Учёт

ВСЁ О МОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОДАХ

6027

Депутаты Сената в четверг, 25 ноября, на пленарном заседании приняли в двух чтениях закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», сообщает Учет.kz

Таким образом, закон является принятым Парламентом в целом и направляется на подпись Президенту РК.

Предусмотрены нормы по фискализации мобильных платежей.

«В период пандемии субъекты малого и среднего бизнеса в области торговли и предоставляющие различные услуги начали повсеместно использовать мгновенные мобильные переводы, предназначенные исключительно для транзакций между физическими лицами, в предпринимательской деятельности. В целях законодательного урегулирования данного вопроса предлагается: определить понятие «мобильные платежи»; узаконить применение онлайн-контрольно-кассовых машин при расчетах за оплату товаров и услуг посредством мобильных платежей; обязать предпринимателей использовать отдельные счета, предназначенные для ведения бизнеса; обязать банки передавать в органы государственных доходов соответствующие сведения», - пояснил сенатор Дюсембаев.

В настоящее время в сети распространяется информация о якобы повсеместном контроле мобильных переводов лиц, занимающихся предпринимательством, в том числе частным извозом.

Следует отметить, что налогообложение субъектов бизнеса максимально упрощено, таксисты могут применять специальный налоговый режим на основе патента, ставка по которому составляет всего 1% от общего дохода. К примеру, если доход составляет 300 тыс.тенге, то налог будет всего 3 тыс. тенге в месяц.

При этом необязательна покупка кассового аппарата, существует несколько бесплатных мобильных версий онлайн кассовых аппаратов.

Со следующего года вводится СНР с использованием мобильного приложения «e-Salyk Business». В данном приложении можно зарегистрировать ИП, выбрать режим налогообложения, приложение может использоваться в качестве кассового аппарата. Оплату налогов и платежей также можно провести с использованием данного приложения.

Более того, государством, с целью развития малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты налогов с доходов до 2023 года и объявлен мораторий на проведение проверок. В этой связи призываем предпринимателей вести легальный бизнес, отражать реальные доходы, что особенно актуально в преддверии внедрения всеобщего декларирования.

Переводы через мобильные приложения разделят на "переводы" и "платежи"

Вице-министр финансов Казахстана Марат Султангазиев рассказал о новой функции, которая появится при оплате через мобильные приложения.

Сейчас у тех, кто пользуется мобильным приложением, есть только одна строка "перевод". Должна появиться строка "платеж". Переводы осуществляются среди родственников, а платеж – за товары, работу и услуги. Он точно такой же, как вы бы заплатили наличными и карточкой, – пояснил Марат Султангазиев в кулуарах Мажилиса.

По его словам, это не будет дополнительной нагрузкой для предпринимателей. Ставки налогов, сроки уплаты, порядок отчетности останутся прежними.

Если перевели (физлицу. – Прим.), то вы оставили возможность защитить свои права как потребителя, потому что вы перевели, а не купили что-то. Если бы купили, вам бы выдали чек, вы бы указали, что это оплата за товар и услугу. Впоследствии как потребитель вы бы могли предъявить требования по качеству товара, вернуть его. А тут вы потеряли свои права как потребитель. Маловероятно, что ИП, приняв не платеж, а перевод, отразит это в налоговой отчетности, – добавил вице-министр финансов.

Таким образом, планируемые поправки не затрагивают личные переводы физических лиц, добросовестных налогоплательщиков и нацелены на повышение эффективности при проведении налогового мониторинга, соблюдение норм законодательства Республики Казахстан, и предотвращение ущерба от уклонения от уплаты налогов.

Речь идет о фискализации и проведении таких переводов через онлайн-ККМ с последующим отражением в налоговой отчетности.

Одним из решений на сегодняшний день является использование отдельного счета, предназначенного для предпринимательской деятельности, куда будут поступать платежи за реализованные товары, работы и услуги.

