не фигурировали в решении судов и не знали о принятом решении и поэтому не имели возможности его оспорить в части своих сделок, хотя они могли быть фактически выполнены. Налоги, уже зачтенные по таким сделкам (даже фактически осуществленным), вновь начисляются к оплате. Кроме того, на доначисленные с момента заключения таких сделок налоги начисляются пеня и административные штрафы.

В связи с этим 1 января 2015 года были приняты и вступили в силу изменения и дополнения в подпункт 2 статьи 115 НК РК, требующие от налоговых органов доказательств фиктивности каждой сделки отдельно через суд для исключения затрат контрагентов по НДС и КПН. Данная поправка резко снизила применение вышеназванной статьи НК РК в отношении лжепредприятий.

Так, за период с 2009 по 2015 годы всего было вынесено 273 судебных актов всех уровней со ссылкой на подпункт 2 статьи 115 НК РК, а с 2015 года практически таких решений уже не выносилось. Но в настоящее время Налоговый комитет нашел оригинальный способ обойти данные поправки. Этот метод сводиться к простому признанию недействительной регистрации юридических лиц - лжепредприятий через суд в соответствии со ст. 49 ГК РК, что позволяет им заменить сложный порядок доказательства недействительности сделок, предусмотренный в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательстве.

При этом сам факт лжепредпринимательства предварительно не доказывается в процессе уголовного производства.

Таким образом, просто проводится одно заседание суда с участием налогового органа об отмене регистрации юр. лица, и все сделки автоматически признаются недействительными.

Согласно статье 49 ГК РК, суд может признать недействительной регистрацию юр.лица только в связи с допущенными нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Об этом же говорится и в Нормативном постановлении ВС РК №1 от 27.02.2013 года «О судебной практике применения налогового законодательства».

Но на сегодня суды повсеместно указывают при признании незаконной регистрации юридических лиц, нарушения, носящие как раз устранимый характер: отсутствие по юридическому адресу, отсутствие сформированного капитала, либо его доли, не сдача налоговой отчетности, не уплата налогов и иных сборов, и.т.д.

Таким образом, сомнения в законности вызывают уже непосредственно судебные акты, признающие регистрацию юридических лиц незаконной. Кроме того, порядок ликвидации юридического лица установлен статьёй 50 ГК РК, где в пункте 10 указано, что «Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров».

На практике такая ликвидация производится с момента принятия соответствующего судебного акта, а не с момента его государственной регистрации. У меня на сегодняшний день есть обращения 65 предпринимателей и юридических лиц, с жалобой на неправомерные действия налоговых органов по начислению корпоративного подоходного налога по сделкам с поставщиками, чья регистрация в последующем была признана недействительной.

И я с тревогой хочу отметить, что поднимаемые в данном запросе проблемы стали носить системный характер. В свете этого считаю необходимым неукоснительное соблюдение государственными органами законов и нормативно- правовых актов, регламентирующих признание лжепредприятий таковыми и их ликвидацию, а так же связанных с этим вопросов налогового урегулирования.

Государственные органы должны строго придерживаться незыблемого принципа, установленного в пункте 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, который гласит: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод». А так же прошу органы Прокуратуры провести соответствующую проверку уполномоченных органов по применению норм налогового и гражданского законодательства на их законность и правомочность в целях выработки единой практики их применения».



Пресс-служба Мажилиса Парламента Республики Казахстан



Рассказать друзьям:

Возврат к списку

Темы месяца
Пилотный проект по СНТ в 2021 году

C 31 декабря 2020 года по подакцизной продукции, по товарам, по которым электронные счета-фактуры подлежат выписке посредством виртуального склада, а также по импортно-экспортным операциям в Рамках ЕАЭС.