Учёт

Избавление от «лже»

1543
   Поправки  в проект закона «О внесении изменений  и дополнений в  некоторые законодательные  акты РК по вопросам пресечения лжепредпринимательства», рассматриваемые в настоящее время в сенате, гарантируют справедливое отношение к легальному бизнесу. Об основных моментах законодательных норм поведал в интервью глава Министерства финансов Болат Жамишев.

   – Кого можно будет назвать лжепредпринимателем, и понесут ли ответственность добросовестные контрагенты за предприятие, занимавшееся лжепредпринимательством и уходом от налогов?

   – Лжепредприятия – это предприятия, совершающие незаконные или же мнимые сделки. Раньше у нас была проблема, когда лжепредприятиями признавались организации, имеющие отдельные мнимые сделки. Однако при этом они осуществляли и реальную деятельность, вполне добросовестную. Значит, какая-то часть сделок проходила легально, а какая-то часть бизнеса была нелегальной и незаконной. Проблемы были также у тех, кто имел дело с такими предприятиями. Вместе с тем Верховным судом было недавно дано разъяснение, в соответствии с которым судебная практика подверглась некоторым изменениям. Теперь суды должны рассматривать каждую сделку в индивидуальном порядке. Если все сделки оказываются мнимыми, то есть, если предприятие создавалось только с одной-единственной целью – осуществлять какие-то отмывочные операции, то оно признается лжепредприятием. Если же это отдельные сделки, то для тех контрагентов, которые взаимодействуют с такими предприятиями по вполне легальным сделкам, никаких последствий не должно возникать. Законодательные акты регулируют все эти вопросы.

   – После вступления в силу нового закона могут ли добросовестные предприятия рассчитывать на то, что им не придется отвечать и платить по чужим счетам?

   – Законопроект из парламента еще не вышел, но, я полагаю, в ближайшее  время закон будет принят. В  целом законом будут сняты все проблемные вопросы, которые были и сейчас есть в связи с взаимодействием организаций с предприятиями, признаваемыми в дальнейшем лжепредприятиями. Остается вопрос: как поступать сегодня тем, кто имел уже какие-либо последствия, в том числе фискального характера по решениям судов, что состоялись ранее до разъяснений Верховного суда? Мы обратились с этим вопросом в Генеральную прокуратуру РК. Генеральная прокуратура нам дала ответ, что у этих предприятий есть все основания для повторного обращения в суд, чтобы он пересмотрел ранее вынесенное решение. Таким образом, можно уверенно сказать, что, проводя работу по ужесточению законодательных норм, с одной стороны, мы решаем все вопросы с лжепредприятиями на перспективу, а с другой стороны – ретроспективно. То есть даем предприятиям возможность вернуться к тому, что было, к тем решениям, которые состоялись, и должным образом их урегулировать.

   – Какие законодательные  документы претерпят  изменения в соответствии с вносимыми поправками?

   – Прежде всего, если за каким-либо предприятием только после признания судом его псевдодеятельности налоговые органы доначисляют налоги, то здесь поменяется сама следственная и судебная практика. Так как действия налоговых органов – это всего лишь следствие принятых судами решений. Значит, изменения и дополнения коснутся Уголовного и Гражданского кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, а также Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».  

   газета «Мегаполис»

   Оксана  СКИБАН, Астана