Учёт

Переход от МЗП к МРП в расчетах с 2022 года

7652
В своем обращении к народу Казахстана 1 сентября 2021, Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству повысить размер МЗП с 42 500 тенге до 60 000 тенге и исключить применение МЗП в качестве расчетного показателя в социальных, налоговых и других сферах.

В настоящий момент в учете и расчете налогов и взносов  значение МЗП используется в следующих случаях:
• пределы для расчета ОПВ, СО, ОСМС;
• расчет ВОСМС за ИП в свою пользу и т.д.

В связи с поручением Президента, какие действия планируются в данных случаях?

В своей речи Министр национальной экономики РК А. Иргалиев упомянул: «По поручению Главы государства планируется использовать МРП в качестве расчетного показателя в налоговой и социальной сферах».

Правильно ли мы понимаем, что во всех приведенных вариантах использования МЗП планируется переход к использованию МРП?

В каком НПА можно ознакомиться с предстоящими изменениями?

Когда будут опубликованы проекты поправок?

Смотрите Закон Республики Казахстан от 20 декабря 2021 года № 85-VII О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

Ответ Министра национальной экономики РК от 21 октября 2021 года на вопрос от 18 октября 2021 года № 710230:

В реализацию поручения Главы государства об исключении привязки к МЗП Правительством уже определенная работа проведена.

В свою очередь, Министерством национальной экономики (далее – МНЭ) проанализирован Налоговый кодекс, а также другие правовые акты в рамках компетенции МНЭ. 

МЗП применяется в Налоговом кодексе при расчете индивидуального подоходного налога. 

Из заработной платы работников вычитается 1 МЗП как стандартный вычет. 

Также при определении минимального размера облагаемой базы по социальному налогу применяется МЗП. Разработаны поправки по переводу указанных размеров в месячный расчетный показатель. 

На сегодня соответствующие поправки прорабатываются и, соответственно, по завершении работы текст законопроекта будет размещен на сайте Мажилиса Парламента Республики Казахстан. 

По линии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан также проводится работа по исключению привязки к МЗП и, соответственно, для более подробной информации о проводимой работе по линии МТСЗН, просим обратиться в данный государственный орган. 


Ответ Министра здравоохранения РК от 17 ноября 2021 года на вопрос от 21 ноября 2021 года № 712692:

Система ОСМС социально ориентированная, основана на равном доступе всех застрахованных к пакету медицинских услуг независимо от размера взноса – при обращении за помощью пациенты не ограничены в объеме и стоимости услуг (к примеру, тарифы на высокотехнологичную медицинскую помощь варьируется от 166,5 тыс. тенге (ревизия замены коленного сустава, неуточненная) до 13,3 млн  тенге (трансплантация аллогенных гемопоэтических стволовых клеток без очистки); 

  • тарифы на диагностические исследования, включая услуги функциональной диагностики – от 909,30 тенге (биомикроскопия глаза (1 глаз)) до 280,9 тыс. тенге (эндоскопическое стентирование желчевыводящих путей); 
  • при операциях, возмещаются дорогостоящие медицинские изделия: 
  • имплантация нейростимулятора головного мозга с применением стереотаксической системы - 1,5 млн  тенге; 
  • также дорогостоящие лекарственные средства – альбуминовый диализ на аппарате искусственная печень – MARS (экстракорпоральное печеночное пособие) 1,8 млн тенге и др.). 

Размер взносов на ОСМС составляет от 2 125 тенге в месяц (за год 25 500 тенге) для самостоятельных плательщиков, для плательщиков ЕСП 2 917 тенге в городах и 1 458 тенге на селе в месяц, за год 35 004 тенге/17 502 тенге, что несоизмеримо мало по сравнению со стоимостью медицинских услуг. 

Так, например, в 2020 году 1,7 млн  человек, ранее не участвовавших в системе ОСМС, уплатили ЕСП на общую сумму 1,8 млрд тенге. 

При этом  из них 84 тыс. человек пролечились в стационарах на сумму 11,0 млрд  тенге. 

Учитывая природу медицинского страхования, направленного на оказание медицинской помощи застрахованным лицам, стоимость, которой зависит от размера отчислений и взносов на ОСМС, отмечаем, что внесение изменений в действующее законодательство в части применения МРП в качестве расчетного показателя может привести к сокращению объемов поступлений средств в систему ОСМС, к финансовой неустойчивости Фонда социального медицинского страхования, сокращению объемов медицинских услуг, предоставляемых застрахованному населению, к возникновению социальной напряженности среди них. 

Наряду с этим, использование МРП в качестве расчетного показателя взносов на ОСМС приведет к ежегодному увеличению их размера, что в свою очередь вызовет недовольство со стороны представителей малого и среднего бизнеса. 

По сравнению с МРП ежегодная величина МЗП более стабильная. 

В  связи с этим отмечаем, что использование МРП взамен МЗП в системе ОСМС не предполагается.  


Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 12 ноября 2021 года на вопрос от 22 октября 2021 года № 710970:

В качестве расчетного показателя МЗП используется при исчислении индивидуального подоходного налога, возмещении стоимости услуг специалиста жестового языка, выделении средств на финансирование деятельности политических партий. 

В настоящее время, заинтересованными государственными органами проводится соответствующая работа по рассмотрению возможности изменения МЗП в качестве расчетного показателя. 

Вместе с тем в ряде законодательных актов использование МЗП в качестве расчетного показателя сохраняется:

  • при уплате социальных отчислений; 
  • при уплате пенсионных взносов; 
  • при определении объекта исчисления взносов на ОСМС и размера верхней границы доходов, с которых осуществляется уплата взносов и отчислений на ОСМС. 

С повышением минимальной заработной платы до 60 000 тенге, по прогнозным расчетам ЕНПФ, адекватно росту МЗП увеличатся «пороги минимальной достаточности» пенсионных накоплений для вкладчиков ЕНПФ. 

При этом МЗП не является расчетной величиной, а используется для определения «порога минимальной достаточности» пенсионных накоплений в качестве соответствующего параметра, в связи с чем «пороги минимальной достаточности» пенсионных накоплений сохраняются на прежнем уровне.