Учёт

28.08.2012 года на Заседании Правительства РК рассмотрен проект «Прогноза социально – экономического развития страны на 2013-2017 годы», а так же ряд законопроектов

2971

28 августа 2012 года на Заседании Правительства Республики Казахстан рассмотрен проект «Прогноза социально – экономического развития страны на 2013-2017 годы», а также проект Закона Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2013-2015 годы», «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Казахстан по вопросам совершенствования процесса планирования и исполнения бюджета» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогооблажения».

Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013-2017 годы

Данный прогноз сформирован с учетом уточнения оценки 2012 года за счет корректировки Агентством по статистике отчетных данных по ВВП за 2011 год в сторону увеличения на 260,9 млрд. тенге, итогов развития отраслей экономики в первом полугодии 2012 года, и данных государственных органов по ожидаемым объемам производства основных видов продукции, а также с учетом текущей ситуации на мировых товарных рынках и скорректированных прогнозов международных организаций по росту мировой экономики и мировым ценам на основные экспортные товары.

За основу при формировании прогноза взят базовый сценарий развития. Он предполагает среднегодовой темп роста мировой экономики на уровне 4%. На основе консенсус прогноза цены на нефть ожидаются на уровне 90 долларов за баррель, на металлы предполагается снижение на 15% от текущего уровня.

Реальный рост ВВП в 2013 году составит 6,0%, в 2014 году 6,1%, в 2015 году 7,6%, в 2016 году 6,6% и в 2017 году 6,9%. Данные параметры соответствуют обеспечению в среднем 7-процентного роста экономики на среднесрочный период.

Основным источником роста ВВП будет расширение внутреннего спроса, который будет расти темпами в среднем 6,5%– 6,8% в год, а также сохранение внешнего спроса на казахстанскую продукцию.

Прогнозируется, что номинальный ВВП вырастет с 36,6 трлн. тенге в 2013 году до 65,3 трлн. тенге в 2017 году. ВВП на душу населения в 2013 году составит более 14 тыс. долл. США и вырастет к 2017 году до 24 тыс. долл. США.

Среднегодовые темпы роста в промышленности составят 5,5%, в том числе в обрабатывающей промышленности 7,1%. Стабильно будет развиваться сфера услуг.

Экспорт увеличится с 96,1 млрд. долларов в 2013 году до 116,7 млрд. долларов в 2017 году, импорт с 56,3 млрд. долларов в 2013 году до 92,3 млрд. долларов в 2017 году.

Уровень годовой инфляции в 2013-2017 годах будет находиться в пределах 6,0-8,0%.

В среднесрочном периоде основными направлениями социально-экономической политики определены:

1. Обеспечение макроэкономической стабильности за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик. Будет проводиться контрциклическая макроэкономическая политика, направленная на минимизацию рисков при возможных вариантах развития экономики.

2. Обеспечение устойчивого экономического роста путем масштабной модернизации и диверсификации экономики, совершенствования тарифной политики, защиты конкуренции и улучшения бизнес-климата в стране, активной инвестиционной политики.

3. Социальная модернизация, направленная на повышение благосостояния и качества жизни населения с акцентом на реальный производительный труд, создание условий для роста среднего класса, исключающее массовое социальное иждивенство.

4. Сильные регионы как основа экономической и социальной модернизации Казахстана.

5. Модернизация системы государственного управления и повышение качества оказания государственных услуг.

Для достижения поставленных целей и приоритетов на основе макроэкономического прогноза разработаны параметры бюджета на 2013-2015 годы.

Общий объем поступлений в республиканский бюджет прогнозируется с ростом с 5 415,1 млрд. тенге в 2013 году до 6 388,2 млрд. тенге в 2015 году.

Для поддержания государственного долга на умеренном уровне планируется снижение дефицита относительно ВВП с 2,1% в 2013 году до 1,5% в 2015 году.

Продолжится политика накопления финансовых ресурсов в Национальном фонде путем ограничения использования средств фонда в объеме гарантированного трансферта. Это будет способствовать снижению ненефтяного дефицита до 3,9% в 2015 году и накоплению финансовых ресурсов в Национальном фонде.

С учетом прогнозируемых поступлений и планируемого снижения дефицита расходы республиканского бюджета определены в объеме 6, 2 трлн. тенге в 2013 году, 6,5 трлн. тенге в 2014 году и 7,1 трлн. тенге в 2015 году.