Фискализация денежных переводов через мобильные приложения

Существующие на сегодняшний день мобильные банковские сервисы дали импульс переходу большой части наличного оборота между физическими лицами в безналичную среду. Вместе с тем новые сервисы БВУ, предназначенные для личных переводов, также стали использоваться и в предпринимательской деятельности, т.е. при реализации предпринимателями товаров, работ и услуг.

Ввиду широкого распространения переводов в коммерческих целях, Министерством совместно с Национальным Банком Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, Ассоциацией финансистов Казахстана и банками второго уровня отрабатываются вопросы законодательного урегулирования и реализации функционала по разделению мобильных переводов на личные и предпринимательские цели, сохраняя действующий механизм.

 На сегодня определен ряд предложений и законодательных инициатив:

  • использование отдельного счета, предназначенного для предпринимательской деятельности;
  • передача сведений по ним в органы государственных доходов (по аналогии действующей нормы Налогового кодекса Республики Казахстан 4 по передаче сведений по POS-терминалам);
  • определение понятия «мобильных платежей»;
  • разработка системы управления рисками, определяющей с максимальной вероятностью признаки получения доходов с использованием счетов, не предназначенных для предпринимательской деятельности.


Некоторые банки уже приступили к реализации необходимых сервисов, АО Kaspi bank разработал мобильное приложение Kaspi Pay для ИП, где покупатели проводят оплату посредством сканирования QR кода через действующее приложение Kaspi. С сентября прошлого года по 30 марта 2021 года количество активных партнеров составило 62 тысячи предпринимателей, за последний месяц текущего года присоединилось более 11 тысяч ИП, объем транзакций составил 65 млрд тенге и свыше 15 млрд тенге в неделю. Порядка 3 млн клиентов банка совершили платежи посредством разработанного приложения.

Необходимо отметить, что БВУ уже разработали подобные мобильные приложения и начали активную работу по популяризации их в  предпринимательской среде.

"Мы предлагаем разработать систему управления рисками, которая с максимальной вероятностью будет определять признаки операций, осуществления предпринимательской деятельности, например, получение денег от нескольких неаффилированных лиц в течение недели, месяца или дня. Если на счет физического лица будет начисляться много денег на разные суммы, то это с большей вероятностью будет отражать, что он осуществляет предпринимательскую деятельность. Такие физлица будут попадать в наше поле зрения", - сказал Марат Султангазиев.

Что касается средств ФИЗЛИЦ, они НЕ облагаются налогом при покупках или переводах. К примеру, родительская помощь студенту, финансовая помощь близким и другие переводы между физическими лицами НЕ являются объектом налогообложения.

 
Передача сведений банками второго уровня 

В Налоговый кодекс вводится норма, согласно которой банки второго уровня будут передавать в КГД сведения по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям.

Такая информация будет предоставляться по физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Критерии, порядок, форма и сроки представления таких сведений устанавливаются приказом Министра финансов по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

При этом данные сведения будут передаваться в соответствии с датами введения всеобщего декларирования:

  • с 1 января 2023 года - по работникам государственных учреждений и их супругам, а также работникам субъектов квазигосударственного сектора и их супругам; 

  • с 1 января 2024 года - по руководителям и учредителям юридических лиц и их супругам, индивидуальным предпринимателям и их супругам;

  • с 1 января 2025 года - по остальным категориям граждан.


При переводе денег через мобильное приложение за товар, услугу, чек обязателен

Согласно пункту 1 статьи 166 Налогового кодекса, на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ с функцией̆ фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный̆ реестр, если иное не установлено данной̆ статьёй̆.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 165 Налогового кодекса, денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек.

Таким образом, денежные переводы, осуществляемые в мобильном приложении Kaspi.kz, поставщику товаров, работ, услуг будут являться денежными расчетами, и выдача чека ККМ в данном случае обязательна.

 

Ответственность за нарушения

Марат Султангазиев пояснил о наказании для нарушителей:

"У нас есть административные штрафы за несвоевременную постановку на учет, есть ответственность за то, что предприниматель не отразил обороты, то есть не пробил чек. И везде в первый раз идет предупреждение, а дальше начинается штраф".


