Учёт

Брифинг Генеральной прокуратуры по защите прав субъектов предпринимательства

2155
Органами прокуратуры продолжается работа по защите прав субъектов предпринимательства, пресечению фактов неправомерного вмешательства контролирующих структур в их деятельность, устранению незаконных барьеров для реализации бизнес-инициатив.
Проверкой Генеральной прокуратуры в Комитете по техническому регулированию и метрологии установлено, что территориальные подразделения данного ведомства при выдаче сертификата о происхождении товара со ссылкой на противоречащий законодательству приказ Министерства индустрии и торговли необоснованно требовали от предпринимателей Соглашение о сотрудничестве с уполномоченным органом в области технического регулирования. По протесту Генеральной прокуратуры ущемляющий права бизнесменов незаконный приказ отменен.

Комитетом допущены сотни фактов неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии с законодательством проверка соблюдения технических регламентов может проводиться лишь на основании поступивших заявлений и сообщений. Между тем, Комитетом проведено около 200 таких проверок на плановой основе. К примеру, в городе Алматы незаконно проверены испытательные лаборатории ТОО «Глобал Тест», ТОО «Асфальтобетон 1», ТОО «Т-Стандарт» и другие.
В целом, по итогам проверки в Комитете по техническому регулированию и метрологии и его территориальных подразделениях органами прокуратуры внесено 74 представления об устранении нарушений законности, принесено 4 протеста, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 100 лиц, 6 материалов направлены в органы уголовного преследования для принятия процессуального решения.
По результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Министерством индустрии и новых технологий в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям, приняты 6 нормативных правовых актов в области технического регулирования, в том числе Правила разработки и утверждения государственных стандартов, классификаторов технико-экономической информации.


***


Генеральной прокуратурой в порядке надзора установлено, что недостаточная и несвоевременная правовая регламентация разрешительных процедур на хранение и реализацию нефтепродуктов стала причиной необоснованного вмешательства правоохранительных органов в деятельность предпринимателей, владеющих автозаправочными станциями, и их уголовного преследования.
В связи с введением 8 августа 2007 года в действие Закона «О лицензировании» деятельность по эксплуатации объектов хранения нефтепродуктов, а также прием, слив, налив, хранение, отпуск легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных и горючих газов стали лицензируемыми. В то же время подзаконные акты, устанавливающие механизм выдачи лицензии, вступили в силу лишь 9 сентября 2008 года.
Таким образом, в период с августа 2007 года по сентябрь 2008 года предприниматели по не зависящим от них причинам не могли получить лицензию на названный вид деятельности.
Кроме того, новый Закон «О лицензировании» не обязывал лиц, ранее на законных основаниях занимавшихся реализацией ГСМ и эксплуатацией АЗС, приостанавливать свою деятельность до получения лицензии.
Несмотря на это, правоохранительными органами возбужден ряд уголовных дел в отношении предпринимателей, занимающихся реализацией ГСМ на автозаправочных станциях, за безлицензионную деятельность (статья 190 УК РК), осуществляемую с августа 2007 года.
В действиях лиц, ранее владеющих действующими на законных основаниях АЗС и которые после установления всех правовых механизмов получили лицензию на осуществление деятельности в сфере хранения и отпуска нефтепродуктов, отсутствует умысел на осуществление незаконного предпринимательства, т.е. состав преступления, предусмотренного статьей 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
В этой связи территориальным прокурорам поручено провести ревизию всех уголовных дел, возбужденных в 2009-2010 годы по фактам безлицензионной деятельности, связанной с эксплуатацией АЗС, и принять меры по защите предпринимателей от незаконного вмешательства правоохранительных органов.
Кроме того, в целях выработки предложений по совершенствованию уголовного законодательства по вопросам привлечения к ответственности за незаконное предпринимательство, распоряжением Генерального Прокурора образована межведомственная рабочая группа. В ее состав вошли представители правоохранительных и судебных органов, а также союза «Атамекен». О результатах работы данной группы общественность будет информирован дополнительно.


***


Одним из основных направлений прокурорского надзора является обеспечение законности судебных актов. При этом приоритетом надзора в данной сфере также является защита прав, свобод и законных интересов наших граждан.
К примеру, Генеральной прокуратурой путем принесения надзорного протеста на решения судов Карагандинской области защищены права Жаксилыковой, являющейся вдовой Омарова, погибшего в 2008 году в результате взрыва на шахте «Абайская».
Установлено, что судами первой и апелляционной инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявления Жаксилыковой об установлении факта нахождения на иждивении умершего супруга. Это было необходимо для получения отдельных социальных выплат. По протесту Генерального Прокурора надзорной коллегией Верховного Суда решения нижестоящих судов отменены и вынесено новое решение об удовлетворении заявления Жаксилыковой A.M.
Аналогично этому, по протесту Генерального Прокурора Верховным Судом отменено необоснованное решение надзорной коллегии Актюбинского областного суда об отказе в удовлетворении заявления Панарина о признании незаконным постановления акимата г. Актобе, лишающего его права собственности на магазин. Нарушенные конституционные права Панарина восстановлены в полном объеме.

Пресс-служба Генеральной прокуратуры Республики Казахстан