Учёт

Правила ведения бухучета в Казахстане меняются с 7 ноября 2021 года

25800
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 октября 2021 года № 1092 внесены изменения в Правила ведения бухгалтерского учета, сообщает Учет.kz

Изменения  вводятся в действие с 7  ноября 2021 года.

В приказе Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» изменения коснулись:

  • Учета по договорам доверительного управления

  • Формирования учетной политики

  • Доверенности, печатей, ЭЦП и исправлений в документах

  • Накладной при розничной торговле

  • Выдачи денег подотчет работникам направляющей стороны

  • Взаимного зачета излишков и недостач

  Как это будет выглядеть в тексте правил ведения бухгалтерского учета?

  • в  пункте 6 дополнения по  учету договоров доверительного управления:
«6. Субъект ведет раздельный учет в случае, когда законодательством Республики Казахстан предусмотрено разделение в учете доходов, расходов, активов и обязательств по отдельным видам деятельности.
Получатели целевых поступлений из бюджета ведут раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств, полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
По договору доверительного управления балансодержатель имущества (далее-Балансодержатель) передает имущество доверительному управляющему (далее-Управляющий), кроме случаев, когда Балансодержателем является государственное учреждение.
По доверенному имуществу Управляющий ведет самостоятельный учет и составляет отдельную финансовую отчетность.»;

  • в пункт 7 внесено уточнение:
«7. Руководителем бухгалтерской службы (далее - главный бухгалтер) является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, формирование учетной политики в соответствии с международными или национальными стандартами, требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. .
Главный бухгалтер назначается, освобождается от должности и подчиняется непосредственно руководству субъекта.
На должность главного бухгалтера назначается лицо, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22003). На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер.
Назначение на должность оформляется в письменной форме.
Требования главного бухгалтера в части надлежащего оформления и своевременного представления в бухгалтерскую службу документов и сведений являются обязательными для всех подразделений субъекта.»;

  • в пунктах 24, 25 и 26 внесены изменения относительно доверенности, печатей, ЭЦП и исправлений в документах:
«24. Первичные документы составляются на казахском и (или) русском языках и скрепляются печатью субъекта при ее наличии.
25. Исправления в кассовые и банковские первичные документы не вносятся. В остальные первичные документы исправления вносятся лишь по согласованию с участниками операций, что подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.
Исправление ошибок в первичном документе на электронном носителе осуществляется путем создания нового исправленного первичного документа, оформленного в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», с указанием номера и даты исправления, содержащего ссылку на ранее составленный первичный документ (номер и дату) c отметкой «исправлено», подписи участников операции, ранее подписавших данный документ. При оформлении исправленного первичного документа на электронном носителе ранее составленный первичный документ со статусом «аннулирован» подлежит хранению.
26. Для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов вне склада покупателя применяется доверенность, как на бумажном, так и на электронном носителе, форма которой утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8265) (далее – Приказ 562). Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.
Доверенность подписывается руководством субъекта и скрепляются печатью этой организации (при ее наличии) или электронной цифровой подписью.
Доверенность не требуется руководителю исполнительного органа, который действует без доверенности.
Журнал учета выданных доверенностей, форма которого утверждена Приказом 562, применяется для регистрации выданных доверенностей, отметки их получения и исполнения поручения, и хранится у лица, ответственного за выдачу и регистрацию доверенностей или в электронной системе (в случае электронного документа). Все страницы нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью этой организации (при ее наличии).»;
   
  • правки внесли в пункт 28:
«28. Для оформления поступивших активов, имеющих количественное и (или) качественное расхождение с данными сопроводительных документов поставщика, применяется акт о приемке активов, форма которого утверждена Приказом 562. Акт о приемке активов составляется в двух экземплярах с участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной стороны.»;
 
  • пункт 32 изменен  по накладной при розничной торговле:
«32. Для учета реализации запасов применяется накладная на отпуск запасов на сторону, форма которой утверждена Приказом 562.
Составление (оформление) накладной на отпуск запасов на сторону не требуется в случае оформления сопроводительной накладной на товары в информационной системе электронных счетов-фактур Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
При розничной торговле с использованием контрольно-кассовой машины, вместо накладной на отпуск запасов выдается чек контрольно-кассовой машины, либо товарный чек (в случае технической неисправности контрольно-кассовой машины или отсутствия электроэнергии).»;

  
  • пункт 59 дополнен относительно выдачи подотчет работникам направляющей стороны:
«59. Подотчетные суммы выдаются работникам субъекта, а также работникам направляющей стороны.
Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого работника, работника направляющей стороны. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.
Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562, подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.»;

  • правила дополняются пунктом 75-1 следующего содержания:
«75-1. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения комиссии.»;

  • и Главой 6. Порядок учета операций по договорам доверительного управления:
82. Передача имущества в доверительное управление осуществляется по стоимости, по которой оно числится в бухгалтерском учете Балансодержателя на дату передачи.
Подтверждением получения имущества, в доверительное управление, является акт приема-передачи имущества с пометкой «доверительное управление».
83. Отражение Управляющим операций доверительного управления имуществом, осуществляется в соответствии с принципами формирования учетной политики, принятой Учредителем (Балансодержателем).
84. Оприходование имущества, принятого в доверительное управление, осуществляется в соответствии со сроками, установленными в договоре доверительного управления.
Управляющий начисляет по доверенному имуществу амортизационные отчисления способом и в пределах срока полезного использования, которые были приняты Балансодержателем, за исключением случаев, когда Балансодержателем доверенного имущества является государственное учреждение.
85.  Балансодержатель при составлении финансовой отчетности, включает в нее всю информацию, представленную Управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях по деятельности доверительного управления имуществом, путем суммирования аналогичных показателей.».