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (второе чтение)

№ п/п

Структурный элемент

Редакция законодательного акта

Редакция проекта

Редакция предлагаемого изменения или дополнения

1

2

3

4

5

1

подпункт 2) пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 24. Обязанности банков второго уровня и организаций, осуществляющих

отдельные виды банковских операций

 

Банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны: …

18) передавать в уполномоченный орган сведения об открытии и закрытии текущих счетов для учета налога на добавленную стоимость, а также об остатках и движении денег по таким счетам в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;

 

19) по запросу уполномоченного органа представлять по налогоплательщикам – физическому лицу, состоящему на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, юридическому лицу сведения по итоговым суммам платежей за календарный год, поступившим на текущий счет посредством применения оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; …

21) отсутствует;

22) отсутствует;

23) отсутствует;

2) в статье 24: в части первой:

подпункт 18) исключить;

в подпункте 19):

в абзаце первом после слов «платежных карточек» дополнить словами «, и мобильных платежей»; в абзаце втором слова «и список» исключить; дополнить подпунктами 21) – 23) следующего содержания:

 

«21) представлять по налогоплательщикам - физическим лицам, состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуальных предпринимателей, применяющим специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса на основе патента, упрощенной декларации и с использованием специального мобильного приложения, сведения по итоговым суммам платежей, поступивших на счет для осуществления предпринимательской деятельности за календарный квартал. Порядок, форма и сроки представления сведений устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;

 

22) предоставлять уполномоченному органу информацию об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных в пользу и в разрезе иностранных компаний, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 779 настоящего Кодекса, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным годом. В целях получения информации, уполномоченный орган направляет в банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, сведения, указанные в подпункте 4-1) пункта 1 статьи 778 настоящего Кодекса, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным годом. Информация, указанная в настоящем подпункте, представляется в порядке, форме и в сроки, установленные уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;»;

 

«23) предоставлять сведения по физическим лицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям. Критерии отнесения операций, проводимых на банковских счетах физических лиц, к операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности, порядок, форма и сроки представления сведений устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.»; …

в подпункте 2) пункта 1 статьи 1 проекта: абзац первый изложить в следующей редакции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«2) в части первой статьи 24:»; абзац второй исключить;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в абзаце пятом слова «в абзаце первом» заменить словами «часть первую»;

 

в абзаце шестом слова «абзаце втором» заменить словами «части второй»;

 

абзац восьмой после слова «представлять» дополнить словами «в уполномоченный орган»;

2

подпункт 2) пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 24. Обязанности банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций

 

Банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны: …

21) отсутствует;

3) в статье 24: в части первой:

дополнить подпунктами 21) – 23) следующего содержания:

 

«21) представлять по налогоплательщикам - физическим лицам, состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуальных предпринимателей, применяющим специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса на основе патента, упрощенной декларации и с использованием специального мобильного приложения, сведения по итоговым суммам платежей, поступивших на счет для осуществления предпринимательской деятельности за календарный квартал. Порядок, форма и сроки представления сведений устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;

в подпункте 2) пункта 1 статьи 1 проекта:

 

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

 

«21) представлять в уполномоченный орган по налогоплательщикам - физическим лицам, состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуальных предпринимателей, применяющих отдельные специальные налоговые режимы и являющихся пользователями специального мобильного приложения, сведения по итоговым суммам платежей, поступивших на счет для осуществления предпринимательской деятельности за календарный месяц, за исключением сумм платежей, сведения по которым поступают в специальное мобильное приложение по чекам такого приложения в соответствии с положениями пункта 4 статьи 686-1 настоящего Кодекса.»;

3

подпункт 20) пункта 1 статьи 1 проекта

Статья 165. Основные понятия, используемые в настоящей главе


В настоящей главе используются следующие основные понятия:


1) денежные расчеты – расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек;

20) в подпункте 1) статьи 165 после слов «платежных карточек» дополнить словами «и (или) мобильных платежей»;

подпункт 20) пункта 1 статьи 1 проекта изложить в следующей редакции:

 

«20) подпункт 1) статьи 165 дополнить словами «и (или) мобильных платежей»;»;