Что мешает государственному служащему представлять ежегодную налоговую декларацию в электронном виде?

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Что мешает государственному служащему представлять ежегодную налоговую декларацию в электронном виде?

Мадина МУРАТ. Начальник отдела разъяснения налогового законодательства Налогового департамента по г. Астана

Мадина МУРАТ

начальник отдела разъяснения налогового законодательства Налогового департамента по г. Астана

«Что мешает государственному служащему представлять ежегодную налоговую декларацию в электронном виде?»

Сегодня, такое понятие как «Электронное правительство» не вызывает такого удивления как это было вначале пути, тем более для государственных служащих. Правительством на протяжении последних лет активно проводится работа по внедрению государственных электронных услуг. Примеру этому служит принятые в 2004 году Государственная программа формирования «электронного правительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы», а также в 2007 году Программа развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008 - 2010 годы.

В рамках электронного правительства налоговые органы Республики Казахстан оказывают государственные электронные услуги, благодаря которым многие налогоплательщики успешно представляют налоговую отчетность в электронном виде.

Учитывая темпы развития электронных услуг международное сообщество в лице ООН присвоило Казахстану по глобальной готовности к «е-правительству» 46 место по итогам 2009 года среди 192 стран, подняв на 35 позиций в сравнении с 2008 годом, опережая партнеров по таможенному союзу.

Наряду с такими глобальными задачами по внедрению в массы электронных услуг, успехами в глазах международного сообщества, статистика принятых декларации от государственных служащих столицы за 2009 год вынуждает задать резонный вопрос: «Что мешает государственному служащему столицы, который владеет компьютерной грамотностью, оснащен компьютером, представлять декларацию в электронном виде?».

Государственные служащие на основании Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» обязаны ежегодно представлять Декларацию по индивидуальному подоходному налогу и имуществу (за 2009 год ф. 230.00) в налоговые органы по месту жительства в срок не позднее 31 марта следующего за отчетным годом. Соответственно, это целый пласт людей, которые должны первыми интересоваться новшествами в сфере облегчения процедуры сдачи ежегодной декларации.

Но, как бы не красиво все это звучало, к сожалению, факты говорят сами за себя, из 44 713 (сорок четыре тысячи семьсот тринадцать) принятых декларации от государственных служащих в Астане за 2009 год, в электронном виде представили лишь 14 % (процентов). Тогда как остальные 86 % (процентов) продолжают представлять декларации на бумажном носителе, что, в конечном счете, приводит к большим затратам трудовых ресурсов налоговых органов и недовольству самих же государственных служащих, вследствие образующихся очередей в Центрах приема отчетности налоговых управлений.

Если говорить о финансовых затратах, то при сдаче в электронном виде затраты формирует только по оплате за Интернет (в случае отсутствия Интернета на рабочем месте, как правила это бывает редко), тогда как для сдачи на бумажном носителе государственный служащий несет затраты на приобретение бланков, расходы на проезд в налоговые органы.

Кроме того, представление декларации в электронном виде через личный виртуальный «Кабинет налогоплательщика» имеет ряд преимуществ, в виде: возможности сдачи, просмотра налоговой отчетности и получения справки о сдаче декларации в любом удобном месте при наличии Интернета. К примеру, пребывая в городе Астана можно отправить декларацию в электронном виде в налоговый орган, находящийся по месту жительства любого населенного пункта Казахстана.

Процедура непосредственной отправки налоговой декларации через Виртуальный «Кабинет налогоплательщика» по моему личному опыту сдачи декларации за 2009 год - заняла не более 15 минут. При этом конечно, я собрала все необходимые документы: справку о заработной плате с места работы, выписку с пенсионного фонда и т.д. Итак, проведя предварительный анализ можно сделать верный выбор: 15 минут работы за компьютером (в это время входит заполнение и отправка декларации, распечатка уведомления об отправке декларации, которое пришло через 3 минуты) либо время, затраченное на проезд в налоговое управление по месту моего проживания, отстаивание в очереди.

В свою очередь, налоговыми органами столицы проводилась активная агитационная работа по привлечению всех государственных служащих к сдаче декларации в электронном виде через средства массовой информации, а также в адрес всех министерств и ведомств были направлены соответствующие разъяснительные письма. Как показала практика шквал звонков на справочные телефоны, которые функционировали с 5 января по 1 апреля текущего года, также не принес существенных результатов.

Говоря языком цифр по итогам 2009 года, в разрезе местных исполнительных органов Астаны, был проведен анализ и выведен удельный вес принятых декларации в электронном виде к общему количеству работников данных органов. Как мы можем наблюдать из нижеприведенной таблицы из 20 органов:

§ у 13 указанных органов показатель равен нулю, то есть работники данных учреждений, вообще не представляли декларации в электронном виде,

§ удельный вес работников, представивших декларацию в электронном виде, по оставшимся 8 органам варьируется всего от 0,3 % до 11,1%.

№ п/п

Наименование учреждения

Удельный вес

1

Управление энергетики и коммунального хозяйства г. Астаны

11,1

2

Управление занятости и социальных программ г. Астаны

9,1

3

Управление по развитию языков г. Астаны

4,5

4

Управление жилья г.Астаны

3,8

5

Управление внутренней политики г. Астаны

3,3

6

Управление предпринимательства и промышленности г.Астаны

2,6

7

Управление финансов г.Астаны

1,4

8

ДВД по г.Астана, УДП, ППП, П по ОПУ, П по ОДК, ЦОУ, ЦКС, ЛОВД, ЦДВДТ,РУВД.

0,3

9

Маслихат г.Астаны

0

10

Управление архивов и документации г.Астаны

0

11

Управление архитектуры и градостроительства г.Астаны

0

12

Управление здравоохранения г.Астаны

0

13

Управление земельных отношений г.Астаны

0

14

Управление культуры г.Астаны

0

15

Управление образования г.Астаны

0

16

Управление пассажирского транспорта г.Астаны

0

17

Управление по реализации разовых талонов г. Астаны

0

18

Управление природных ресурсов и регулирования г.Астаны

0

19

Управление строительства г. Астаны

0

20

Управление туризма и спорта г.Астаны

0

21

Управление экономики и бюджетного планирования г.Астаны

0

В заключение хотелась бы отметить, что никто иной, как государственный служащий, представляющий интересы государства, должен стоять на передовой и способствовать развитию государственных программ.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

сайт Налогового департамента по г. Астана: www.astananalog.kz


Рассказать друзьям:

Возврат к списку