Учёт

"Атамекен" предлагает проводить проверки бизнеса в рамках Предпринимательского кодекса

2307
7 декабря МВК по коронавирусу приняла новые правила проверок, которые должны упорядочить работу мониторинговых групп. В НПП РК «Атамекен» считают, что они не решат проблему бессистемности и коррупции, сообщает Учет.kz.

«Мы предложили четкие критерии, по которым могли бы работать мониторинговые группы. Тогда бы бизнес понимал, в каком случае к нему могут прийти. Но новый алгоритм нисколько не решает проблему бессистемных проверок, критериев просто нет. Фактически  принцип, раскритикованный Президентом: «проверяю  кого хочу и когда хочу», остался, а поставленная им задача не решена», – сказал заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Шынгыс Темир.


В ходе проверок мониторинговые группы проверяют объекты на предмет нарушений, например, отсутствие санитайзеров или дезинфекционных средств, проведение массовых мероприятий, работа в неустановленное время. Но алгоритм не предусматривает перечень документов, которые должны быть у члена мониторинговой группы во время проверки и инструкцию по взаимодействию с предпринимателем.


«Мы не знаем, должна ли быть у члена группы справка с отрицательным ПЦР-тестом. Ничего не сказано о разграничении ответственности между клиентами, работниками и предпринимателями, несмотря на то, что ранее комитетом контроля качества безопасности товаров и услуг письменно было подтверждено о необходимости такого разграничения», - добавил зампред Нацпалаты.


Непонятным остался принцип отбора объектов для проверок и их частота. При этом учет проверенных предпринимателей не ведется и не публикуется, что создает коррупционные риски. Объекты без нарушений нигде не фиксируются.

Напомним, что основанием для административного правонарушения могут стать материалы о нарушениях, поступившие из правоохранительных и госорганов, МИО, средств массовой коммуникации, также жалобы и заявления от физлиц. Штрафы составят от 230 МРП для субъектов малого бизнеса до 1600 МРП для крупного.

«Если нарушения выявлены, мониторинговая группа направит материалы в СЭС или координационный центр. Оттуда экстренные извещения поступают в СЭС для открытия полноценной проверки в рамках Предпринимательского кодекса. Предписание выдается по результатам проверки СЭС. Это значит, что проверка мониторинговой группы не дает возможность приостановить работу нарушителя, даже если нарушения были выявлены. Позитивный момент нового документа в том, что ответственность может наступить исключительно по нарушениям, предусмотренным проверочным листом по ст. 425 КоАП. Самостоятельно мониторинговые группы штрафовать предпринимателей не могут», - пояснил Шынгыс Темир.


Чтобы сделать механизм понятным и избежать хаотичных проверок, в «Атамекене» предлагают  проверять бизнес в рамках Предпринимательского кодекса. Такая проверка строго регламентирована и регистрируется в прокуратуре, ее эффективность можно будет легко проанализировать. А выбирать объекты для проверок исходя из данных мобильных операторов о крупных скоплениях людей и в случае грубых нарушений:

  • превышение максимального числа посетителей;
  • работа запрещенных объектов;
  • несоблюдение масочного режима;
  • нарушение режима работы объекта.


«Мы неоднократно встречались с комитетом санитарно-эпидемиологического контроля  минздрава, МВД и предложили проводить проверки только по грубым нарушениям», – подытожил Шынгыс Темир.