С учетом поставленных в Послании Главой государства задач основными приоритетами расходов бюджета на 2013-2015 годы будут являться повышение занятости населения; улучшение условий жизни населения и обеспечение населения доступным жильем; качественный рост человеческого капитала; региональное развитие; индустриально-инновационное развитие; поддержка развития бизнеса; укрепление обороноспособности, национальной безопасности, правопорядка и мер предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

«О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2013-2015 годы»

Гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет определен в следующих размерах: в 2013 году – 1 380 млрд. тенге, в 2014 и 2015 годах по 1 188 млрд. тенге. Данный размер гарантированного трансферта обеспечивает соблюдение правила неснижаемого остатка в размере 20 % от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года, определенного в Концепции Национального фонда.

Кроме того, будет обеспечиваться чистое накопление средств в Фонде, и к 2015 году средства Национального фонда превысят 100 млрд. долларов США.

В целом принятие законопроекта позволит обеспечить бюджет стабильным источником доходов, что в свою очередь позволит в полном объеме профинансировать расходы бюджета, направленные на повышение экономической активности, занятости в экономике, и не повлечет негативных социально-экономических последствий.

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Казахстан по некоторым вопросам совершенствования процесса планирования и исполнения бюджета»

В целях обеспечения финансирования запланированных расходов республиканского бюджета в полном объеме вводится новое бюджетное правило. В общем объеме расходов выделяются условно финансируемые расходы, которые будут финансироваться при сохранении благоприятных условий развития экономики.

Объем условно финансируемых расходов определяется в размере, не превышающем 3% от общего объема расходов республиканского бюджета на соответствующий период.

Механизм условно финансируемых расходов позволит Правительству оперативно отреагировать в случае ухудшения внешней конъюнктуры.

Администратором отдельной распределяемой бюджетной программы по данным расходам будет Министерство финансов.

Также законопроектом вводится норма, позволяющая осуществлять донорские взносы в качестве средств, выделяемых из республиканского бюджета на безвозмездной основе международной организации, членом которой является Республика Казахстан. Это позволит продвигать инициативы Казахстана в регионе через Азиатский Банк Развития.

Кроме того, предусмотрены поправки, касающиеся совершенствования планирования и исполнения бюджета в части вопросов удорожания инвестиционных проектов, перераспределения экономии бюджетных средств и другие.

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»

Согласно данному законопроекту в целях социальной поддержки отдельных категорий граждан предусматривается освобождение от налогообложения доходов опекуна, попечителя ребенка-инвалида; специальных и именных государственных стипендий, учреждаемых Президентом и Правительством.

В целях оказания поддержки и выравнивания конкурентных условий для отечественных производителей предусматривается освобождение от НДС оборотов по реализации лома и отходов цветных и черных металлов; снижение ставки акциза на виноматериал, реализуемый для производства этилового спирта и алкогольной продукции с 20 до 0 тенге/литр; возможность отнесения на вычеты расходов на подготовительные работы к добыче урана; льготный порядок налогообложения на территориях СЭЗ; снижение в 3 раза ставок платы за размещение наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения по всем категориям дорог; продление до 2017 года освобождения от НДС операций по передаче имущества в финансовый лизинг.

Для налогоплательщиков, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, исключается обязательность применения статьи 267 Налогового кодекса в части уменьшения на 70% НДС.

Устанавливаются обязательства недропользователя по уплате подписного бонуса при расширении контрактной территории.

Для стимулирования к сокращению вредных выбросов вводятся ставки платы за эмиссию в окружающую среду за использование керосина (в качестве авиационного топлива) на уровне ставок, установленных для сжиженного газа.

Вводятся дополнения по налогообложению деятельности автономных организаций образования.

В целях упрощения исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств и улучшения условий для ведения бизнеса предусмотрен комплекс норм по совершенствованию налогового администрирования.

Проект постановления «Об утверждении Устава акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»

Данный проект постановления разработан в соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния» и предусматривает утверждение Устава АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына».

Принятие проекта не требует выделения дополнительных средств из государственного бюджета.

Проект постановления согласован с министерствами юстиции, финансов, и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына».