Учёт

Инвентаризация: отражение в учете и учетной политике

5485

1. Виды инвентаризации

2. Цели инвентаризации

3. Как провести плановую инвентаризацию?

4. Как отражать сроки проведения плановых инвентаризаций в учетной политике

5. 5 шагов проведения плановой проверки

6. Отражение итогов инвентаризации в бухгалтерском учете


Инвентаризация – это проверка наличия и состояния материального имущества, финансовых ценностей и обязательств организации на определенную дату.

Виды инвентаризации

По периодичности проведения инвентаризации делится на следующие виды:

  1. плановые (проводятся в заранее установленные сроки);
  2. внеплановые (проводятся при возникновении необходимости);
  3. внезапные (могут проводиться самой организацией с целью выявление угроз, а также по требованию государственных органов при проверках).

По полноте охвата активов и обязательств инвентаризация бывает:

  1. полная (проверяются все активы и обязательства организации);
  2. частичная (проверяются отдельные объекты активов и/или обязательств, например, инвентаризация основных средств, инвентаризация денег и т.д.);
  3. выборочная (проверяются определенные группы активов и/или обязательства, например, проверка склада с быстро портящимся товаром).

По объекту инвентаризации:

  1. инвентаризация основных средств;
  2. инвентаризация запасов;
  3. инвентаризация денежных средств;
  4. инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности;
  5. инвентаризация финансовых инструментов

и др.

Цели инвентаризации:

- выявление фактического наличия имущества организации;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- выявление неиспользуемого, устаревшего, вышедшего из строя имущества;

- проверка соблюдения правил и условий хранения имущества и денежных средств;

- проверка полноты отражения в учете имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых инвестиций и ценных бумаг.

Инвентаризации подлежат:

  • все имущество, принадлежащее организации на праве собственности независимо от места его нахождения;
  • все имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учёте (финансовая аренда, товары на ответственном хранении или принятые на комиссию, запасы принятые на переработку и т.д.);
  • имущество, не учтенное по каким-либо причинам;
  • все виды финансовых обязательств.

Как провести плановую инвентаризацию?

Плановая инвентаризация проводится в заранее установленные сроки согласно графику проведения инвентаризаций, но не менее одного раза в год. В организациях с численностью работников не более десяти человек, инвентаризацию разрешается проводить реже одного раза в год в любой самостоятельно определенный период.

Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике организации.

Как отражать сроки проведения плановых инвентаризаций в учетной политике:

 Статья  Срок
Запасы  1 раз в год в период с 15 до 29 декабря
Основные средства, нематериальные активы  1 раз в год в период с 15 до 29 декабря
Незавершенный капитальный ремонт, расходы будущих периодов, расчеты с дебиторами 1 раз в год в период с 15 до 29 декабря
Денежные средства на счетах, в пути, финансовые вложения, расчеты по обязательствам 31 декабря
Расчеты по дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по авансам выданным и полученным 25 декабря
Расчеты по текущим налоговым активам и по обязательствам по налогам и другим, обязательным и добровольным платежам 28 декабря
Денежные средства в кассе ежемесячно в последний рабочий день
Финансовые обязательства 29 декабря

5 шагов проведения плановой проверки:

Шаг 1: Создание постоянной инвентаризационной комиссии

В начале календарного года приказом руководителя организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия для проведения плановых инвентаризаций в срок, утвержденный в учетной политике организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются штатные работники организации, а также при необходимости, в состав комиссии включаются представители внешнего аудита.

Материально ответственные лица не могут являться членами инвентаризационной комиссии.

Документация по шагу 1:

  1. Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии (скачать образец)

Шаг 2: Подготовка к проведению инвентаризации

За несколько дней до инвентаризации членам комиссии необходимо ознакомиться с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, а также с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации.

На день до начала инвентаризаци должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу имущества, произведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки. Материально ответственные лица, до начала инвентаризации дают расписку в том, что к началу инвентаризации все документы, относящиеся к приходу и расходу ценностей, сданы в бухгалтерскую службу и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

На складах и в других местах хранения материальные ценности должны быть рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, размерам и прочим параметрам. На материальные ценности должны быть повешены ярлыки с подробными сведениями, характеризующими эти ценности, с указанием их количества, массы (веса) и меры.

Подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы необходимо опломбировать.

Челнам комиссии в бухгалтерии необходимо получить инвентаризационные описи имущества и инвентаризационные ярлыки, а также подготовить и проверить исправность всех весоизмерительных приборов

Документация по шагу 2:

  1. Инвентарный список долгосрочных активов (Форма Инв-12)
  2. Инвентаризационный ярлык запасов (Форма Инв-13)
  3. Опись инвентарных карточек по учету биологических активов (Форма Инв-15)

Также скачайте перечень самых востребованных унифицированных форм актов и описей:

№ п/п

Код формы

Название формы

№ приложение к приказу министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562

4

Инв-1

Акт инвентаризации запасов, находящихся в пути. Расписка

32

2

Инв-2

Акт инвентаризации инвестиций. Расписка

33

3

Инв-3

Акт инвентаризации отгруженных запасов

34

4

Инв-4

Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (Справка к акту инвентаризации задолженности)

35

5

Инв-5

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них. Расписка

36

6

Инв-6

Акт инвентаризации денежных средств и эквивалентов денежных средств. Расписка

37

7

Инв-7

Инвентаризационная опись запасов, принятых (сданных) на ответственное хранение. Расписка

38

8

Инв-8

Инвентаризационная опись долгосрочных активов. Расписка

39

9

Инв-9

Инвентаризационная опись биологических активов. Расписка

40

10

Инв-10

Инвентаризационная опись запасов. Расписка

41

11

Инв-11

Инвентаризационная опись инвестиций. Расписка

42

12

Инв-14

Инвентаризационная опись бланков строгой отчетности. Расписка

45

13

Инв-16

Сличительная ведомость результатов инвентаризации долгосрочных активов

47

14

Инв-17

Сличительная ведомость результатов инвентаризации биологических активов

48

15

Инв-18

Сличительная ведомость результатов инвентаризации запасов

49

Шаг 3: Проведение инвентаризации

Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материальных ценностей и денег по местам их хранения отдельно по материально-ответственным лицам.

Проверка фактического наличия имущества производится при непосредственном участии материально ответственных лиц, а также при обязательном участии всех членов инвентаризационной комиссии в полном составе.

На практике удобнее проводить инвентаризацию, когда одни члены комиссии определяют наличие имущества и фактических остатков путем подсчета, взвешивания и обмера, а другие заносят результаты подсчета, обмера и взвешивания в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. В случае большого количества материальных ценностей ускорить процесс инвентаризации поможет специальное программное обеспечение.

Инвентаризационные описи можно заполнять как средствами вычислительной техники, так и ручным способом. Однако, при заполнении ручным способом никаких помарок и подчисток нельзя производить. Также желательно в инвентаризационных описях не оставлять незаполненные строки, а в последних листах описей незаполненные строки прочеркивать.

Если была допущена ошибка, то исправление производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми записями правильных записей. Исправления подтверждаются подписями всех членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственного лица.

В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки для фактического наличия имущества. Если за один день инвентаризацию не удалось закончить, то в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица помещения, где хранится инвентаризируемое имущество опечатываются до следующего дня.

Документация по шагу 3:

  1. Инвентаризационная опись запасов, принятых (сданных) на ответственное хранение (Форма Инв-7)
  2. Инвентаризационная опись долгосрочных активов (Форма Инв-8)
  3. Инвентаризационная опись биологических активов (Форма Инв-9)
  4. Инвентаризационная опись запасов (Форма Инв-10) 
  5. Инвентаризационная опись инвестиций (Форма Инв-11)
  6. Инвентаризационная опись бланков строгой отчетности (Форма Инв-14)

Шаг 4: Окончание инвентаризации

После окончания инвентаризации в конце инвентаризационной описи материально ответственное лицо предоставляет расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

Для выявления результатов инвентаризации основных средств, товарно-материальных запасов, денежных средств и т. п. бухгалтерией организацией составляются соответствующие акты инвентаризации и сличительные ведомости. В этих документах отражаются результаты инвентаризации расхождения между показателями по данным бухгалтерского учёта и данным фактического наличия материальных ценностей у подотчётных лиц. Так, в сличительной ведомости количественные и ценностные показатели по данным бухгалтерского учёта проставляются против соответствующих данных описи и путем сопоставления выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учёта.

По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные акты и сличительные ведомости сдаются в бухгалтерию организации для проверки, выявления и отражения в учёте результатов инвентаризации.

Документация по шагу 4:

Акт инвентаризации запасов, находящихся в пути (Форма Инв-1)

Акт инвентаризации инвестиций (Форма Инв-2) 

Акт инвентаризации отгруженных запасов (Форма Инв-3) 

Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (Форма Инв-4) 

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (Форма Инв-5) 

Акт инвентаризации денежных средств и эквивалентов денежных средств (Форма Инв-6)

Сличительная ведомость результатов инвентаризации долгосрочных активов (Форма Инв-16) 

Сличительная ведомость результатов инвентаризации биологических активов (Форма Инв-17) 

Сличительная ведомость результатов инвентаризации запасов (Форма Инв-18)  

Шаг 5: Подведение итогов инвентаризации

По всем недостачам, излишкам, потерям, связанным с порчей имущества и других ценностей, комиссия должна получить письменные объяснения ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь от порчи ценностей, а также их излишков, и в соответствии с этим вносит предложения по регулированию разниц между данными инвентаризации и данными бухгалтерского учета в письменном виде в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

После изучения представленных документов по итогам инвентаризации и протокол заседания инвентаризационной комиссии руководитель организации издает приказ об утверждении результатов инвентаризации.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта признаются:

• излишки – доходом и подлежат оприходованию (кредит счета 6290);

• недостачи – расходом в случае отсутствия виновного лица (дебет счета 7480), либо задолженностью в случае установления виновного лица (дебет счет 1254).

Нормы естественной убыли могут быть применены лишь в случаях выявления фактических недостач.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы, может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. При этом, о допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные письменные объяснения комиссии.

Документация по шагу 5:

  1. Протокол заседания инвентаризационной комиссии (скачать образец)
  2. Приказ об утверждении результатов инвентаризации (скачать образец)

Отражение итогов инвентаризации в бухгалтерском учете