Учёт

Без участия общества нельзя победить коррупцию

674

Базовые направления политики противодействия коррупции на современном этапе развития определены Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050», Плане Нации «100 конкретных шагов».

При этом алгоритм достижения целевых установок минимизации коррупционных проявлений обозначен в Антикоррупционной стратегии Казахстана на 2015-2025 годы, которая на сегодняшний день является главным программным документом.

Целью Антикоррупционной Стратегии Республики Казахстан является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции.

Основой стратегии по борьбе с коррупцией в органах государственных доходов является выявление  наиболее коррупциогенных зон деятельности налоговой и таможенной служб,  устранение  факторов, способствующих коррупционным проявлениям между служащими и гражданами - налогоплательщиками.

Для организации действенных мер по минимизации коррупционных правонарушений 21 мая 2018 года состоялось подписание Меморандума между Департаментом Национального бюро по противодействию коррупции и  Департаментом государственных доходов по г.Астане.

В рамках заключенного Меморандума проводится  совместная  работа в целях обеспечения эффективности мер по противодействию коррупции, организация совместных мероприятий по профилактике и соблюдению норм Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.

Департамент национального бюро по противодействию коррупции рекомендовал в первую очередь органам государственных доходов обратить внимание на необходимость принятия действенных мер по минимизации коррупционных рисков и усилению контроля за теми сферами, где происходит  непосредственный  контакт должностных лиц с гражданами в ходе осуществления контрольно-надзорных функций.

Поэтому в период всеобщей цифровизации органам государственных доходов целесообразнее  принять меры  по переведению всех предоставляемых госуслуг  исключительно в электронный формат.

Органами государственных доходов по г.Астане оказывается 48 видов государственных услуг, в том числе: налоговые услуги – 29; таможенные услуги - 19. Удельный вес услуг, оказанных в электронном виде, по состоянию на 01.09.2017 года составлял 88,7 %, а уже на 01.09.2018 года  составил - 95,3 % .

Существенное значение в сфере борьбы с коррупцией придается поднятию имиджа органов государственных доходов. Формирование имиджа органов государственных доходов строится с учетом таких  критериев, как  высокотехнологичная служба, клиентоориентированный подход, взаимодействие и активизация сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией не только с правоохранительными органами, но и с институтами гражданского общества, открытость для средств массовой информации.

Для выполнения этих задач,  органы государственных доходов  стали одними из первых государственных органов, которые поставили задачу прозрачности и повышения качества оказываемых государственных услуг и добились этого путем разработки и внедрения информационных систем.

Приняты меры по минимизации контактов работников с населением при оказании гражданам государственных услуг, а также по повышению качества услуг на основе принципов клиентоориентированного подхода.

Управлением внутренней безопасности Департамента государственных доходов разработаны и реализованы антикоррупционные планы, на постоянной основе проводятся семинары, техническая учеба, внутренний анализ коррупционных рисков,  пересмотрены  принципы кадровой политики в сторону большей открытости.

Важнейший технологический прорыв в сфере таможенного и налогового администрирования в рамках Плана нации "100 конкретных шагов" – это  внедрение информационной системы «АСТАНА-1».

ИС «АСТАНА-1» интегрирована с другими информационными системами,  участникам внешнеэкономической деятельности нет необходимости приходить в таможенный орган, чтобы забрать товар, т.к. владельцы складов временного хранения зарегистрированы
в ИС «АСТАНА-1».

По сравнению с ранее действующими таможенными программами, а их насчитывалось пять, новая система позволяет не только автоматически зарегистрировать, но и также автоматически выпустить декларацию по зеленому коридору, что позволяет практически исключить прямой контакт между участником внешнеэкономической деятельности и специалистом таможенного оформления.    Время на обработку и выпуск деклараций по зеленому коридору составляет  чуть более 1 минуты.

За 5 месяцев текущего года, начиная с 1 апреля 2018 года, на таможенном посту «Астана-центр таможенного оформления» Департамента государственных доходов по г.Астане по «зеленому коридору»  
ИС «АСТАНА-1» оформлено 4 790 деклараций, т.е. 80% деклараций выпущены автоматически самой программой без участия инспектора.

Оперативно поступает информация о платежах от банков второго уровня на лицевые счета участников внешнеэкономической деятельности 
в ИС «АСТАНА-1». При этом платежи уплачиваются по месту регистрации участников независимо от места  декларирования товаров.

Раньше на подобные таможенные процедуры уходило около часа, причем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо было прийти в таможенный орган лично. Теперь же процесс декларирования автоматизирован, специалист не может самостоятельно назначить меры и виды контроля, всё делает программа. Минимизировано вмешательство специалиста, следовательно, исключён человеческий фактор.

Совершенствование системы оформления таможенных процедур, предоставление государственных услуг в электронном виде позволяет снизить риск коррупционных проявлений, так как  открытость и прозрачность работы органов государственных доходов способствует повышению доверия населения к органам государственной власти, повышению имиджа органов государственных доходов.

В районных управлениях государственных доходов  по г. Астане в пилотном режиме будут сформированы 8 постов антикоррупционного фронта с целью  мобилизации гражданских сил и объединения усилий неравнодушных граждан против коррупции.

 Данные посты будут способствовать общественникам и СМИ контролировать работу государственных служащих, а также выявлять коррупционные риски.

Казахстанцы по  номеру телефона смогут сообщать информацию по фактам некачественного оказания государственных услуг, нарушения этических норм со стороны госслужащих, проявления коррупции во всех сферах и других неправомерных действий.

Этот проект позволит реализовать идею Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева, отраженную в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», о том, что Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции.

Антикоррупционные комиссары нового проекта  совместно с сотрудниками Управления внутренней безопасности Департамента государственных доходов по г. Астане будут совместно изучать поступившие жалобы и сообщать о результатах расследований.

Антикоррупционная Стратегия Республики Казахстан предусматривает сформировать в обществе идеологию «нулевой терпимости» к коррупции и искоренить ее как явление. Поэтому борьба с коррупцией является задачей всех и каждого.

Конечно же на первом месте должны быть нравственные ценности, закладываемые с детства. Поэтому очень важно получать основы неприятия коррупции как общечеловеческого зла. Значимыми должны стать полученные заслуженным трудом материальные блага,  достижения и знания.

Несомненно, что противодействию такому социальному злу, как коррупция, должны способствовать институты гражданского общества, в первую очередь общественные объединения граждан. С их помощью могут быть сформированы и внедрены такие законодательные нормы, которые обеспечат достижение прозрачности в работе государственных органов, выявление  недостатков, порождающих коррупцию, а также предание общественной огласке каждого факта коррупции.

Искоренение коррупции – ключевое условие для укрепления фундаментальной ценности нашего народа и государства – независимости.

Б.К. Айнабеков, руководитель Департамента государственных доходов по г. Астане