Автоматизация камерального контроля – метод борьбы с коррупцией

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Автоматизация камерального контроля – метод борьбы с коррупцией

Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. В этой связи борьба с коррупцией является основным приоритетом государственной политики Казахстана.

Учитывая, что теневая экономика является одним из основных источников коррупции и ее уровень значителен, в  настоящее время одним из приоритетов налогового контроля Управления государственных доходов по г.Костанай является камеральный контроль.

Камеральный контроль представляет собой контроль на основе сопоставления, изучения и анализа представленной налогоплательщиками налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.              Целью проведения камерального контроля является предоставление налогоплательщику возможности самостоятельного устранения нарушений без применения штрафных санкций и выхода на налоговую проверку на предприятие. Проведение налоговых проверок с выходом на предприятие требует значительного количества времени, в связи с чем, данным видом налогового контроля охватывается небольшое количество налогоплательщиков. Тогда как, камеральный контроль охватывает практически всех налогоплательщиков, предоставляющих налоговую отчетность.

Таким образом, проведение камерального контроля в УГД по г.Костанай, в том числе и автоматизированного, значительно экономит время работников и позволяет обнаруживать практически все ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности. Вместе с тем, результаты проведения камерального контроля позволяют выявить налогоплательщиков, деятельность которых требует проведения более детального анализа при проведении тематических и комплексных налоговых проверок.

Проведение анализа налоговой отчетности и предоставляемых налогоплательщиками документов,  в ходе отработки камерального контроля позволяет УГД по г.Костанай в рамках данной формы контроля установить проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых, может привести к устранению нарушений в целом.       Положительный результат в проведении камерального контроля имеет место не только для УГД по г.Костанай, но и для добросовестных налогоплательщиков, допустивших нарушения в налоговой отчетности по причине незначительного опыта, либо ошибки механического характера, так как камеральный контроль позволяет налогоплательщикам самостоятельно устранить выявленные нарушения в установленные законодательством сроки без применения штрафных санкций.

Как показывает практика, проведение камерального контроля на постоянной основе заметно повышает налоговую дисциплину налогоплательщиков. Одним из положительных моментов проведения контроля также является минимизация контактов налогоплательщиков с работниками УГД по г.Костанай, что способствует сокращению коррупционных правонарушений, как со стороны работников государственных доходов, так и со стороны налогоплательщиков.

На современном этапе одним из методов совершенствования контроля может служить проведение автоматизированного камерального контроля не только деклараций по налогу на добавленную стоимость и корпоративному подоходному налогу, но и по всей налоговой отчетности, предоставляемой налогоплательщиками в УГД по г.Костанай, что позволит обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджет и усилить администрирование данных в предоставляемой налоговой отчетности.

Таким образом, переход на электронный формат, автоматизация камерального контроля, исключение контактов налогоплательщиков с работниками налоговых органов, является эффективным методом уменьшения коррупционных рисков.

ДГД по Костонайской области



Рассказать друзьям:

Возврат к списку

Темы месяца
Пилотный проект по СНТ в 2021 году

C 31 декабря 2020 года по подакцизной продукции, по товарам, по которым электронные счета-фактуры подлежат выписке посредством виртуального склада, а также по импортно-экспортным операциям в Рамках ЕАЭС.