Учёт

СНТ, ЭСФ и бюрократия: предприниматели и заместитель руководителя Администрации Президента обсудили проблемы бизнеса

4765

Системные проблемы предприятий Алматы и развитие предпринимательства в постпандемический период обсудили представители бизнес-сообщества на встрече с заместителем руководителя Администрации Президента РК Тимуром Сулейменовым. Встреча состоялась 25 июня 2021 года в экоофисе группы компаний «Учёт».

Максим Барышев и Тимур Сулейменов на встрече администрации Президента в экоофисе ГК «Учёт» 25 июня 2021 года

Многие отрасли бизнеса потерпели существенный урон. В наибольшей степени пострадали сектора торговли и услуг. Это транспорт, туризм, деятельность общественного питания, кинотеатры и гостиницы.

Директор Палаты предпринимателей города Алматы Айтуар Кошмамбетов рассказал о текущем состоянии бизнеса. По итогам опроса среди субъектов бизнеса был составлен портрет постковидной реальности для предпринимателей, на основе которого были предложены системные меры поддержки, в виде:

  • прямого финансирования из бюджета зарплаты сотрудников и арендных платежей на время действия запретов и ограничений;
  • отмены налогов и обязательных платежей на период действия запретов или ограничения деятельности;
  • льготных ставок по кредитам.

По словам Айтуара Кошмамбетова, пандемия также привела к значительному росту онлайн-торговли и увеличила продажи по каналам B2C.

«Хотелось бы отметить, что вызовы по цифровизации услуг предпринимательства привели к созданию цифровой экосистемы для бизнеса. В Алматы работают порядка 60% интернет-магазинов страны (РК — 1 500, Алматы — 970), на которые приходится более 71% всей интернет-торговли и услуг», — добавил он.

Несмотря на рост доли электронной торговли, также существуют барьеры, которые мешают полноценному переходу на онлайн. Это высокая доля теневой экономики, высокая комиссия по межбанковским платежам, эквайрингу, неготовность малых средних предприятий, и несвоевременная доставка товаров.

Далее проблему, связанную с бюрократией законодательной власти и сложной отчетности озвучил Председатель Регионального совета Палаты предпринимателей города Алматы и основатель группы компаний «Учёт» Максим Барышев:

1 апреля Касым-Жомарт Токаев поручил правительству оперативно предоставить отсрочку по отдельным налогам и платежам для МСБ в пострадавших отраслях и приостановить принудительное взыскание задолженности по налогам и платежам.

4 мая в пресс-релизе с заседания Правительства под председательством премьер-министра РК Аскара Мамина написано следующее:

«С 1 апреля по 1 июля 2021 года введена отсрочка на уплату всех налогов с фонда оплаты труда для субъектов МСБ. Это позволило бизнесу сохранить порядка 200 млрд тенге. Приостановлено принудительное взыскание налоговой и таможенной задолженности субъектов МСБ до 1 июля 2021 года. Это поможет бизнесу высвободить 279 млрд тенге для оборотного капитала».

Однако:

1. Законопроект, который вводит эти меры поддержки в действие, ещё не подписан. Сенат одобрил его 10 июня.

2. Отсрочка планируется только для ИПН и соцналога, без учёта остальных обязательных платежей с фонда оплаты труда.

3. В законопроекте отсутствует пункт про приостановление принудительного взыскания налоговой задолженности.

В итоге предприниматели не воспользуются отсрочкой и в этот сложный период должны платить налоги вовремя, чтобы исключить пени, штрафы и блокировку расчетных счетов.

Стоит отметить, что Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка приказом № 127 от 9 апреля 2021 года утвердило порядок предоставления отсрочки платежей по займам МСБ. Поручение Президента было исполнено в 9-дневный срок.



Максим Барышев на встрече администрации Президента в экоофисе ГК «Учёт» 25 июня

Также Максим Барышев отметил сложность ведения бизнеса из-за множества не связанных между собой систем и отчётов. Он предложил провести аудит всех сервисов и отчетов, которые обязаны предоставлять субъекты бизнеса на предмет дублирования предоставляемых данных и объединить все отчеты с прямой отправкой сведений в уполномоченный орган:

Бизнесу необходимо вносить данные и сдавать отчётность в многочисленных системах: кабинет налогоплательщика, программное обеспечение для подготовки и подачи форм налоговой отчетности в электронном виде (СОНО), кабинет респондента в статистике и отдельно в Нацбанке, единая система учета трудовых договоров на сайте Enbek.kz, сопроводительные накладные на товары (СНТ), виртуальный склад и ЭСФ в информационной системе «Электронные счета фактуры» (ИС ЭСФ), Астана1, и т.д.

Но требуемая от бизнеса информация по большей части дублируется.

Например, одни и те же данные необходимо заполнить:

• по импорту из стран ЕАЭС — в СНТ, статотчёте 1-ТС, форме 328 и при дальнейшей реализации – в ЭСФ;
• по заработной плате — на Enbek.kz, в приложениях к ФНО 200.00 и 910.00 (кто на упрощенке), в отчёты в статистику;
• по численности работников — в отчёте в статистику 2-МП «Отчёт о деятельности малого предприятия», в ФНО 200.00 и 910.00 и на Enbek.kz;
• по объёму выполненных работ — также в отчёте в статистику 2-МП, в ФНО 300.00 и ФНО 100.00, и частично в электронных счет-фактурах (ЭСФ)

Необходим аудит всех сервисов и отчетов, которые обязаны предоставлять субъекты бизнеса, на предмет дублирования предоставляемых данных.

Возможные меры: предлагаю объединить отчёты с прямой отправкой сведений в уполномоченный орган. Данный уполномоченный орган сможет формировать big data с выгрузкой необходимой аналитики для государственных органов с целью принятия адекватных управленческих решений. Госорганы будут получать данные от Уполномоченного органа самостоятельно, не нагружая предпринимателя новыми отчётами.



Союз строительных отраслей обеспокоены резким скачком цен на основные строительные материалы. Так, согласно проведенным строительными организациями расчетам, конечная стоимость квадратного метра строительства, в том числе жилья, при существующих ценах на строительные материалы в среднем увеличится на 25–30%.

Также были озвучены причины удорожания цен на социально значимые продовольственные товары и предложено развитие сети оптово-распределительных центров, которое может обеспечить хранение сезонных продовольственных товаров.

Кирилл Польский с Максимом Барышевым и Тимуром Сулейменовым на встрече с администрацией Президента в экоофисе ГК «Учёт» 25 июня


Кирилл Польский,
член Регионального совета, для развития экспортного потенциала страны предложил рассмотреть адресную поддержку перерабатывающих предприятий Казахстана и оказать содействие в части формирования внутренней цены на все группы металлов, добываемых, производимых и используемых в качестве сырья переработчиками Казахстана.

Помимо этого, бизнес-сообщество считает необходимым оказать содействие предпринимателям по освобождению от уплаты аренды имущества квазигоссектора на период с 20 июня 2020 года по 30 июня 2021 года.

В связи с запуском торговой площадки Omarket возник ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на доходность предприятий. Для решения этих проблем было предложено создать на торговой площадке отдельную вкладку ОТП, где государственные организации смогут приобретать товар напрямую у производителя. По мнению Данияра Алшанбаева, члена Регионального совета это приведет к экономии бюджетных средств и даст возможность направить сэкономленные средства на не менее нужные статьи расходов.

Также предприниматели подняли вопрос утилизационного сбора, внедрения маркировки продуктов питания и принятия приказа Министра здравоохранения об установлении предельно допустимых цен на лекарства, который вот уже год не принимается.

По итогам встречи заместитель руководителя Администрации Президента РК Тимур Сулейменов взял рассмотренные вопросы в работу для дальнейших решений с министерствами.

«Государство уделяет большое внимание развитию предпринимательства, для нас очень важен диалог между бизнесом и государством, особенно в постпандемический период. Постараемся максимально все решить и ускорить уничтожение возникающих барьеров», — резюмировал встречу Тимур Сулейменов, отмечая важность поднятых вопросов.