Бизнес с соседними странами: что важно знать о рынках Кыргызстана и Китая

576

Глава группы компаний «Учёт» и председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы Максим Барышев принял участие в международном бизнес-форуме в Кыргызстане. В ходе мероприятия предприниматели делились опытом, историями компаний, лайфхаками по ведению бизнеса. После поездки Максим Барышев рассказал о своих выводах в авторской программе «У нас — учёт» на радио Business FM, сравнил заграничные рынки и тенденции развития бизнеса в соседних странах.

Китай

Китай все привыкли считать огромным потребительским рынком с большим населением. Но считать, что Китай остро нуждается в импорте продукции — большое заблуждение. Сейчас эта страна производит больше, чем потребляет. При этом то, что производят, они реализуют на внутреннем рынке — сами и потребляют. За границу они продают то, что остаётся.

Чтобы вести бизнес с Китаем, нужно понимать специфику этой страны, менталитет её жителей. Только китайцы знают, что нужно Китаю. Есть непопулярные цвета, цифры, дизайн и прочее — можно не угадать. Сложно вести бизнес на рынке еды и напитков. У них совсем другие вкусы и предпочтения. Местные поставщики могут быть успешны в СНГ, но в Китае их продукция окажется ненужной.

Однако китайцы любят все натуральное, такой товар они будут с удовольствием покупать. Важно найти выход на китайский рынок: производить здесь и продавать там.

Китай также славится наличием стартапов. Кыргызстан сейчас становится маленьким Китаем: открывается множество стартапов, которые выходят на зарубежные рынки, в том числе в Казахстан.

Кыргызстан

Вектор развития киргизского бизнеса сейчас направлен на Узбекистан: их предприниматели пробуют открываться у соседей. Казахстану стоит поднажать в этом плане. Наши предприниматели, бывает, думают так: если выходить на зарубежный рынок, то нужно сразу иметь миллион чистой прибыли. В противном случае — риски большие, мы туда не пойдём.

Киргизы относятся к этому на иначе. Они идут на зарубежный рынок, чтобы сначала получить там опыт, испытать силы, а потом начинают зарабатывать деньги — это западное долгосрочное предпринимательское мышление.

На рынок Киргизстана можно выходить с небольшими инвестициями, можно начинать с низкого старта.

Тем не менее в Кыргызстане и Узбекистане вести бизнес сложнее, чем в Казахстане. Если открыть кафе здесь, то будет много посетителей и хорошая маржинальность. В Кыргызстане прибыльность будет ниже, так как меньше людей, ниже уровень заработных плат. Но это не касается международных проектов или франшиз. Если затрат на выход в другую страну не так много: например, только маркетинг, — то тогда имеет смысл открываться там.

Есть свои риски для бизнеса. Есть контрабанда, с ней недостаточно борются в стране, хотя есть шансы снизить её до минимума. Из-за того, что Казахстан с Киргизией находятся в одном экономическом пространстве, контрабанда, поступающая к ним из Китая, идёт к нам.

В Кыргызстане сильные IT-команды, которые живут в внутри страны, но работают в мировых масштабах. Кроме того, наши соседи умеют брать на себя риски, не боятся ничего, бизнес открывают довольно легко — им присущ авантюризм.

Они умеют организовать сервис на хорошем уровне, там приятно посещать общественные места. У них хороший отбор сотрудников, высокий уровень ответственности и честное отношение к себе. Они любят свое дело, а у нас многие ведут бизнес только ради прибыли.

При выходе на рынок Киргизии важно просчитать объемы рынка, глобальных партнеров. Это могут быть как частные компании, так и квазигоссектор. Можно выходить на рынок по модели ГЧП (государственно-частного партнерства), которое есть и в Казахстане.

«В скором времени „Учёт“ также можно будет увидеть в Киргизии. Мы планируем выйти на соседний рынок уже в этом году», — сообщил Максим Барышев.


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено