Учёт

Бизнес-сообщество категорически не приемлет ограничение выписки ЭСФ

1990

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с Комитетом государственных доходов провела обсуждение очередных поправок в Налоговый кодекс, в котором приняли участие предприниматели и представители региональных палат НПП, сообщает Учет.kz

По введению ограничения выписки электронных счетов-фактур, для которого КГД разработана отдельная статья, бизнес-сообщество выражает консолидированное мнение: дополнения прежде всего осложнят жизнь добросовестным предпринимателям, которым придется доказывать свою невиновность. Кроме того, новшества приведут к ухудшению в части камерального контроля по ЭСФ.

Комитет государственных доходов гарантирует: норма не будет покрывать «ковровыми» ограничениями весь бизнес, работа не остановится, принципы обжалования и защиты соблюдены. В ведомстве уверены: четыре года Пилотного проекта должны завершиться дополнениями в Налоговый кодекс. Таким образом, настаивают в КГД, будет выполнено поручение Главы государства по снижению доли теневой экономики.


«По результатам пилота мы установили, что 8,5 тыс. налогоплательщиков занимались выпиской фиктивных счетов-фактур на сумму рискового оборота почти в 6,4 трлн тенге. Почти 2 тысячи компаний – мы признали регистрацию недействительной либо признали сделки недействительными на общую сумму рискового оборота на один триллион тенге», – объяснил Муратбек Мусин, директор департамента КГД Министерства финансов РК.


По данным представителей КГД, почти 80% заблокированных предпринимателей не пришли доказывать свою невиновность, а значит, могут считаться фирмами-однодневками. Достоверность этих данных вызывает у бизнеса вопросы - публичных обсуждений результатов эффективности незавершенного пока Пилотного проекта не было.


«Ваша работа с регионами показывает, что вы можете месяцами держать заблокированной выписку ЭСФ или долго открывать. У вас взаимодействие с регионами не на должном уровне.  Информация, которую вы получаете, может быть нарисованной, и вы ее не анализируете. Так ли на самом деле, отрабатывают ли регионы до конца? Выявляется это все после обжалования в судах первой, второй инстанций; когда доходит до Верховного суда и получаете отказы, выясняется, что налогоплательщик добросовестный, и он был прав. Но до этого момента пройдут не только месяцы, но и годы, бизнес потратит и нервы, и время, и деньги», – заявил налоговый консультант Файзирахман Миянов.


В Нацпалате очередные поправки считают ухудшающими - в части ограничения выписки ЭСФ и введения нового способа обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства в виде «ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур».  Суть их заключается в том, что ограничение выписки ЭСФ по усмотрению КГД повлечет начисление налогоплательщикам налога на добавленную стоимость, а в случае неисполнения налоговых обязательств будет применен новый предлагаемый способ обеспечения исполнения налогового обязательства, последует принудительное взыскание налоговой задолженности.


«Предприниматели не должны доказывать свою невиновность! Презумпция невиновности в Налоговом кодексе не действует. Пока судом не доказано, что предприятие виновно, предприниматель не должен бегать и доказывать кому-либо, кроме суда, что он добросовестный», – отметила  Наталья Кузнецова из Ассоциации упаковщиков Казахстана.

В НПП подчеркивают: предлагаемые поправки направлены на то, чтобы лишить налогоплательщика права на судебную защиту. В итоге камеральный контроль превращается в инструмент административного принуждения налогоплательщика к выполнению требований налоговых органов. Хотя камеральный контроль – инструмент добровольного исполнения обязательств.


«Если по действующим положениям камерального контроля уведомления направляются налогоплательщикам с высокой степенью риска, то после поправок «письма счастья» будут получать налогоплательщики со средней степенью риска. Уведомлений по результатам камерального контроля станет гораздо больше. Увеличится круг подозреваемых в совершении налоговых правонарушений, преследовать станут чаще», – прокомментировал Тимур Жаркенов, заместитель председателя правления НПП «Атамекен».


Поправки в Налоговый кодекс вносятся по поручению Главы государства, чтобы снизить долю теневой экономики и усилить борьбу с фирмами-однодневками, выписывающими фиктивные счета-фактуры.

По данным КГД, ограничение выписки ЭСФ наложено на 10,8 тыс. налогоплательщиков с суммой рискового оборота в 7 трлн тенге. Информации, какое количество ограничений наложено ошибочно, нет, как и не прописана ответственность налоговиков по фиктивным обвинениям. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» вновь обращает внимание государственных органов на системный подход к изменению налогового законодательства и предлагает систематизировать все предложения в рамках формирования Концепции налоговой политики.

Ранее мы публиковали, какие поправки были внесены в Налоговый кодекс РК.